Законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле», разрабатывается в настоящее время Нацбанком

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле», разрабатывается в настоящее время Нацбанком

Об этом в интервью газете «Казахстанская правда» в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, разъясняет, комментирует» сообщил заместитель Председателя Национального Банка Казахстана Олег Смоляков.

Новая редакция закона не предусматривает пересмотра основных принципов осущест­вления валютных операций и целей валютного контроля и не меняет концептуальные принципы либерального ва­лютного режима.

Все вносимые изменения в основном направлены на со­здание адекватной информа­ционной базы по валютным операциям, которая будет отвечать целям проводимой государством политики, та­ким как формирование макро­экономической статистики, внедрение систем выявления рисков и угроз, связанных с трансграничными потоками капитала, противодействие отмыванию денег и финанси­рованию терроризма.

Создание такой базы бу­дет важным шагом к полной автоматизации и цифровизации процедур контроля и обработки данных. Поэтому планируемые изменения, от­вечая потребностям государ­ственного регулирования, не создадут барьеров для биз­неса, так как новая редакция закона предусматривает оп­тимизацию режимов валют­ного регулирования, включая упрощение связанных с ними процедур.

В основном нормы ва­лютного законодательства уточняются для целей опти­мизации информационных инструментов и приведения в соответствие с действу­ющими законодательными актами Республики Казахс­тан и актами Евразийского экономического союза. В ин­формационных инструментах акцент сделан на сбор сведе­ний о валютных операциях на этапе проведения платежа (перевода] денег через упол­номоченный банк.

Одной из основных посто­янных процедур валютного контроля, которая проводится банком, является проверка обо­снованности проведения кли­ентом платежа (перевода] денег по валютной операции - именно на этом этапе предполагается сбор информации о проводи­мых валютных платежах. Это позволит исключить для бан­ков процедуры формирования административных отчетов, в рамках которых банки делали выборку по отдельных катего­риям платежей и дополняли их данными из валютных досье.

При этом для клиентов это фактически не меняет сущест­вующего порядка проведения платежей (переводов] денег, а для банков увеличение объ­ема передачи данных Нацио­нальному банку компенсиру­ется сокращением количества форм административной от­четности и, соответственно, ресурсов, вовлеченных в их формирование.

В закон также внесены нор­мы, расширяющие возмож­ность проведения операций между резидентами в инос­транной валюте, перечень операций, при которых допу­скается использование экс­портной валютной выручки без зачисления ее на счета в казахстанских банках.

Кроме того, как уже отмеча­лось, в рамках нового закона предполагается оптимизация процедур валютного регули­рования. Поэтому ожидается, что принятие нового зако­на не повлечет увеличения административных расхо­дов участников внешнеэко­номической деятельности, связанных с соблюдением требований валютного зако­нодательства, а по мере совер­шенствования автоматизации обработки данных они будут сокращаться.

В новом законе пересмотрят статус валютного резидентства для филиалов (представительств] иностранных нефинансовых организаций, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.

По действующему валютно­му законодательству филиалы иностранных организаций, исходя из места юридиче­ской регистрации головной компании, признаются нере­зидентами. Вместе с тем важ­но учитывать, что филиалы иностранных организаций, действующие на территории Казахстана, например в добы­вающих отраслях, производят существенную часть экспорта и ВВП страны, получая доход от использования казахстан­ских ресурсов. В контексте макроэкономики такие фи­лиалы иностранных органи­заций рассматриваются как самостоятельные субъекты, имеющие центр экономиче­ского интереса в принима­ющей стране - в Казахстане.

Исходя из этого, с учетом значимых объемов деятель­ности филиалов иностран­ных компаний в Казахстане и потенциала их дальнейшего роста назрела необходимость обеспечения единой трактов­ки статуса их резидентства в законодательстве Казахстана.

Филиалы иностранных бан­ков и страховых организаций, которые будут допущены на казахстанский рынок, по дей­ствующему законодательству уже признаются резидентами, поэтому статус валютного резидентства для филиалов иностранных нефинансовых организаций с коммерческим присутствием в Казахстане является логичным и после­довательным шагом в рамках реализации общей для всех филиалов иностранных ор­ганизаций концепции резидентства.

Законопро­ект, не несет рисков ухудше­ния условий деятельности для филиалов иностранных компаний, предоставляет возможность формирования более качественных и опера­тивных данных по валютным операциям резидентов и обес­печивает основу для форми­рования адекватной оценки рисков для внешней позиции Казахстана. Поэтому его при­нятие не повлечет ухудшение условий для инвестиций в Казахстан, а улучшение ка­чества аналитики важно не только для государственных органов, но и для иностран­ных инвесторов. В отношении других от­раслей законодательства, а также налогового режима для филиалов иностранных организаций смена их статуса резидентства по валютному законодательству не повлечет никаких изменений.

Законопроектом не планируется введение валют­ных ограничений, в том числе на операции движения капита­ла. В качестве антикризисной меры сохраняются действу­ющие нормы по введению в чрезвычайных условиях спе­циального валютного режима.

Тем не менее законопроек­том предусмотрено усиление мониторинга в отношении внешнеторговых договоров и договоров финансового займа, заключенных с нерезидента­ми, обладающих признаками сомнительности, несоответ­ствия обычаям делового обо­рота либо отсутствия явного экономического смысла, про­ведение которых может быть направлено на вывод капита­ла из Казахстана.

Для таких сделок, которые потенциально могут исполь­зоваться для целей вывода капитала из страны, предус­мотрено, что резидент изна­чально предоставляет обслу­живающему банку разрешение на передачу сведений по ним органам валютного контроля и правоохранительным орга­нам, а также обязательства по регулярному информиро­ванию об исполнении обяза­тельств по таким договорам. Ожидается, что внедряемые процедуры раскрытия инфор­мации по таким контрактам заведомо исключат возмож­ность использования «серых» схем вывода капитала.


Рассказать друзьям:

 
Текст сообщения*

Возврат к списку