Учёт

Выступление Заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК Б. Султанова на расширенном Заседании правительства РК

1152
В отчетном периоде бюджет исполнялся в условиях повышения ставок отдельных налогов и платежей, введения моратория на проверки бизнеса, облегчения процедур закупок и исполнения бюджета. Проведено одно уточнение республиканского бюджета.


Доходы исполнены с ростом, а освоение расходов сложилось лучше прежней динамики.

Так, поступления по всем уровням бюджета выполнены, государственная казна пополнилась на 19% или 602 млрд.тенге больше чем год назад.

Данный прирост связан, в том числе, с увеличением размеров трансфертов из Нацфонда.

Расходы государственного бюджета освоены почти на 4 трлн.тенге.
Не освоено 130 млрд.тенге, в т.ч. по республиканскому бюджету - 77 млрд.тенге.

О некотором улучшении администрирования расходов центральными госорганами говорит сокращение сумм их неосвоения против 84 млрд.тенге за аналогичный период прошлого года.

Органами финансового контроля выявлены и устранены бюджетные нарушения на 80 млрд.тенге. Здесь также заметен прогресс.

Следующим шагом станет переход на государственный аудит, который снизит ошибки и риски расходования. Соответствующий проект закона внесен и обсуждается в Парламенте.

Дефицит республиканского бюджета сложился на уровне 285 млрд.тенге и полностью профинансирован внутренним заимствованием.

Государственный долг находится на безопасном уровне. Рассматриваются возможности для выгодного привлечения внешних источников.

***
Для повышения фискального администрирования внедрен ряд мер, призванных повысить собираемость доходов бюджета и, одновременно, улучшить условия для бизнеса.

С 1 июля т.г. введены электронные счета-фактуры. Это улучшит администрирование НДС и снизит теневые обороты по этому налогу.
В таможенном декларировании замена бумажных на электронные формы снижает временные затраты участников ВЭД в 5 раз.

Для дальнейшего сокращения издержек бизнеса в Парламент внесен законопроект, предусматривающий перенос акцента в таможенном контроле на стадию после прохождения товарами экономической границы.

Вышеназванные фискальные меры прямо связаны с задачей снижения доли теневой экономики. Здесь также приняты конкретные решения.
Полным ходом идет реализация программы по легализации капитала.
Данная акция стартует с 1 сентября.

Принят Закон, все подзаконные акты к нему разработаны и будут утверждены до 15 августа. Определены технические детали по инструментам инвестирования легализуемых денег.

Координация налоговых органов, акиматов и банков обеспечена работой специальных комиссий на всех уровнях. Организованы колл-центры и работа со СМИ.

В результате, планируется вовлечь в экономику около 2-х трлн. тенге в течение текущего и 2015 годов.
Бюджет может пополниться на 100 млрд.тенге.

Изменено регулирование алкогольной отрасли с целью стимулирования здоровой конкуренции и защиты потребителей. В сжатые сроки внесен в Парламент и принят соответствующий законопроект.

Также принято совершенно новое законодательство в сфере реабилитации и банкротства предприятий, существенно влияющее на их мобильность.
Проводится определенная работа, направленная на создание условий для развития реальной экономики.

Для оживления её кредитования приняты налоговые послабления для банков и осваиваются первые 100 млрд.тенге из триллионного пакета.

В рамках осеннего уточнения бюджета планируется капитализировать Фонд проблемных кредитов.

Приняты законодательные меры по расширению доступа бизнеса к государственным закупкам.

Количество участников электронных госзакупок выросло на 30 тыс. или 16%.
При этом количество состоявшихся конкурсов с первой попытки увеличилось в 2 раза, а нарушения процедур сократились на 3000.

Министерство финансов РК