Учёт

Зачем Минфину отмена моратория на проверки

1925

Вице-министр финансов Марат Султангазиев объяснил, почему Минфин предлагает вернуть проверки малого бизнеса. По его словам, "безответственность предпринимателей сыграла на руку контрабандистам, наводнившим рынок Казахстана нелегальным товаром", сообщает Учет.kz

Вице-министр уточнил, что проверки нужны лишь в сфере неиспользуемых кассовых аппаратов. Минфин не просит вернуть налог для бизнеса, а только разрешить проверки с 2022 года.

"Одна из важных наших задач - сокращение теневой экономики. За счет информсистем мы имеем возможность отслеживать товар от производителя до потребителя. Последним звеном в данной системе являются онлайн-кассовые аппараты. С их помощью  налоговые службы имеют возможность в онлайн-режиме видеть показания, и когда к нам поступает налоговая отчетность, мы можем сравнивать выручку с указанной в декларациях. Налоговая культура и дисциплина повышалась из года в год. Но когда ввели мораторий на проверки и освобождение по налогам на доходы (в 2020 году. - Прим.), все меньше и меньше предпринимателей стали использовать кассовые аппараты. Хотя продажи есть, доход идет, мы это видим по разным признакам, система управления рисками у нас работает", - пояснил Султангазиев.

По его словам, из 560 тысяч субъектов микро- и малого бизнеса, имеющих кассовые аппараты, только 280 тысяч их используют - это половина от общего числа. В 2021 году количество таких "уклонистов" увеличилось на 11 процентов.

"Какие-то причины оправданы. Есть ряд предпринимателей, которые работают по безналичному расчету. Им кассовый аппарат не требуется. 17,5 тысячи являются сезонными работниками - это крестьянские хозяйства и другие. Примерно 84,5 тысячи владельцев кассовых аппаратов являются потенциальными нарушителями. Не случайно в прошлом году 19 тысяч жалоб мы получили на непробитые чеки и на невыдачу кассовых чеков", - отметил вице-министр.

Пробитый чек - это гарантия товара. С ним покупатель может направить жалобу на некачественный товар, вернуть или обменять его в случае необходимости.

"5,5 тысячи бизнесменов пробивают один или два чека в день, средний чек - 4500 тенге. 1,5 тысячи бизнесменов пробивают каждый день одну и ту же сумму - 100 или 1000 тенге. Мы видим эти явные нарушения и если на несколько таких нарушений среагируем, общая культура и дисциплина сразу подтянутся. Мораторием воспользовались 1 миллион 256 тысяч субъектов. Льготы на 324 миллиарда тенге предоставлены в течение трех лет. От них требовалось лишь одно - соблюдение кассовой дисциплины и налоговой культуры", - пояснил Султангазиев.

Вице-министр добавил, что "среагируем" - не значит сразу оштрафуем. К таким предпринимателям направят оповещение и предупреждение. Штраф выписывают только за повторное нарушение в размере 15 МРП - 43,7 тысячи тенге.

В 2020 году было много фактов лжетранзита. Когда из Кыргызстана выезжают и говорят, что едут в Россию или из России едут, говорят, что едут в третью страну. На самом деле остаются здесь и торгуют в тени. О таком товаре нет информации, происхождение неизвестно, налог не уплачен. По всей цепочке от оптовика до розницы этот товар продается мимо кассовых аппаратов. Конечно, с таким товаром конкурентный по цене и добросовестный импортер уже не может конкурировать. Вот для вывода из тени таких товаров нам нужна кассовая дисциплина малого бизнеса.  Когда товар вовлекут в легальный оборот, мы увидим, что за него деньги поступают в кассу, на него есть лицензия. Товар, к примеру, алкоголь, мы можем отследить до производителя через маркировку. Если мы не можем отследить, значит это нелегальный алкоголь. Нет ни чеков, ни маркировки, ни электронных счетов-фактур. Вот в отношении таких бизнесменов мы и будем проводить проверки", - рассказал Султангазиев.

По его словам, проверок по кассовой дисциплине было немного и до моратория. Но единичные показательные административные штрафы дисциплинируют всех бизнесменов. То есть сам факт возможности проверки будет нести профилактическую пользу, уверяют в Минфине.