Об этом в интервью газете «Казахстанская правда» в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, разъясняет, комментирует» сообщил заместитель Председателя Национального Банка Казахстана Олег Смоляков.
Новая редакция закона не предусматривает пересмотра основных принципов осуществления валютных операций и целей валютного контроля и не меняет концептуальные принципы либерального валютного режима.
Все вносимые изменения в основном направлены на создание адекватной информационной базы по валютным операциям, которая будет отвечать целям проводимой государством политики, таким как формирование макроэкономической статистики, внедрение систем выявления рисков и угроз, связанных с трансграничными потоками капитала, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.
Создание такой базы будет важным шагом к полной автоматизации и цифровизации процедур контроля и обработки данных. Поэтому планируемые изменения, отвечая потребностям государственного регулирования, не создадут барьеров для бизнеса, так как новая редакция закона предусматривает оптимизацию режимов валютного регулирования, включая упрощение связанных с ними процедур.
В основном нормы валютного законодательства уточняются для целей оптимизации информационных инструментов и приведения в соответствие с действующими законодательными актами Республики Казахстан и актами Евразийского экономического союза. В информационных инструментах акцент сделан на сбор сведений о валютных операциях на этапе проведения платежа (перевода] денег через уполномоченный банк.
Одной из основных постоянных процедур валютного контроля, которая проводится банком, является проверка обоснованности проведения клиентом платежа (перевода] денег по валютной операции - именно на этом этапе предполагается сбор информации о проводимых валютных платежах. Это позволит исключить для банков процедуры формирования административных отчетов, в рамках которых банки делали выборку по отдельных категориям платежей и дополняли их данными из валютных досье.
При этом для клиентов это фактически не меняет существующего порядка проведения платежей (переводов] денег, а для банков увеличение объема передачи данных Национальному банку компенсируется сокращением количества форм административной отчетности и, соответственно, ресурсов, вовлеченных в их формирование.
В закон также внесены нормы, расширяющие возможность проведения операций между резидентами в иностранной валюте, перечень операций, при которых допускается использование экспортной валютной выручки без зачисления ее на счета в казахстанских банках.
Кроме того, как уже отмечалось, в рамках нового закона предполагается оптимизация процедур валютного регулирования. Поэтому ожидается, что принятие нового закона не повлечет увеличения административных расходов участников внешнеэкономической деятельности, связанных с соблюдением требований валютного законодательства, а по мере совершенствования автоматизации обработки данных они будут сокращаться.
В новом законе пересмотрят статус валютного резидентства для филиалов (представительств] иностранных нефинансовых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.
По действующему валютному законодательству филиалы иностранных организаций, исходя из места юридической регистрации головной компании, признаются нерезидентами. Вместе с тем важно учитывать, что филиалы иностранных организаций, действующие на территории Казахстана, например в добывающих отраслях, производят существенную часть экспорта и ВВП страны, получая доход от использования казахстанских ресурсов. В контексте макроэкономики такие филиалы иностранных организаций рассматриваются как самостоятельные субъекты, имеющие центр экономического интереса в принимающей стране - в Казахстане.
Исходя из этого, с учетом значимых объемов деятельности филиалов иностранных компаний в Казахстане и потенциала их дальнейшего роста назрела необходимость обеспечения единой трактовки статуса их резидентства в законодательстве Казахстана.
Филиалы иностранных банков и страховых организаций, которые будут допущены на казахстанский рынок, по действующему законодательству уже признаются резидентами, поэтому статус валютного резидентства для филиалов иностранных нефинансовых организаций с коммерческим присутствием в Казахстане является логичным и последовательным шагом в рамках реализации общей для всех филиалов иностранных организаций концепции резидентства.
Законопроект, не несет рисков ухудшения условий деятельности для филиалов иностранных компаний, предоставляет возможность формирования более качественных и оперативных данных по валютным операциям резидентов и обеспечивает основу для формирования адекватной оценки рисков для внешней позиции Казахстана. Поэтому его принятие не повлечет ухудшение условий для инвестиций в Казахстан, а улучшение качества аналитики важно не только для государственных органов, но и для иностранных инвесторов. В отношении других отраслей законодательства, а также налогового режима для филиалов иностранных организаций смена их статуса резидентства по валютному законодательству не повлечет никаких изменений.
Законопроектом не планируется введение валютных ограничений, в том числе на операции движения капитала. В качестве антикризисной меры сохраняются действующие нормы по введению в чрезвычайных условиях специального валютного режима.
Тем не менее законопроектом предусмотрено усиление мониторинга в отношении внешнеторговых договоров и договоров финансового займа, заключенных с нерезидентами, обладающих признаками сомнительности, несоответствия обычаям делового оборота либо отсутствия явного экономического смысла, проведение которых может быть направлено на вывод капитала из Казахстана.
Для таких сделок, которые потенциально могут использоваться для целей вывода капитала из страны, предусмотрено, что резидент изначально предоставляет обслуживающему банку разрешение на передачу сведений по ним органам валютного контроля и правоохранительным органам, а также обязательства по регулярному информированию об исполнении обязательств по таким договорам. Ожидается, что внедряемые процедуры раскрытия информации по таким контрактам заведомо исключат возможность использования «серых» схем вывода капитала.