Учёт

Заключительное заявление миссии сотрудников МВФ относительно ситуации в экономике и финансовом секторе

1467

Миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) под руководством Хоссейна Самии находилась в Алматы и Астане в период с 28 ноября по 5 декабря с целью изучения ситуации в экономике и финансовом секторе, а также экономической политики в рамках подготовки к проведению в мае 2013 года консультаций в соответствии со Статьей IV. Миссия выражает признательность официальным органам и другим должностным лицам за продуктивные обсуждения. По завершении визита г-н Самии сделал следующее заявление:

Экономический рост замедляется, однако, как ожидается, сохранится на устойчивом уровне в текущем году. Замедление роста обусловлено прежде всего пониженным внешним спросом и резким сокращением объема производства в сельском хозяйстве по сравнению высоким его объемом в прошлом году. Официальные органы ожидают, что прогноз по экономическому росту на 2012 год будет понижен с 5½ процента до 5 процентов. Инфляционное давление снизилось, и ожидается, что на конец 2012 года инфляция составит немногим более 6 процентов. Несмотря на то, что базовые экономические показатели сохраняются на относительно высоком уровне, что отражается в последних оценках рейтинговых агентств, риски в основном связаны с возможным ухудшением ситуации. Они отражают возможное дальнейшее ухудшение состояния мировой экономики, что может повлиять на цены на нефть и экономический рост в странах - основных торговых партнерах Казахстана, а также слабые места в банковском секторе страны.

Банковский сектор по-прежнему остается уязвимым, а рост кредита - умеренным. Несмотря на высокий уровень ликвидности и капитализации, а также появление признаков улучшения показателей рентабельности, объем необслуживаемых кредитов (НОК), составляющий более 30 процентов от общего объема ссуд, по-прежнему весьма высок. Ограниченные возможности кредитования в условиях более жесткого пруденциального регулирования сдерживают рост кредита. Кроме того, кредитование сконцентрировано в отдельных малых и средних банках, в то время как крупные банки продолжают сокращать долю заемных средств. По предложенному второму раунду реструктуризации банка БТА достигнуто соглашение кредиторов. В дополнение к реструктуризации будет необходим жизнеспособный бизнес-план, включающий меры по укреплению системы управления рисками в банке и по минимизации условных обязательств перед государством.

Ведется работа по урегулированию вопроса о накопленном объеме НОК, однако результаты к настоящему времени незначительны. В настоящее время применяются три инструмента экономической политики: продажа созданному при Национальном банке Казахстана (НБК) Фонду проблемных активов (ФПА) некоторых неработающих ссуд, не связанных со сферой недвижимости; перевод ссуд в управляемые банками компании специального назначения (КСН); и списание ссуд без налоговых последствий (в настоящее время предусмотрено, что эта мера действует по декабрь 2013 года включительно). ФПА начал выкупать ссуды в пилотном режиме, а некоторые банки приступили к созданию КСН. Этот пакет мер представляет собой шаг в правильном направлении. Тем не менее, по-прежнему существует много препятствий, и продвижение вперед идет медленно: по мнению официальных органов, для полного решения проблемы будет необходимо применять эти меры не менее 2-3 лет. Препятствия отражают трудности в реализации необходимых законодательных и налоговых реформ, нежелание банков продавать некоторые активы в ожидании роста цен, а также сложность процесса реструктуризации ссуд. Принимая во внимание риски для финансовой стабильности и экономического роста, официальным органам следует: (i) сделать все возможное для ускорения процесса путем устранения сохраняющихся ограничений и побуждать банки к принятию незамедлительных решений; (ii) обеспечить реалистичную оценку передаваемых в КСН активов и не допускать уклонения от выполнения требований пруденциального регулирования; и (iii) пересмотреть модель функционирования ПФА на основе результатов его деятельности.

