Учёт

Взяткодательство в государственных органах

1315

Хотелось бы начать немного нестандартно и сказать, что не все так страшно с коррупцией у нас в Казахстане, как это порой представляется. По сути дела, у коррупции множество самых различных определений. Но коррупция существовала, существует и, наверное, будет существовать, пока существуют государства, пока существует социум, общество. Она в большей или меньшей степени присутствует и в самых благополучных государствах, и в государствах с молодой демократией, как наш Казахстан. Понятия госслужба и коррупция неразрывно связаны. Хотя, на мой взгляд, это не совсем правильно, в том числе и с законодательной точки зрения. В частности, "получение незаконного вознаграждения" - статья в Уголовном кодексе. Она не включена в главу о коррупционных преступлениях. Хотя, по сути дела, она касается именно незаконного получения работником госоргана либо госорганизации, не являющимся лицом, уполномоченным на выполнение госфункций, а также работником негосударственной организации, не выполняющим управленческие функции, материального вознаграждения (подарков), льгот и услуг имущественного характера за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг его обязанностей, если это деяние сопряжено с вымогательством.

В первую очередь борьба с коррупцией ведется на фронте государственной службы. А между тем она должна вестись повсеместно, в том числе и в негосударственной сфере.В системе органов по борьбе с коррупцией очень сложно выстроить, какой из них самый главный. Существует Государственная комиссия по борьбе с коррупцией и по вопросам соблюдения этики государственными служащими. Это госкомиссия при Президенте. Она рассматривает особо важные дела коррупционного характера и дела по фактам нарушения этики государственными служащими, подрывающими, по сути дела, имидж Республики Казахстан как государства. Органы прокуратуры. Согласно Конституции, прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением законности. Прокуратурой выполняется большой объем работы, но существует, может быть, не совсем верная направленность борьбы органов прокуратуры с коррупцией. Потому что существует определенная тенденция: в частных беседах ссылаются на некое негласное указание о том, что, мол, мы, работники прокуратуры, защищаем только государственные органы. Если гражданин обращается в прокуратуру, ему очень часто - в 90% случаев - поступает отписка, о том, что прокуратурой поддерживается заявка иска в суд только от лица государственного органа. И таким образом большой пласт правоотношений, законных прав и интересов граждан РК, юридических лиц остается за бортом защитного зонтика органов прокуратуры. Очень важным является контроль над расходованием бюджетных средств. В этой сфере, безусловно, самым главным является Счетный Комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета, орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту. Он контролирует исполнение бюджетных программ. В процессе расходования средств по бюджетным программам сложилась негативная практика нецелевого их расходования. Счетный комитет вскрывает, в первую очередь, именно эти факты. У счетного комитета сейчас, может быть, недостаточно полномочий, недостаточно четко определены его функции. С принятием нового Бюджетного кодекса, будем надеяться, работа счетного комитета активизируется. Несколько иного характера работу по контролю над расходованием бюджетных средств республиканскими государственными предприятиями, казенными предприятиями осуществляет Комитет финансового контроля Министерства финансов. Потому что именно государственные предприятия, ведомства, министерства остаются наиболее закрытыми от общественного контроля. И в какой-то степени - надо называть вещи своими именами - они закрыты в силу своего статуса государственных учреждений и от правоохранительных органов. Именно поэтому работа Счетного комитета и Комитета финансового контроля очень важна для нашего государства и для всех нас. Сугубо специализированным органом является, безусловно, Агентство по борьбе с экономическими коррупционными преступлениями, финансовая полиция, которую ругают все кому не лень. Ругают, в первую очередь, предприниматели. Может быть, за жесткие методы работы. Может быть, за действительно имеющие место факты и вымогательства, и, как предприниматели выражаются, "наездов". У финансовой полиции достаточно жесткие методы. Факт остается фактом. Ряд коррупционных преступлений относится к подследственности органов внутренних дел и Комитета национальной безопасности. По поводу этой подследственности. Наличие параллельных функций в органах внутренних дел, финансовой полиции и КНБ и, нездоровое "соревнование" между ними относительно высокого уровня раскрываемости преступлений часто мешает работе. Меры уголовного преследования должны быть жесткими. Безусловно. И правоохранительные органы должны работать как часы. Но если они мешают и конкурируют друг с другом, вырывают друг у друга дела, то в результате это только вредит раскрываемости. И, безусловно, следует обратить внимание на изменение уголовно-процессуального кодекса в направлении создания рабочих групп, состоящих из специалистов других ведомств и организаций. Когда объединятся усилия, работа движется лучше. Связка коррупции и преступлений против интересов