Учёт

Вопросы совершенствования налогового администрирования в РК

8034

Доклад Председателя Налогового комитета МФ РК

для заседания Сената Парламента РК

«Вопросы совершенствования налогового администрирования в РК»

Добрый день уважемые депутаты, коллеги!

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой, а также общей бюджетно-экономической политики страны.

На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ – в частности принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования.

Позиция Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка - 39-е место среди 183 стран мира, а также лучшие среди стран СНГ (улучшение на 14 позиций в сравнении с данными прошлого года) также является подтверждением эффективности проводимой налоговой политики. (слайд 1)

Исполнение плана по поступлению в государственный бюджет доходов в компетенции Налогового комитета МФ РК

План по доходам в государственный бюджет в компетенции Налогового комитета за 2010 год исполнен на 106,8%. При плане 2 109 131,9 млн.тенге фактически поступило 2 253 254,3 млн.тенге с перевыполнением на 144 122,4 млн.тенге или 6,8%. (слайд 2)

(Основная сумма перевыполнения за счет НДС на товары внутреннего производства на 62 346,4 млн.тенге, налога на добычу полезных ископаемых за исключением организаций нефтяного сектора на 24 712,0 млн.тенге, НДС на товары таможенного союза, импортируемые с РФ на16 771,5млн.тенге.)

За 2010 год темп роста доходов государственного бюджета в компетенции Налогового комитета МФ РК, по сравнению с 2009 годом составил 131% или больше на 533 398 млн.тенге

По итогам 1 квартала 2011 года

План по доходам государственного бюджета исполнен на 113,2%. При плане 549 178 млн.тенге фактически поступило 621 721 млн.тенге, с перевыполнением на 72 543 млн.тенге. (слайд 3)

Исполнение плана РБ составило 113,1 %, МБ - 113,4%.

(Перевыполнение плана по государственному бюджету на 72 543 млн.тенге сложилось в основном за счет Специальных налогов и платежей недропользователей на 17 445 млн.тенге, КПН на 11 096 млн.тенге, ИПН на 9 910 млн.тенге, НДС на импорт с РФ и РБ на 8 110 млн.тенге и НДС на ТВП на 6 403 млн.тенге).

Недоимка

По состоянию на 1 января 2011г. недоимка по налогам и платежам в бюджет составила 199 015 млн.тенге, что больше, чем на 1 января 2010г. на 98 725 млн.тенге или на 98,4%.

На 1 апреля 2011г. недоимка по налогам и платежам в бюджет составила 250 972 млн.тенге, что больше в сравнении с аналогичной датой прошлого года на 109 396 млн.тенге или на 77,3%. В том числе рост недоимки по предприятиям с признаками лжепредприятий составил 108 101 млн.тенге, что собственно и определило рост недоимки.

Возмещение НДС по нулевой ставке

В 2010 году возмещено НДС в сумме 245 144,4 млн.тенге, снижение против 2009 года на 21 216,6 млн.тенге или на 8%. НДС, подлежащий возмещению на 1 января 2011г. составил 238 922,8 млн.тенге, увеличившись по сравнению 1 января 2010г. на 41 162,7 млн.тенге или 20,8%.

В 1 квартале текущего года возмещение НДС составило 74 920 млн.тенге, с ростом против аналогичного периода прошлого года на 14 925 млн.тенге или 24,9%.

Сравнение деятельности НК МФ РК с аналогичными структурами стран Таможенного союза.

Ситуация Республики Казахстан в сравнении с основным показателями налоговых систем государств-участников ТС выглядит следующим образом:

Налоговая нагрузка в РК составляет 29,4 % (РБ – 38,3; РФ-24,0), Затраты на содержание 1 сотрудника в РК – 9 000 долларов США (РБ – 10 900; РФ – 14 400), при этом поступления на 1 сотрудника в РК составляют – 3 474 500 долларов США (РБ – 2 524 800; РФ – 1 864 800). (слайд 3)

Налоговые поступления несырьевого сектора, рост нагрузки на сырьевой сектор.

В целом, налоговая нагрузка на экономику в течение 2005-2010гг. находится примерно на одном уровне. При этом последовательно снижается нагрузка на НЕсырьевой сектор экономики. Так, за период 2005-2010 гг. налоговая нагрузка в % к ВВП по НЕсырьевой экономике снижена с 20,9% в 2005 году до 12,1% за 2010 год. (слайд 4)

Одной из задач Налогового кодекса был перенос налоговой нагрузки с нулевого на сырьевой сектор за счет снижения ставки КПН и введения НДПИ.