В перспективе чрезвычайно важно избегать повторного возникновения данной проблемы. В этой связи официальные органы ввели некоторые требования пруденциального регулирования и планируют принять отдельные элементы системы «Базель-III», а банки сообщают об укреплении своих систем управления рисками и практики кредитования. Тем не менее, существует настоятельная необходимость продолжить работу по укреплению банковского надзора (прежде всего, активизировать выездные проверки и обеспечить разработку банками жизнеспособных бизнес-планов). Кроме того, необходимо дальнейшее укрепление макропруденциального надзора, а также инфраструктуры для минимизации кредитного риска, в том числе посредством совершенствования оценки ликвидности банковского сектора и косвенных кредитных рисков, системы раннего предупреждения и функционирования кредитного реестра. МВФ готов предоставить техническую помощь по данным вопросам, в том числе с участием уже назначенного эксперта по проблемам НОК, который будет работать с НБК на длительной основе.

Следует продолжить работу по согласованию и уточнению целей и инструментов денежно-кредитной политики. Учитывая снижение инфляции, НБК снизил официальную ставку по своим операциям, продолжив при этом осуществлять интервенции для сглаживания колебаний обменного курса. Однако передачу воздействия ставки по операциям НБК на рыночные процентные ставки затрудняет отсутствие полномасштабного межбанковского рынка, поэтому смягчение денежно-кредитных условий происходит медленно. Проведение денежно-кредитной политики осложняется долларизацией экономики, и официальный переход к таргетированию инфляции в настоящий момент может быть нецелесообразным. Тем не менее, опираясь на сильные стороны действующей системы, можно предпринять подготовительные шаги, в том числе посредством повышения прозрачности денежно-кредитной политики, анализа и уточнения роли валютной политики, а также уделяя большее внимание закреплению ожиданий в отношении базовой инфляции. В этой связи НБК следует рассмотреть вопрос о совершенствовании системы информирования общественности посредством предоставления более подробной информации о факторах, определяющих принятие решений об уровне процентных ставок, в формате официальных сообщений по завершении заседаний и квартальных отчетов по инфляции.

Ключевой задачей является сокращение ненефтяного дефицита в 2013 году и в среднесрочный период. Более низкие по сравнению с предусмотренными в бюджете на 2012 год доходы, связанные с нефтяным сектором, частично компенсировались за счет уточнения расходов в сторону их сокращения. Кроме того, были внесены поправки в законодательство, с тем чтобы в будущем обеспечить обусловленность некоторых из предусмотренных в бюджете расходов поступлением доходов. С учетом недопоступления в 2012 году, бюджет на 2013 год предусматривает сокращение ненефтяного дефицита более чем на 1 процент ВВП на консолидированной основе; следует неукоснительно следовать этой цели. В среднесрочной перспективе официальные органы сохраняют приверженность задаче сокращения ненефтяного дефицита до устойчивого уровня посредством ограничения роста расходов. Чтобы повысить доверие к этим планам, официальным органам следует: продолжить работу по сокращению применения режимов льготного налогообложения; расширять налоговую базу ненефтяного сектора (в том числе посредством сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов в специальных экономических зонах); рассмотреть вопрос о пересмотре ставок некоторых налогов. Кроме того, чрезвычайно важно совершенствовать бюджетное планирование, повышая прозрачноть операций АО «Самрук-Казына». В этой связи следует приветствовать принятые недавно поправки в законодательство с целью разделения коммерческой функции АО «Самрук-Казына» как организации, осуществляющей управление государственными активами, и его роли как учреждения по реализации государственных программ.

Главной долгосрочной целью остается сокращение зависимости экономики от нефти. С этой целью официальные органы разрабатывают планы по диверсификации экономики с использованием части нефтяных доходов для инвестирования в ненефтяной сектор и в развитие инфраструктуры, в том числе, возможно, посредством частного и государственного партнерства (ГЧП). Такое партнерство может сыграть важную роль в усилении диверсификации, однако весьма важно обеспечить прозрачность контрактов с целью контроля за условными обязательствами. При этом выбранные проекты должны иметь высокую рентабельность, соответствовать задачам обеспечения устойчивости бюджета, а также макроэкономическому потенциалу и возможностям их реализации. Для успешной диверсификации также необходимо продолжить работу по улучшению деловой среды.