Учёт

Новый Закон о банковской деятельности РК - проект закона

2603

Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка разработан и вынесен на обсуждение проект Закона О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан, сообщает Учет.kz.

Обсуждение проекта Закона продлится до 30 мая 2025 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".

Действующий Закон о банках требует дополнения новыми нормами, которые учитывают изменения в подходах к банковскому обслуживанию, управлению активами, проведению платежей и взаимодействию с клиентами, способствуя эффективной адаптации к современным требованиям.

Существующий Закон был разработан в условиях, когда цифровые технологии только начинали внедряться в финансовую сферу, и, следовательно, требует уточнения и дополнения в части регулирования кибербезопасности, обработки и защиты данных клиентов, использования блокчейн-технологий, а также проведения трансграничных электронных платежей.

Таким образом разработка и принятие нового Закона о банках позволит создать более эффективную правовую основу для банковского сектора, адаптированного к современным вызовам, и обеспечить устойчивый рост экономики.

«Совершенствование банковского регулирования»

Необходимо актуализация нормативной правовой базы, регулирующей банковскую деятельность, в части ревизии избыточных и устаревших норм регулирования, рассмотрение возможности объединения или оптимизации других законов, связанных с новым Законом о банках, а также рассмотрение целесообразности объединения схожих горизонтальных функций на уровне Закона о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей банковскую деятельность в части:

1) Проведения ревизии избыточных и устаревших норм регулирования по вопросам открытия банка, требований к его операционной деятельности, ликвидации, выдачи согласий и разрешений (руководящим работникам, дочерним организациям, крупным акционерам), применения мер надзорного реагирования; 

2) Рассмотрения возможности объединения или оптимизации других законов, связанных с новым Законом о банках (к примеру законы о Национальном Банке, об ипотеке недвижимого имущества, и другие законы);

3) Рассмотрения целесообразности объединения схожих горизонтальных функций на уровне Закона о государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка. Такие функции могут включать в себя требования и согласование руководящих работников финансовых организаций, крупных участников и холдингов, требования к дочерним организациям и филиалам, осуществление консолидированного надзора за финансовыми конгломератами, осуществление поведенческого надзора и введение единого финансового омбудсмана

«Создание условий для внедрения Финтех и инноваций в финансовых услугах»

Введение новых подходов по регулированию банков и банковских холдингов в части создания благоприятных условий для интеграции современных финансовых технологий и инноваций в сектор предоставления финансовых услуг требует значительных изменений в законодательной и регуляторной среде.

Одной из основных задач является создание условий, которые позволят эффективно развивать финтех, поддерживать инновационные стартапы и при этом обеспечивать стабильность и безопасность банковской системы.

Оказание законодательной поддержки по формированию контура НЦФИ и ее функционирования.

«Разработка модели управления на основе базовой и универсальной лицензий»

Внедрение пропорционального регулирования путем введения базовой и универсальной банковской лицензий.

В рамках реализации данной инициативы предлагается внедрение различного регулирования путем:

1) установления пониженных требований к размеру капитала для банка с базовой лицензией;

2) введения ограничений на осуществление банками с базовой лицензией некоторых высокорисковых банковских операций, к примеру, запрет на проведение некоторых операций и сделок с нерезидентами, открытие дочерних организаций за рубежом, совершение сложных сделок с финансовыми инструментами и т.п.;

3) применения сокращенного перечня пруденциальных нормативов и несложного порядка оценки риска по финансовым продуктам для банков с базовой лицензией.  
Для банков с универсальной лицензией объем регуляторных требований и перечень разрешенных банковских операций предлагается оставить неизменным

«Возможность оказания исламских финансовых услуг универсальными банками»

Разрешение банкам открывать «исламские окна», которое позволит предоставлять услуги, соответствующие принципам исламского финансирования, без необходимости создания отдельного юридического лица, при этом используя существующую инфраструктуру самого банка. 
Разрешение конвертации исламского банка в традиционный банк с «исламским окном», при этом передача активов и контрактов исламского банка в это «исламское окно».