Введение НДПИ с едиными ставками по видам полезных ископаемых вместо Роялти со ставками, отраженными в контрактах на недропользование, привело к увеличению изъятия природной ренты.

Принятые меры по перераспределению налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики позволили увеличить размер налоговой нагрузки по специальным налогам и платежам с недропользователей от 3,0% к ВВП в 2007г. до 7,1% к ВВП за 2010г. (по оперативным данным). При этом рост налоговой нагрузки отмечен даже несмотря на существенное снижение цен на нефть в 2009г. (слайд 4)

Те меры которые мы предпринимаем в целом позволяют Казахстану иметь конкурентоспособную по налоговым нагрузкам фискальную систему, которая безусловно, привлекает инвесторов.

Администрирование налогов и специальных платежей недропользователей.

Общие показатели.

Кол-во недропользователей по состоянию на 01 января 2011г. составило 3 695, из них платежеспособных налогоплательщиков за 2010г. – 2 893 и по сравнению с прошлым годом количество выросло на 419. (слайд 5)

Годовой план исполнен по всем налогам и специальным платежам недропользователей на 123,6%. В разрезе регионов исполнение годового плана и темп роста поступлений обеспечен всеми областями.

(Исполнение годового плана за 2010 год в целом по Республике по налогам и платежам недропользователей, дополнительные поступления в бюджет, темп роста по состоянию на 31 декабря 2010 года в разрезе налогов отражены на слайде).

С целью увеличения поступлений был разработан План мероприятий по улучшению налогового администрирования по налогам и специальным платежам недропользователей, согласно которому проводится камеральный контроль на предмет полноты и своевременности уплаты налогов и спец.платежей, работа с уполномоченными органами на предмет выявления неплательщиков, а также устранение нарушений в части занижения начисленных сумм и выявления дополнительных резервов с использованием информационных систем ТАИС КТК МФ РК, СОНО РК, ЕГСУ НП РК и ИНИС РК.

Администрирование в рамках Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступили в силу международные договоры, заключенные между государствами-членами Таможенного союза.Одним из новшеств Таможенного союза является возложение на налоговые органы с 1 июля 2010 года новой функции – функции по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле. (слайд 6)

В настоящее время в Мажилисе находится на рассмотрении Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», которым предполагается внесение ряда уточняющих поправок в ряд статей Налогового кодекса.

Данные поправки являются результатом работы в условиях Таможенного союза в период с 1 июля по 31 декабря 2010 года и направлены, в том числе, на упрощение представления налоговой отчетности по Таможенному союзу в налоговые органы.

Отмечаю, что при Комиссии Таможенного союза создана и функционирует под моим руководством экспертная группа по направлению «Косвенные налоги» вся деятельность которой направлена на улучшение/упрощение налогового администрирования.

Налоговые услуги.

Достижение высокого качества оказываемых налоговых услуг является стратегической задачей налоговых органов. Так, по итогам 2010 года:

(слайд 7) Уровень удовлетворенности качеством оказанных налоговых услуг составил – для субъектов предпринимательства - 88%, для населения – 89 %. (по результатам независимого социологического исследования).

Начиная с первого года проведения опроса (2007г.) прослеживается положительная динамика уровня удовлетворенности, к примеру, по субъектам предпринимательства результаты 2009 г. – 85%, результаты 2010 г. – 88%.

Указанные показатели на уровне 88% субъектами бизнеса и 89% населением находятся в рамках индикаторов, запланированных в Стратегическом плане МФ РК (85% субъектами предпринимательства и 88% населением).

В сравнении с прошлым годом вырос уровень удовлетворенности налоговыми услугами в целом. (слайд 8)

Проведены следующие мероприятия в рамках утвержденного Плана мероприятий по улучшению качества налоговых услуг на 2010 год:

1) расширен Реестр государственных услуг

оказываемых физическим и юридическим лицам, утвержденный ППРК от 20 июля 2010 года № 745 (далее – Реестр гос.услуг), дополнен 8 налоговыми услугами;

2) разработаны стандарты государственных услуг по 24 налоговым услугам, включенным в Реестр гос.услуг ;

3) Из 24 услуг налоговых органов, включенных в Реестр гос.услуг, частично автоматизированы 9 услуг, электронное представление которых реализовано в информационных системах налоговых органов (ИНИС, СОНО, Кабинет налогоплательщика, ИС «Акциз»);

К настоящему моменту 67,4% налогоплательщиков представляют отчетность в электронном виде (более 80% форм налоговой отчетности представлено в 2010 году в электронном виде). Из общего количества налогоплательщиков, обращающихся за справками об отсутствии/наличии налоговой задолженности - 32% получают услугу в электронном виде.

