Выступление руководителя ДГД по г. Астана Скакова А.Б на конференции по актуальным вопросам налогообложения

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Выступление руководителя ДГД по г. Астана Скакова А.Б на конференции по актуальным вопросам налогообложения

«В шаге от ЭКСПО-2017»

   

Добрый день уважаемые участники конференции! Дамы и господа!

В Астане это первая научно-практическая конференция по актуальным вопросам налогообложения, и я уверен, что она будет полезной как для бизнеса, так и для фискальных органов.

В своем выступлении мне хотелось бы изложить свое видение о работе по качеству услуг, налоговом консалтинге, бенчмаркинге, подготовке к ЭКСПО 2017.

Первое - об экономических ориентирах столицы. Астана столица нашей Родины, это центр принятия важных экономических и политических решений. Сегодня в столице действует 138 тыс активных субъектов предпринимательства. Они на 12% формируют ВВП страны. 11% инвестиций в стране приходится на столицу, каждый пятый построенный квадрат от всего объема строительства возводится в Астане. Ежегодно столицу посещают 165 иностранных туристов. В прошлом году Астана впервые стала донором республиканского бюджета. Все это говорит об улучшении делового климата столицы.

Второе, что делается нами для улучшения бизнес-среды. Общеизвестно, что высокий уровень налоговой и таможенной культуры влияет на сбор доходов бюджета и снижает затраты на администрирование. Мы стремимся создать зону комфортного обслуживания для предпринимателей.

В Астане внедрена новая концепция, где главным критерием является комфорт для посетителей и высокий уровень клиентоориентированности.

Перезагрузка процессов дала возможность в несколько раз сократить временные затраты услугополучателей. Сегодня посещение органов госдоходов столицы занимает по налоговым услугам не более 7 минут, по таможенным услугам до 1,5 часа. Если клиент получает налоговую услугу свыше 15 минут, то это нами оценивается как ЧП. При департаменте открыт ситуационный центр контроля качества услуг, где ведется удаленный мониторинг за состоянием данной работы.

В июне т.г открыт зал таможенного оформления при ТЛЦ, который является первым центром в Средней Азии. Благодаря созданным условиям у импортеров и экспортеров появилась возможность ускорить оборачиваемость капитала, не затрачивая много времени на таможенные процедуры. Преимуществом данного центра является единая околотаможенная инфраструктура (там.оформление, брокеры, СВХ, БВУ, страховые организации, оценщики и другие). Сегодня перед нами стоят новые задачи, среди них - введение новой информационной системы, которая максимально исключит человеческий фактор и упростит оставшиеся процедуры. ООН безвозмездно предоставила Казахстану ИС Асикуда, которая сейчас тестируется в данном центре и будет адаптирована под условия Казахстана. Эта система используется в 50-ти странах мира. Над этим сейчас ведется серьезная работа.

Третье - это систематизация разъяснительной работы. Вроде бы это банальный вопрос. Но на самом деле, очень многое зависит именно от организации данной работы, ее системности и качества консультаций.

Простой пример. В Астане ежемесячно регистрируются в качестве субъектов бизнеса 2 тыс предпринимателей, в год эта цифра доходит до 25 тыс. (Слайд 6) Мы провели анализ, который показал, что из этого количества 7 тыс или каждый третий предприниматель ошибается в первый же год, а еще 20% от них допускают нарушения повторно. Понятно, что за ошибки ответственность несет сам предприниматель, но причины этих ошибок кроются в слабом понимании фискальных норм. В результате предприниматель зачастую по незнанию, неумышленно - может стать нарушителем.

Международный опыт показывает, что во многих странах для людей, впервые открывших свое дело, в течение 2 - 3 лет оказывается постоянная консультационная помощь и вводится специальный мониторинг. И от того, насколько ответственно к этому подойдет сам предприниматель и фискальный орган, зависит его налоговая репутация. Нам представляется, что организацию разъяснительной работы было бы правильным построить следующим образом.

Для начинающих предпринимателей должна быть бесплатная сервисная поддержка со стороны Департамента. Такую работу мы уже начали у нас. Считаем, что к данному процессу могут подключиться консалтинговые компании. Будет эффективно, если на эти цели выделятся бюджетные средства в рамках госзаказа. Это действительно нужно бизнесу, особенно начинающему.

Для тех, кто занимается бизнесом более 3-х лет - использование механизмов ГЧП, т.е совместные семинары и конференции с консалтинговыми компаниями. К примеру, в Астане активно идет работа в рамках Меморандума с ТОО «Ассоциация бизнеса и финансов», ТОО «Центральный Дом бухгалтера». В текущем году мы оказали около 30 000 консультаций, провели 43 семинара, в которых приняли участие 5000 человек.

В качестве лекторов выступают опытные специалисты Департамента, профессиональные бухгалтера РК, налоговые консультанты.

Конечно, на рынке есть возможность получения платного консалта, но не каждому предпринимателю это по карману.

Поэтому мы будем предлагать при рассмотрении орг.структуры Комитета предусмотреть в территориальных органах создание специальных консультационных подразделений.

