Учёт

Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Досаева Е.А. на заседании Правительства РК

1872

Несмотря на неопределенность в мировой экономике и на внешних рынках, в январе-марте 2012 года обеспечен положительный рост экономики Казахстана. По предварительной оценке, ВВП страны вырос в первом квартале на 4,5%. Краткосрочный экономический индикатор по шести базовым отраслям составил 103,7%.

Росту экономики способствовала стабильная макроэкономическая ситуация.

Создан значительный финансовый потенциал экономики. На 1 апреля 2013 года активы Национального фонда составили 73 млрд. долл. США и выросли с начала года на 5,2%.

Приток валюты в виде экспортной выручки способствовал сохранению показателей платежного баланса в положительном значении. За 2012 год профицит счета текущих операций составил 7,7 млрд. долл. США или 3,8% к ВВП.

Инфляция в марте текущего года составила 0,2% против 0,3 % в марте 2012года. С начала года инфляция составила 1,9%, что на 0,8 процентных пункта превышает соответствующий уровень 2012 года за счет роста цен и тарифов на платные услуги на 4,0. При этом отмечается тенденция снижения роста цен на продовольственные товары, которые выросли на 1,1% против 1,6% в прошлом году, непродовольственные товары – на 0,6% или снижение на 0,2 п.п.

Вместе с тем, в региональном разрезе в марте 2013 года к декабрю 2012 года наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Западно-Казахстанской (4,1%), Актюбинской (2,6%), Жамбылской и Павлодарской (по 2,2%) Костанайской (2,1%), областях и городе Алматы (2,5%). Так, в марте по сравнению с декабрем текущего года городе Алматы значительно возросли цены на холодную воду - на 92,3%, на канализацию – в 2,3 раза, электроэнергию – на 5,9%.

Уважаемые коллеги!

Проведенный анализ ситуации в мировой экономике показал, что за последние шесть месяцев развитым странам удалось устранить основные угрозы для мирового роста: угрозу распада зоны евро и «фискального обрыва» в США (автоматического повышения налогов и сокращения затрат). На этом фоне ситуация на финансовом рынке значительно улучшилась, но это не привело к улучшению реального сектора экономики во многих странах. На прошлой неделе Международный валютный фонд в очередной раз понизил свои прогнозы. В 2013 году рост мирового ВВП незначительно превысит рост в 2012 году (3,2%) и составит 3,3%, вместо 3,5% прогнозированных ранее.

Таким образом, несмотря на прогресс в преодолении ряда проблем, сохраняются риски, способные в любой момент ухудшить тенденции восстановления позиций.

Во-первых, в США, несмотря на предотвращение «фискального обрыва», в текущем году ожидается чрезмерная бюджетная консолидация, которая может замедлить экономический рост страны и мира в целом. Прогнозируется, что экономический рост США понизится до 1,9% в 2013 году по сравнению с 2,2% в 2012 году.

Второй риск – повторное обострение долгового кризиса еврозоны. Банковский кризис на Кипре в очередной раз показывает неустойчивость стабильности стран Евросоюза. Большая долговая нагрузка, структурные недостатки и высокий уровень безработицы в периферийных странах еврозоны продолжают представлять опасность для роста экономики региона. Сокращение экономики ожидается на уровне 0,3% ВВП в 2013 году, по сравнению с 0,6% в 2012 году.

И третий риск - это замедление роста Китая на фоне слабого спроса со стороны США и Европы и перебалансировки экономической структуры страны на внутренний спрос. По итогам 2012 года экономика Китая выросла на 7,8%, что стало самым низким результатом с 1999 года. В 2013 году ожидается незначительное ускорение роста ВВП до 8%. На фоне слабого спроса, наблюдается снижение роста промышленного производства до 8,9%, что ниже целевого уровня в 10%.

Слабый рост мировой экономики продолжает оказывать негативное влияние на замедление темпов роста отраслей промышленности.

Сокращение мирового спроса на продукцию черной металлургии привело к сокращению ИФО отрасли на 20,8% за три месяца текущего года. Снизились объемы производства АО «Арселор Миттал Темиртау», на сегодня загруженность сортопрокатного цеха предприятия составляет 50%.

При этом необходимо отметить положительную динамику в других отраслях обрабатывающего сектора. Так, производство цветных металлов выросло на 4,8%, легкой промышленности – на 4,7%, химической промышленности – на 1,6%. Рост продукции в машиностроительной отрасли и производства напитков составил 21,3%. В целом производство продукции в обрабатывающей промышленности возросло на 1,6%.

Выпуск продукции в горнодобывающей промышленности увеличился на 2,7%, в результате роста добычи природного газа на 10,7%, руд цветных металлов на 9,9% и сырой нефти на 2,5%.

В целом рост промышленного производства составил 1,9%. Положительная динамика производства промышленной продукции наблюдается во всех регионах, кроме Акмолинской (97,5%), Карагандинской (98,7%), Кызылординской (99,8%) и Павлодарской (97,3%) областей.

Росту промышленного производства в стране также способствовала реализация Карты индустриализации.