4) внедрены механизмы оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет (через сеть банкоматов, интернет, Web-киоски);

5) по итогам работы, проведенной налоговыми органами совместно с акиматами, запущен пилотный проект по внедрению «Терминала налогоплательщика» в сельских округах, где отсутствуют налоговые органы (в 7-ми областях республики);

6) реализованы интерактивные сервисы (режимы автоматического расчета пени, налогов, и др.) на Интернет-ресурсе Налогового комитета МФ (www.salyk.kz);

И иные меры.

Контрольно-экономическая работа.

Приоритетной задачей, поставленной Главой государства перед контролирующими органами в 2008 году, является систематизация и упорядочение всех видов проверок, проводимых государственными органами, с целью снижения административной нагрузки на бизнес.

В связи с этим в 2009 году внесены изменения и дополнения в Закон РК «О частном предпринимательстве», который регулирует вопросы государственного контроля за частным предпринимательством.

Кроме того, внесены изменения в Налоговый кодекс в части внедрения системы управления рисками, в соответствии с которыми разработаны и утверждены критерии оценки степени рисков. В настоящее время данный приказ приводится в соответствие с Законом РК «О государственном контроле и надзоре в РК».

На основе данных критериев составлен план проверок, который размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РК.

Результаты контрольно-экономической работы налоговых органов за 2010 года отражены на слайде 10.

Результативность взыскания, которую мы сейчас имеем, мы связываем с внедрением в налоговых органах системы управления рисками при проведении налоговых проверок.

В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР.

Камеральный контроль

С марта 2010 года введена в эксплуатацию подсистема Камерального контроля на базе Информационной системы «Единое Хранилище Данных». (слайд 11)

Это позволило:

1. За счет наличия Конструктора процедур самостоятельно выстраивать процедуры автоматизированного камерального контроля;

2. Предусмотрена возможность запуска процедур:

- по определенным налогам, платежам;

- по одному налогоплательщику, перечню налогоплательщиков, по налоговому органу, в целом по республике;

- использование представленных Форм налоговой отчетности, сведений уполномоченных государтвенных органов, а также других сведений о деятельности налогоплательщика;

- реализация в одном запуске несколько разных процедур;

- автоматически формировать и направлять уведомления по камеральному контролю в Кабинет налогоплательщика (КНП).

(Общая сумма дополнительно начисленного налогоплательщиками НДС составила за 2010 год 19 621 млн. тенге или 13,9% от суммы поступлений НДС в бюджет).

Совершенствование камерального контроля. (слайд 12)

Анализ поступивших в течение 2010 года в обращений (жалоб) от налогоплательщиков по врученным им уведомлениям об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, показывает, что результаты «ручного» камерального контроля явились причиной: - 42% письменных обращений и 66% обращений на блог.

В целях снижения непродуктивной нагрузки на сотрудников налоговых органов, сокращения жалоб со стороны налогоплательщиков, повышения эффективности камерального контроля, минимизации коррупциогенных сфер, а также с учетом предусмотренного расширения перечня налогов, по которым проводится автоматизированный камеральный контроль, было принято решение запретить территориальным налоговым органам проведение «ручного» камерального контроля.

12 мая 2011 года в целях упорядочения осуществления камерального контроля утвержден Регламент ведения Реестра процедур камерального контроля «Қыран». Целями являются оптимизация деятельности территориальных налоговых органов, повышение эффективности камерального контроля, минимизация коррупциогенных сфер, а также расширения перечня налогов и других обязательных платежей в бюджет, по которым проводится автоматизированный камеральный контроль.

Налоговые правонарушения. (слайд 13)

Поскольку текущая оценка экономической ситуации в стране показывает, что несмотря на создание государством благоприятных условий для предпринимательства, активная часть налогоплательщиков с целью увода от налогообложения доходов прибегает к разного рода схемам уклонения от уплаты налогов и формирует так называемый «черный капитал». Размеры теневой экономики в данный период составляют около 250 млрд.тенге.

По итогам анализа налоговых правонарушений установлено 34 типовых схемы уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, по которым разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на устранение условий их создания и применения.

(Примеры представлены на слайдах 14-19)

Принят соответствующий Плана мероприятий по выявлению и пресечению схем уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов на 2009-2011 годы.

За 2010 год налоговые органы в результате выявления налоговых правонарушений доначислено налогов в общей сумме 88 649,2 млн.тенге, в том числе по результатам камерального контроля - 17 004,8 млн.тенге или 19,2%, налоговых проверок 71 644,4 млн.тенге. или 80,8%.

