Восстановление бухгалтерского учета и электронных баз данных

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Восстановление бухгалтерского учета и электронных баз данных

Батурина Т.В., Директор ТОО «Сапа -Есеп», 
www.sapa-esep.kz


Требование о необходимости ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности определено Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № 234-III по состоянию на 26.12.2012г. ( далее Законом…).

Действие настоящего Закона распространяется на:

индивидуальных предпринимателей;

юридических лиц, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации),

за исключением :

Индивидуальных предпринимателей, которые вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;

2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.

В статье 4. «Закона» определена цель бухгалтерского учета и фин. отчетности в виде - … «обеспечения заинтересованных лиц –( инвесторов, учредителей, поставщиков, покупателей, заимодателей, государственных органов , банков и иных заинтересованных лиц) полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций».

Все хозяйственные операции и события должны отражаться в системе бухгалтерского учета и должны быть подтверждены и подкреплены оригиналами первичных документов .

Кроме «Закона..» существуют еще и «Правила ведения бухгалтерского учета» , утвержденные Постановлением Правительства РК №1172 от 14.10.2011 года и введенные в действие с 19.02.2012 года ( по истечении 10 дней со дня их первого опубликований в Каз. Правде № 41 08.02.2012 года), в дальнейшем «Правила» , которые так же определяют порядок ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, порядок хранения электронных баз данных и обязывают произвести восстановление бухгалтерского учета и финансовой отчетности в определенных случаях.

В п. 7 Раздела 2. « Порядок организации работы бухгалтерской службы» «Правил» определено:

….« В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета, организация процесса восстановления бухгалтерского учета возлагается на руководство субъекта»

В п. 10 того же раздела «Правил» … «определена обязанность хранения электронных баз данных на отдельных электронных носителях» и указано, что электронная копия базы данных , на отдельных носителях , должна быть выполнена после подписания руководством субъекта годовой финансовой отчетности.

Это значит, что каждая организация должна организовать копирование и хранение электронной базы данных отдельно за каждый налоговый год.

Пунктом 71 раздела 6. Порядок хранения документов бухгалтерского учета

«Правил» определена ответственность руководства субъекта по восстановлению учета, в случае утраты документов.

Особо следует остановиться на порядке хранения первичных документов .

Статьей 11 «Закона» определена обязанность хранения бух. документации в течении периодов, установленных Законодательством РК и пунктом 71 раздела 6. «Правил» так же определена обязанность обеспечивать оперативное, временное (долговременное) и постоянное хранение документов.

Ответственность за соблюдение законодательства и административные санкции за отсутствие учетной документации и нарушение правил ведения налогового учета определяется Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях введенного в действие Законом РК от 30.01.01 № 156-II «О введении в действие настоящего Кодекса », по состоянию на 04.07.2013 года.

Случаи , при возникновении которых требуется восстановление учета:

-произошло разрушение носителей с электронными базами данных, а архивные копии отсутствуют по тем или иным причинам;

-утрачены первичные документы и отчёты;

-Руководители и учредители не имеют возможности получать объективную информацию о деятельности собственной компании и о ее имущественном положении;

-Отсутствующая и/или недостоверная отчетность становится непреодолимой проблемой при общении с инвесторами, кредиторами, банками, деловыми партнерами и другими заинтересованными лицами;

-когда необходимо сберечь компанию любой ценой, даже если учет раньше осуществлялся неправильно или не осуществлялся совсем.

Утверждение о том, что бухгалтерский учёт за прошедшие периоды вёлся ненадлежащим образом можно сделать если:

-аудиторская проверка не может дать положительное заключение о состоянии финансовой отчетности.

-налоговые органы начисляют пени и штрафы по налогам , требуют объяснений и исправлений в сданных и налоговых расчетах и декларациях , или приостанавливают движения по расчётным счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности ;

-при передаче дел , новый главный бухгалтер Вашей компании, обнаруживает несоответствие информации, хранящейся в электронных базах данных, первичным документам и сданной отчётности, или неполной информацией, в ставших обязательными , налоговых регистрах.

Статьей 8 «Закона» определен порядок организации учета на предприятии.

В зависимости от объема учетной работы можно:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Вне зависимости от сделанного Вами выбора, соблюдение требований Законодательства обязательно.



Рассказать друзьям:

 
Текст сообщения*

Возврат к списку