Учёт

Возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров

7331

Возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров – одна из самых актуальных проблем, волнующих участников внешнеэкономической деятельности.

Многие знают и активно используют так называемые серые схемы зачета НДС, базирующиеся на использовании фирм-однодневок. В масштабах страны суммы возмещения НДС из бюджета исчисляются сотнями миллионов тенге. Это заставляет государство всерьез задуматься о прекращении такой порочной, но формально легальной практики зачета НДС с помощью фирм-однодневок.

В Казахстане принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию. Точнее, он взимается, но государство обязано в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы налога. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объема, отсутствие эффективного контроля породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями иногда тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств.

Вместе с тем государство в свою очередь терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, которые никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортных сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС.

Бывают ситуации еще сложнее – когда товар, перед тем как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50 процентов. Поскольку бюджет Казахстана формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы дохода взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент, для того чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров – перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретным налоговым комитетом связано с так называемым финансовым планом – планом сбора налогов, то есть если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС. В правительстве в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути «псевдоэкспорту», а с другой – способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

В соответствии с законодательством при экспорте товаров не происходит начисление и уплата НДС. При этом экспортер имеет право получить возмещение тех сумм налога, которые были им уплачены при приобретении товаров, сырья или комплектующих у продавца или производителя. Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязательность перечисления продавцом или производителем полученной суммы НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру.

Используя схемы возвратов, предприниматели устраивают длинные цепочки подставных посреднических фирм-однодневок. Создаются они исключительно с целью проведения нескольких операций по перепродаже товаров на внутреннем рынке, с тем чтобы нельзя было найти начальный пункт движения товаров и конечный пункт получения денежных средств. Существуют «однодневки» не более 3–6 месяцев и, когда приходит пора сдавать квартальный отчет, они тихо «умирают».

К сожалению, как мы видим, освобождение экспортеров от налогообложения порождает значительное количество проблем. Это не является особенностью только казахстанского НДС. Даже для европейских стран с наиболее развитой системой рассматриваемого налога характерно массовое мошенничество с уходом от уплаты НДС. Так, ежегодный ущерб французского бюджета от мошеннических действий составляет около 19 млрд евро, в Германии – 17-18 млрд евро, в Великобритании – порядка 16,5 млрд евро. Проблемы с администрированием НДС увеличиваются по мере обрастания налога льготами и льготными ставками. В известной мере эта проблема касается всех налогов, но в случае с НДС соответствующие дополнительные административные издержки особенно велики.

В ЕС крайне распространены так называемые карусельные схемы. Множество их разновидностей можно разделить на три группы: товары, реализуемые при совершении торговых операций между компаниями, которые находятся в двух или нескольких странах – членах ЕС, поступают в конце концов в компанию, которая их реализовала в самом начале этой цепочки; товары, пройдя цепочку операций по реализации, поступают в другую компанию, а не к первоначальному продавцу товаров; товары вообще не переходят из рук в руки, отсутствуют их перевозки и происходит только обмен счетами-фактурами – «бумажная карусель». Цель последней «карусельной» системы заключается в использовании подставной компании, зарегистрированной как плательщик НДС, и начислении больших сумм НДС. Эти суммы НДС никогда не уплачиваются в налоговые органы или уплачиваются в незначительном размере, поскольку у компании фактически не бывает средств.

Следует отметить, что для эффективной профилактики фирм-однодневок необходимо, чтобы внимание специалистов было сосредоточено на таких новых эффективных методах администрирования, как использование единой межведомственной базы данных, межведомственный обмен оперативной и статистической информацией.


Источник: Газета   "Литер  "