В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. В данном направлении в 2010 году по вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов РК, начата работа с такими государствами как Российская Федерация и Литовская Республика.

Так, направлено обращение в ФНС России с предложением организовать обмен информацией о налогоплательщиках (с указанием ФИО учредителей и руководителей), ликвидированных по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Подписано Соглашение с Финансовой гвардией Италии.

Проведен анализ экспорта и импорта Республики Казахстан с Республикой Италия за январь-ноябрь 2010года. В настоящее время проводится дальнейший анализ деятельности налогоплательщиков на предмет применения схем уклонения от уплаты налогов.

Инициирована совместная с органами финансовой полиции работа по пресечению применения группой налогоплательщиков (более 40) схемы уклонения от уплаты налогов, основанной на процедурах изменения местонахождения, реорганизации путем слияния.

В настоящее время проводятся мероприятия по признанию процедур перерегистрации и слияния недействительными.

Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.

Проблемыне вопросы.

На сегодня в налоговом администрировании мы сталкиваемся с 2-мя основными проблемами. Это – деятельность «обнальных фирм» и преднамеренное и ложное банкротство. (слайд 20)

Результаты показывают, только 825 субъектами, признанными судами лжепредприятиями, выписаны 16 528 контрагентам счета-фактуры на сумму 818,9 млрд. тенге. Расчетная сумма НДС и КПН по этим счетам-фактурам составила приблизительно 267,5 млрд. тенге.

Принимаемые нами меры по взысканию таких сумм не приводят к желаемому результату. Почему?

Деятельность «фирм-однодневок» состоит из 3-х этапов: регистрация, осуществление незаконной деятельности, ликвидация (банкротство).

Регистрация

С учетом либерализации законодательства, а также улучшения позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business», регистрация юридических лиц в органах юстиции сокращена до одного рабочего дня без осуществления контроля.

К примеру, налоговыми органами г.Алматы за 2010 год выявлено 159 юридических лиц, руководителями которых являются иностранные граждане (Узбекистан (80%), Киргизия, Россия, Корея), не имеющие соответствующего разрешения, ущерб нанесенный такими лицами составил 66,7 млрд.тенге. Налоговиками поданы иски в суды о признании такой регистрация недействительной.

Одним из способов противодействия к лжепредпринимательству может являться пресечение создания таких фирм при регистрации (проверка юридического адреса, какой деятельностью будет заниматься, «история» учредителей, руководителей и т.д.)

Кроме того, предлагаем исключить добровольную регистрацию в качестве плательщиков НДС, т.е. до превышения минимального порога (30000 МРП).

«Деятельность лжепредприятий» и ликвидация (банкротство)

Как я выше сказал, наша система позволяет ежеквартально выявлять факты выписки ложных счетов-фактур. Теперь налогоплательщики занимаются незаконной деятельностью в течение 1-2 месяцев. Потом, как правило, «бросают» эти предприятия или проходят реорганизацию путем слияния, присоединения к другим новым предприятиям без активов.

При этом для затруднения работы налоговиков и финансовой полиции постоянно проходят перерегистрацию в органах юстиции через «одно окно».

Более того, в настоящее время в рамках гуманизации уголовного законодательства бизнес-сообщество предлагает исключить статью 192 УК РК (лжепредпринимательство).

Таким образом, взыскать такие суммы без решения суда о признании сделок недействительными не представляется возможным.

В связи с этим во избежание отнесения контрагентами в зачет и на вычеты сумм НДС, КПН, предлагаем внести норму, обязывающую налогоплательщиков при представлении дополнительной налоговой декларации к начислению уплатить указанные налоги.

Результаты хронометражных обследований. (слайд 21)

По особо охраняемым природным территориям

Налоговые органы в соответствии с поручением Счетного комитета проводили хронометражные обследования в 11 особо охраняемых природных территориях республиканского значения (с 15 марта по 11 апреля текущего года).

Так, по результатам обследований ГУ «Каркаралинский государственный национальный природный парк» сумма взысканной платы выросла по сравнению с собранной суммой за аналогичный период прошлого года в 2,6 раза, по ГУ «Иле-Алатауский государственный национальный природный парк» - в 2,1 раза, соответственно.

Следует отметить, что по результатам обследованийзон отдыха, расположенных на территории ГУ «Баянаульский государственный национальный природный парк», ряд налогоплательщиков самостоятельно внесли сразу годовые суммы платы.