Четвертое - это практика стимулирования добросовестных налогоплательщиков и участников ВЭД. Это своего рода бенчмаркинг и мотивация бизнеса. В столице это те субъекты бизнеса, которые внесли значительный вклад в формирование бюджета столицы. К примеру, награждены и отмечены следующие предприятия бизнеса:

в сфере добычи углеводородов - ТОО "КМГ Карачаганак";

в производственной сфере: ТОО "Астана-Телемет", ТОО «Фирма «АЛКОН+», ТОО «SST LIGHTING»; ТОО «ИЛФ Казахстан Инжиниринг и Управление Проектами»;

в сфере строительства: ТОО "Мостострой-12", ТОО "СМЭУ АСТАНА»;

в сфере торговли: ТОО "Таврида Электрик Астана", ТОО "Алмаз-Холдинг", ТОО «Спортмастер Казахстан», ИП Абуев Б.А.

- в сфере услуг: ТОО "Вираделис" +», ТОО «Азия-Лайн» (ресторанный бизнес), ТОО «Қайрат Құрылыс (риэлторские услуги); ИП: Новак Н.Э., Дюсембаева Л.Х.,   Ашимова Г.М .

Пятое - близость ЭКСПО-2017.

До начало международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 остались считанные месяцы.

Данное мероприятие будет длиться 90 дней, ожидается более 2 миллионов посетителей. В настоящее время 90 стран и 16 международных организаций подтвердили свое участие в ЭКСПО-2017.

Опыт проведения подобных выставок показал, что ЭКСПО дает значительный экономический эффект в виде увеличения доходов бизнеса.

Предварительные прогнозы ЭКСПО-2017 рассчитаны на 5 млн посещений. При этом дополнительный приток инвестиций, рассчитанный на основе роста потребления, может составить 3,0 млрд.долларов США. По сути, это дополнительный рынок и новая ниша для столичного бизнеса.             

Считаю, что еще не поздно задать себе вопрос, а готовы ли мы к приему туристов? По логике, такую возможность должен использовать каждый предприниматель. Многим из них нужно создать или доработать собственный сайт, подремонтировать фасад здания, поправить вывески, обучить персонал, установить постерминал, подумать о новых сервисах и многое другое.

В результате разъяснительной работы 2500 предпринимателей установили постерминалы. Но осталось еще 15 тысяч субъектов, которые их не приобрели. Значит прием безналичной оплаты за оказанные услуги стоит под вопросом. А как тогда быть гостям ЭКСПО? Ведь 90% транзакций за рубежом совершаются в безналичной форме. Соответственно встанет вопрос, что мы сможем предложить взамен гостям выставки?

В Астане внедрена отдельная программа партнерства «Рекомендовано ЭКСПО». Суть программы - установить специальный знак качества для сферы услуг и торговли. Это балльная система подсчета и присвоения одного из четырех знаков - золотого, серебряного, бронзового и обычного. Своего рода - это казахстанский Мишлен качества услуг. На сегодня около 50 субъектов получили такие знаки. Сейчас именно они имеют преимущества для приема и обслуживания гостей. Считаю, что получив такое звание, у бизнеса появятся новые возможности для повышения доходности сферы услуг. А с учетом создания МФЦА с отдельной юрисдикцией на базе инфраструктуры ЭКСПО-2017 открываются новые перспективы для развития бизнеса.

Шестое - переход на Стандарт Базель III.

Как известно, переход на Базель III отложен до 2021 года. Вместе с тем времени для внедрения новых критериев осталось немного. Это означает, что повышение требований к капиталам банков повлечет ограничение объемов кредитования для реального сектора. Кроме того, банки будут требовать от бизнеса прозрачную финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам.

По экспертным оценкам, малый и средний бизнес может оказаться не готовым к таким повышенным требованиям. Это повлечет за собой снижение предпринимательской активности СМБ. Астана - это город малого и среднего бизнеса, и для нас это крайне актуальный вопрос.

Полагаю, что необходимо разработать специальную программу по обучению малого и среднего бизнеса составлению прозрачной финотчетности. Этот вопрос мы будем поднимать перед акиматом столицы и НПП.

Седьмое - вопрос организации декларативной кампании.

Речь идет больше об организации этой совместной работы. В раздаточных материалах и на слайдах мы в графике показали, к чему приводит отсутствие дисциплины в декларативный период. От этого страдают все - малый, средний и крупный бизнес. К сожалению, этот тренд повторяется в каждый отчетный период, и достигает своего пика 2 раза в год.

Все понимают, что есть технические возможности систем, которые ограничены. Мы провели анализ и определили оптимальные сроки сдачи налоговой отчетности. По нашим расчетам, это позволит оптимизировать работу информационных систем и упорядочить декларативный процесс. Мы настоятельно просим бизнес поддерживать предложенный график.

Используя данную площадку, прошу довести данную информацию до лиц, ответственных за сдачу налоговых деклараций.

Уважаемые участники конференции!

Надеюсь, что гости и участники конференции извлекут много полезного для себя и услышанное окажет помощь в дальнейшей работе.

Благодарю за внимание!


Рассказать друзьям:

Возврат к списку