государственной службы. Потому что, как я до этого приводил пример, происхождение коррупции основывается на "незаконном вознаграждении" (статья 224-я). Бизнесмен, который вручает незаконное вознаграждение, привыкает к этому, а когда он приходит, например, на государственную службу, то он по привычке продолжает эту коррупционную практику. Неслучайно есть очень циничное выражение, что лучшее вложение средств - это власть. И получается, что люди уходят во власть не с целью работать на государство и общество, а с целью приобретения незаконного капитала. Таких случаев множество. В настоящее время Уголовный кодекс РК предусматривает 9 составов коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и госуправления. Это злоупотребление служебными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, служебный подлог, бездействие по службе и халатность. Административный кодекс содержит 6 правонарушений. Если рассматривать само понятие "коррупция" намного шире, а именно как деяния, имеющие большую общественную опасность, то необходим объединенный подход к борьбе с преступлениями и против интересов государственной службы, и преступлениями против интересов службы в негосударственных, коммерческих либо иных организациях. Статья 228 УК: "Злоупотребление полномочиями" лицом, исполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц или организаций. Далее, особым преступлением является злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Дело в том, что, собственно, весь гражданский оборот состоит из сделок. И злоупотребление своими полномочиями со стороны частных нотариусов - это деяние, на мой взгляд, представляет достаточно серьезную общественную опасность. То же самое касается и аудиторов. То же самое может касаться оценщиков, учитывая сегодняшний бум недвижимости. Причинно-следственные связи здесь могут быть самыми разными. Коммерческий подкуп - это, в принципе, та же самая взятка. В одной статье - 231 - объединены два состава. Это передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконного вознаграждения и получением лицом взятки. То есть те коррупционные правонарушения, которые выделены в отдельные статьи - дача взятки и получение взятки - здесь как бы объединены в одну статью. И при этом не выделяется в виде специального состава "посредничество в даче взятки". Хотя есть практика, когда человек получает незаконное вознаграждение, передавая денежные средства или что-то иное, будучи посредником между получателем коммерческого подкупа и тем, кто дает это незаконное вознаграждение. Звеньями системы органов по борьбе с коррупцией являются также дисциплинарные советы при акимах областей, городов Алматы и Астана. Это структуры, на мой взгляд, наименее открытые для общества. Очень мало сведений об их деятельности имеется в СМИ. Возможно, это связано с тем, что председателя дисциплинарного совета при акиме, скажем, области, назначает сам же аким области. По сути дела, дисциплинарный совет призван бороться с коррупцией во всем государственном аппарате области, я думаю, не исключая и самого акима. Но как может бороться дисциплинарный совет с тем человеком, который назначил его председателем этого совета? Это, безусловно, недочет. И возможно законодателю также следует обратить на это внимание, поскольку основным инструментом у нас является закон "О борьбе с коррупцией". И по роли дисциплинарных советов, возможно, следует внести существенные дополнения и изменения. И в завершение хотелось бы сказать о безусловно важной роли судов, судебных органов. Здесь я имею в виду не только сами приговоры по коррупционным правонарушениям, а вынесение частных постановлений и определений. О чем здесь речь? Если при рассмотрении какого-либо гражданского или уголовного дела выявляются нарушения закона, в том числе, коррупционные правонарушения и преступления, не связанные с рассмотрением непосредственно конкретного дела, то судья обязан вынести частное определение либо постановление. К большому сожалению, судьями из-за недостатка времени или из-за нежелания это делается не всегда, но делается. И в этом очень большая роль судебных органов. Дело в том, что, по Конституции, частные определения либо постановления не являются судебным актом, обязательным к исполнению на всей территории РК всеми органами. О роли СМИ. Это достаточно больной вопрос. Существует достаточно серьезная норма в УПК (в уголовно-процессуальном кодексе), которая определяет, что по любым фактам преступлений либо правонарушений, в том числе и коррупционных, основанием для возбуждения уголовных дел могут являться сообщения в средствах массовой информации. Роль СМИ очень важна, но бывает так, что они "трубят" о тех или иных коррупционных правонарушениях, а правоохранительные органы почему-то не реагируют. Наверное, не следует забывать об этой роли СМИ, об этой норме УПК. И если какой-либо правоохранительный орган, несмотря на прямое обращение, почему-то не реагирует на сообщение в СМИ, то следует задуматься, может быть, о правонарушениях, способствующих коррупции, которые имеют место в самом правоохранительном органе, если там не видят очевидного. Это очень важная глава в законе "О коррупции".

Жанбырбаева А.М. – главный специалист отдела финансового оздоровления и банкротства Департамента Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ РК по г. Алматы