По игорному бизнесу

С 12 мая по 1 июня 2010 года налоговыми органами (включая сотрудников НК) в круглосуточном режиме проведены хронометражные обследования всех 10 казино, официально функционировавших в соответствующем периоде на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области.

В ходе хронометража в 9 казино обеспечено увеличение среднедневного дохода по сравнению с предыдущими периодами.

Также выявлены факты значительного занижения отдельными владельцами казино в налоговых декларациях численности своих работников. К примеру, на момент проведения хронометража фактическая численность работников одного из казино превысила задекларированную вдвое – более чем на сто человек.

Кроме того, выявлены схемы по минимизации налогов, в том числе по занижению сумм заработной платы работников.

Практически всеми казино не осуществлялось удержание у источника выплаты подоходного налога с выплаченных клиентам доходов в виде выигрышей.

Также, при проведении обследования установлены факты приема некоторыми казино ставок без выдачи игрокам фискальных чеков, что является нарушением порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. По итогам соответствующие лица привлечены к адм. ответственности в виде штрафов.

Кроме того, в декабре 2010 года и феврале 2011 года Налоговым департаментом по Акмолинской области было проведено хронометражное обследование всех 5 казино, расположенных в Бурабайском (бывшем Щучинском) районе Акмолинской области. В ходе обследования также выявлено неудержание подоходного налога у источника выплаты с выигрышей клиентов и занижение количества работников.

В этой связи, по результатам хронометражных обследований соответствующим налогоплательщикам рекомендовано представить дополнительные декларации с отражением дополнительного количества работников, начисленных доходов и соответствующих сумм индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, социального налога, а также пенсионных взносов и социальных отчислений.

Рестораны.

По результатам проведенных обследований ресторанов городов Алматы и Астана увеличены суммы среднедневного дохода от 2 до 30 раз.

Динамика поступлений по налогу на транспортные средства. (слайд 22)

Помимо предусмотренных обязательных мер по взысканию налоговой задолженности в 2009-2010 г.г., налоговыми органами были опубликованы в средствах массовой информации списки физических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом по налогу на тарнспортные средства .

Указанные действия имели большой общественный резонанс. В связи с чем, был сделан правильный вывод – налоги должны платить все, несмотря на должности и регалии!

Поступления сумм по налогу на транспортные средства с физических лиц в том числе и за счет принимаемых мер за 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 7,5 млрд. тенге или на 55,3%.

Борьба с коррупцией. (слайд 23)

Особый акцент ставится также на борьбу с коррупцией в налоговых органах.

В целях минимизации коррупционных проявлений со стороны должностных лиц налоговых органов на веб-сайте Налогового Комитета реализована «Электронная книга жалоб», где налогоплательщик посредством электронной почты дистанционно может подать обращения на неправомерные действия должностных лиц органов налоговой службы и соответственно может ознакомиться с ответом на обращения.

В 2010 году:

- совершено 43 коррупционных правонарушения, из них налоговыми органами самостоятельно выявлено 28 правонарушений или 65%;

- возбуждено 46 уголовных коррупционных дел, из них по инициативе налоговых органов возбуждено 35 или 76 %.

Модернизация налоговой системы. (слайд 24)

С 2010 года Налоговым комитетом реализуется Программа совершенствования налогового администрирования на 2010 – 2011 годы.

Соглашение о займе ратифицировано Законом РК № 396-IV от 24.01.2011 года.

Проект реформирования является комплексным и охватывает все сферы деятельности Налогового комитета, предусмотрен коренной пересмотр системы налогового администрирования.

В рамках Проекта запланированы такие мероприятия как создание современного Call-центра, внедрение автоматизированной Системы управления рисками, введение всеобщего декларирования на основе изучения международного опыта, создание Центров обработки данных налоговых органов, пересмотр системы апелляций (рассмотрение вопроса введения института налоговых судов РК), развитие единой базы данных Налогового комитета и т.д.

Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.

Всеобщее декларирование. (Слайд 25)

Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.

Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно. (слайд 26)

Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать:

- противодействию теневой экономике;

- снижению уровня коррупции в государственных органах;

- расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

- эффективности криминальных расследований;

- повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Уважаемые депутаты, в конце выступления хочу поблагодарить вас за постоянную поддержку инициатив налоговых органов, в том числе по Проекту реформирования налогового администрирования.

В заданном векторе мы будем двигаться в ускоренном темпе, ведь прозрачное и справедливое налогообложение – одна из основ устойчивого развития бизнеса и повышения доверия простых граждан к госаппарату.

Спасибо за внимание!