За весь период, по данным Агентства по статистике, введенными проектами произведено продукции на сумму более 1,7 триллиона тенге, в том числе за 1 квартал 2013 года – 235,5 млрд. тенге или 5,2% от общего объема промышленного производства.

Росту деловой активности в стране, прежде всего предпринимательства способствовала реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020». На сегодняшний день мерами поддержки по программе «Дорожная карта бизнеса 2020» охвачено более 30 тысяч предпринимателей.

Всего по трем направлениям Программы, состоянию на 8 апреля 2013 года к субсидированию было одобрено 2966 проектов на общую сумму 731,4 млрд. тенге.

По предоставлению гарантирования по кредитам одобрено 176 заявок на общую сумму кредитов 20,3 млрд. тенге. Подписано Договоров Гарантии по 147 проектам на общую сумму кредитов 17,1 млрд. тенге.

Строительство и реконструкция производственной инфраструктуры осуществляется для 409 предприятий, на общую сумму инвестиций 78,3 млрд. тенге.

Социально-экономическими эффектом реализации Программы является то, что к настоящему моменту сохранено 136 тысяч и дополнительно создано более 34 тысяч новых рабочих мест.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе - марте 2013 года составил 206,9 млрд. тенге, увеличившись на 0,4 % к уровню прошлого года.

В региональном разрезе наибольший рост наблюдается в Акмолинской (5,4%), Восточно-Казахстанской (4,7%), Карагандинской (3,7%), Северо-Казахстанской (3,4%) и Павлодарской (2,9%) областях. Наибольшее снижение произошло в Костанайской (10%), Актюбинской (5,3%) и Мангистауской (5,2%) областях.

Важным фактором роста экономики стало увеличение потребительского спроса, о чем свидетельствует рост розничного товарооборота с начала года на 12,5%. При этом, рост объемов розничной торговли отмечен во всех регионах страны.

Восстановление активности в отраслях экономики способствовало росту в сфере услуг. Объем перевозок грузов всеми видами транспорта за период увеличился на 8,7%. Услуги связи выросли на 11,5 %.

Хочу отметить, что одним из основных факторов роста экономики является наметившаяся тенденция увеличения объемов инвестиций в основной капитал, которые в первом квартале выросли на 8,5%, при этом в первом квартале 2012 года рост составлял 3,1%. Рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 42,2%, в транспортную сферу - 22,2%, в горнодобывабщую промышленность и сельское хозяйство более 12%.

Наибольшее увеличение объема инвестиций отмечено в Кызылординской (в 2,3 раза), Восточно-Казахстанской (на 44,3%), Жамбылской (на 42,9%), Западно-Казахстанской (на 32,1%), Мангистауской (на 27,1%), Карагандинской (на 24,6%) областях. Сокращение инвестиций произошло в Акмолинской (на 7,4%), Алматинской (на 5,3%), Южно-Казахстанской (на 8,8%) областях и в гг. Астана (на 8,4%) и Алматы (на 18,9%).

С начала года на жилищное строительство направлено 86,4 млрд. тенге инвестиций или на 6,7% больше уровня прошлого года, что позволило ввести в эксплуатацию 1,5 млн. кв.м. жилья.

Сокращение внешнего спроса с начала 2013 года привело к сокращению внешнеторгового оборота страны на 5,4%. За январь-февраль экспорт товаров сократился на 14,1%, в основном за счет сокращения как физических, так и номинальных объемов экспорта с третьими странами на 16,7% и 15,6% соответственно. Отмечается наибольшее снижение экспорта сырой нефти и нефтепродуктов (на 16,3% и 16,6% соответственно), на которые приходится около 70% валового экспорта. А также сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов, кроме сырых (на 4,5% и 2,5%) и ферросплавов (на 24,9% и 31,5%), на которые в совокупности приходится около 7% валового экспорта страны.

При этом увеличился экспорт в третьи страны алюминия необработанного (на 30,3% и 28,3%), меди рафинированной (на 21,7% и 28,4%), элементов химических (на 88,3% и 29,8%).

В целом импорт товаров с начала года вырос на 19,1%. Положительное сальдо торгового баланса составило 6,9 млрд. долл., что на 33% меньше, чем в январе-феврале 2012 года.

Взаимная торговля со странами Таможенного союза за два месяца увеличилась на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 7,7%, в том числе в Россию на 7,4%, в Беларусь на 37,2%. Импорт увеличился на 30,5%, при этом импорт из Беларуси сократился на 16,8%.

Адекватно росту экономики обеспечивается социальное благополучие граждан страны. Реальные денежные доходы населения за два месяца 2013 год выросли на 2,6%, реальная заработная плата в январе-марте увеличилась на 0,9%, номинальная заработная плата выросла на 7,8% и превысила 101 тыс. тенге. Ситуация на рынке труда остается стабильной. Уровень безработицы в марте составил 5,3% от экономически активного населения.

Этому в значительной степени способствует реализация Программы занятости 2020, для реализации которой в 2013 году предусмотрено более 71 млрд. тенге. В первом квартале с 19,8 тыс. участниками подписаны социальные контракты, более половины из них – молодежь.

