Доходы исполнены с ростом, а освоение расходов сложилось лучше прежней динамики.
Так, поступления по всем уровням бюджета выполнены, государственная казна пополнилась на 19% или 602 млрд.тенге больше чем год назад.
Данный прирост связан, в том числе, с увеличением размеров трансфертов из Нацфонда.
Расходы государственного бюджета освоены почти на 4 трлн.тенге.
Не освоено 130 млрд.тенге, в т.ч. по республиканскому бюджету - 77 млрд.тенге.
О некотором улучшении администрирования расходов центральными госорганами говорит сокращение сумм их неосвоения против 84 млрд.тенге за аналогичный период прошлого года.
Органами финансового контроля выявлены и устранены бюджетные нарушения на 80 млрд.тенге. Здесь также заметен прогресс.
Следующим шагом станет переход на государственный аудит, который снизит ошибки и риски расходования. Соответствующий проект закона внесен и обсуждается в Парламенте.
Дефицит республиканского бюджета сложился на уровне 285 млрд.тенге и полностью профинансирован внутренним заимствованием.
Государственный долг находится на безопасном уровне. Рассматриваются возможности для выгодного привлечения внешних источников.
***
Для повышения фискального администрирования внедрен ряд мер, призванных повысить собираемость доходов бюджета и, одновременно, улучшить условия для бизнеса.
С 1 июля т.г. введены электронные счета-фактуры. Это улучшит администрирование НДС и снизит теневые обороты по этому налогу.
В таможенном декларировании замена бумажных на электронные формы снижает временные затраты участников ВЭД в 5 раз.
Для дальнейшего сокращения издержек бизнеса в Парламент внесен законопроект, предусматривающий перенос акцента в таможенном контроле на стадию после прохождения товарами экономической границы.
Вышеназванные фискальные меры прямо связаны с задачей снижения доли теневой экономики. Здесь также приняты конкретные решения.
Полным ходом идет реализация программы по легализации капитала.
Данная акция стартует с 1 сентября.
Принят Закон, все подзаконные акты к нему разработаны и будут утверждены до 15 августа. Определены технические детали по инструментам инвестирования легализуемых денег.
Координация налоговых органов, акиматов и банков обеспечена работой специальных комиссий на всех уровнях. Организованы колл-центры и работа со СМИ.
В результате, планируется вовлечь в экономику около 2-х трлн. тенге в течение текущего и 2015 годов.
Бюджет может пополниться на 100 млрд.тенге.
Изменено регулирование алкогольной отрасли с целью стимулирования здоровой конкуренции и защиты потребителей. В сжатые сроки внесен в Парламент и принят соответствующий законопроект.
Также принято совершенно новое законодательство в сфере реабилитации и банкротства предприятий, существенно влияющее на их мобильность.
Проводится определенная работа, направленная на создание условий для развития реальной экономики.
Для оживления её кредитования приняты налоговые послабления для банков и осваиваются первые 100 млрд.тенге из триллионного пакета.
В рамках осеннего уточнения бюджета планируется капитализировать Фонд проблемных кредитов.
Приняты законодательные меры по расширению доступа бизнеса к государственным закупкам.
Количество участников электронных госзакупок выросло на 30 тыс. или 16%.
При этом количество состоявшихся конкурсов с первой попытки увеличилось в 2 раза, а нарушения процедур сократились на 3000.
Министерство финансов РК