В рамках Программы профессиональным обучением охвачено более 33 тыс. человек, свыше 23 тыс. человек направлено на социальные рабочие места и молодежную практику, 8,5 тыс. человек получат микрокредиты и 6,5 тыс. человек будет обучено основам предпринимательства.

Реализация инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах, со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития позволит создать в сельской местности дополнительно 14,5 тыс. рабочих мест.

В целях улучшения условий жизни населения продолжается реализация Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Акиматами за счет выделенных средств на сегодня отремонтировано 1 217 домов.

Вместе с тем, в Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях и городах Астана, Алматы имеются не завершенные ремонтом дома (в общем количестве 96 объектов).

В 2013 году в рамках Программы предусмотрено 14 658 млн. тенге на реализацию 66 проектов, планируется построить и реконструировать 1012 км. сетей (тепло-, электро- и газоснабжения) и 13 котельных (до 100 Гкал/ч).

В рамках практической реализации указанных проектов в настоящее время проводятся конкурсные процедуры. В 2013 году по Программе модернизации ЖКХ не реализуются проекты по г.г. Астане, Алмате и Северо-Казахстанской области.

В рамках Программы «Ак-булак» в 2013 году на реализацию 300 проектов предусмотрено 78,1 млрд. тенге. В результате реализации указанных проектов доступ к централизованному водоснабжению по городам планируется достичь 85% (2012 г. - 84%), по сельским населенным пунктам 45% (2012 г. – 43%).

Вместе с тем, по Атырауской области, где износ городских сетей водоснабжения составляет около 60%, на 2013 год бюджетная заявка акиматом области не представлена.

На строительство арендного жилья для очередников областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы в 2013 году выделено из республиканского бюджета целевых трансфертов в сумме 17,5 млрд. тенге.

План ввода арендного жилья на 2013 год составляет 285,2 тыс. кв. метров. За январь-март 2013 года, введено в эксплуатацию и приобретено 21,2 тыс. кв. метров площади квартир, 357 квартир (7% к плану).


По итогам первого квартала текущего года наметилась тенденция ускорения роста ВВП, при сохранении которой темпы роста экономика в первом полугодии должны составить 5%.

Во втором полугодии с учетом сезонных факторов на фоне спада прошлого года, в том числе в сельском хозяйстве, мы ожидаем прирост ВВП 6,8%, что позволит обеспечить в целом по году рост ВВП на запланированном уровне 6%.

Для обеспечения целевых индикаторов роста и реализации поручений, данных Главой государства, Правительству совместно с местными исполнительными органами необходимо решить следующие задачи.

Первое. В целях достижения запланированных показателей необходимо особое внимание сконцентрировать на мобилизации имеющихся ресурсов и принять необходимые мерах по обеспечению роста в отраслях и сферах экономики.

Для этого:

Министерству индустрии и новых технологий необходимо:

- активизировать работу по обеспечению ввода планируемых в 2013 году 108 проектов на сумму порядка 500 млрд. тенге и выходу на проектную мощность введенных объектов в рамках карты индустриализации;

- принять действенные меры по поиску новых рынков для расширения географии экспорта отечественной продукции и поставок на внутренний рынок, в том числе провести соответствующую работу с крупными компаниями обрабатывающей промышленности с использованием инструментов таможенно-тарифного регулирования.

Министерству сельского хозяйства совместно с регионами необходимо усилить работу по развитию животноводства и обеспечению роста в растениеводстве.

Необходимо мобилизовать усилия по успешному проведению посевной кампании.

По данным областных управлений сельского хозяйства потребность сельхозтоваропроизводителей республики в дизельном топливе на проведение весенне-полевых работ 2013 года составляет 360 тыс. тонн. По состоянию на 15 апреля т.г. обеспеченность дизтопливом составляет 145,0 тыс. тонн (40,3%).

Министерству нефти и газа, с учетом возможного перенесения сроков начала освоения месторождения Кашаган, проработать возможность увеличения объемов добычи нефти по другим месторождениям для обеспечения добычи нефти в запланированных объемах

Второе. Обеспечение макроэкономической стабильности, прежде всего недопущение роста цен на внутреннем рынке.

Министерству сельского хозяйства совместно и местными исполнительными органами необходимо продолжить работу по стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары.

Агентству по регулированию естественных монополий не допустить превышение предельного уровня вклада тарифов на регулируемые услуги в инфляцию выше утвержденного показателя 1,2%.

Третье. В рамках дальнейшего развития экономической интеграции и предстоящего вступления в ВТО, Министерство экономики и бюджетного планирования усилит координацию деятельности государственных органов при проведении кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и разработке проекта Договора об Евразийском экономическом союзе с учетом продвижения интересов Казахстана.

Четвертое.На основе актуализированного прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период будут разработаны бюджетные параметры на 2014-2016 годы.

Формирование проекта бюджета на следующий трехлетний период будет осуществляться с учетом подходов, которые будут определены Концепцией новой бюджетной политики.

Администраторам бюджетных программ по итогам освоения бюджетных средств в 2012 году необходимо оптимизировать расходы, не обеспечивающие экономический рост и занятость населения, перенаправив их на наиболее эффективные и приоритетные направления.