«Разработка механизмов поведенческого надзора»

Поведенческий надзор предусматривает контроль за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем. Регулятор будет анализировать практики продажи финансовых продуктов и услуг, полноту и корректность информации, которую получает потребитель перед заключением договора. 

Внедрение принципов G20 планируется по следующим направлениям:

1. Честное и справедливое отношение, основанное на ответственных практиках

• Принципы добросовестного поведения
• Ответственные практики при рекламе продуктов 
• Ответственность за деятельность уполномоченных агентов 
• Ответственное кредитование
• Ответственные практики взыскания долгов.

2. Качественные продукты и раскрытие 
• Обеспечение последовательного подхода к оценке пригодности финансовых продуктов
• Требования к стандартам раскрытия информации по финансовым продуктам и/или услугам, которые обеспечат потребителей стандартизированной практикой преддоговорного раскрытия информации для обеспечения возможности сравнения продуктов одинакового характера. Банки должны будут дополнительно предоставлять потребителям информацию о ключевых рисках, соизмеримых со сложностью финансовых продуктов, информацию о дополнительных финансовых продуктах и конфликте интересов

3. Защита персональных данных и мошенничество
• Управление потребителем своим согласием, в том числе согласием в целях получения рекламы
• Банк будет определять перечень персональных данных и информации, которые предоставляет потребитель и/или банк собирает самостоятельно по каждому финансовому продукту
• Усиление требований к предоставлению доступа к персональным данным и информации потребителей уполномоченным агентам банка, в том числе коллекторам

4. Жалобы и возмещение ущерба
• Механизмы справедливого рассмотрения жалоб, урегулирования споров и возмещения ущерба 
• Порядок рассмотрения жалоб (прежде чем подавать жалобу в уполномоченный орган или к финансовому омбудсману, потребителям необходимо сначала обратиться в банк).

Порядок рассмотрения имущественных требований (прежде чем обратиться финансовому омбудсману потребителям необходимо сначала обратиться в банк).

«Урегулирование неплатежеспособных банков»

Обеспечение прозрачности и эффективности процедур урегулирования неплатежеспособных банков с введением единого порядка и требований к восстановлению финансового состояния банков и урегулированию их неплатежеспособности путем совершенствования действующих механизмов. 
Внесение соответствующих законодательных поправок в иные законы и нормативные правовые акты в исполнение нового Закона о банках со следующими основными положениями:

- пересмотр действующих триггеров по выявлению проблемных банков и их дополнение с учетом международного опыта;
- установление требований к планам восстановления и урегулирования неплатежеспособных банков;
- установление требований к минимальному уровню обязательств, подлежащих конвертации в капитал (TLAC);
- проведение уполномоченным органом оценки жизнеспособности банка;
- выкуп организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня проблемных активов только по рыночной стоимости;
- исключение требований на предоставление льготных условий дочерним организациям банков, приобретающим сомнительные и безнадежные активы родительского банка;
- повышение роли АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» (КФГД) при урегулировании неплатежеспособного банка в части возмещения разницы при проведении операции по одновременной передачи активов и обязательств неплатежеспособного банка стабилизационному банку;
- введение запрета на государственное участие в рамках урегулирования неплатежеспособного банка за исключением случаев, когда банк является СЗБ и только после покрытия убытков за счет акционеров и связанных с ними лиц, и сформированных резервов банка;
    - установление запрета банку выплачивать дивиденды и денежные вознаграждения акционерам и руководящим сотрудникам банка до момента полного погашения обязательств по государственной поддержке, а также до завершения процедуры урегулирования неплатежеспособного банка;
- определение ролей Правительства, НБРК и Агентства при урегулировании неплатежеспособного банка;
- предоставление НБРК займа последней инстанции неплатежеспособному СЗБ или стабилизационному банку исключительно под государственную гарантию;
- возможности привлечения юридических лиц для осуществления процедуры ликвидации банков.

7. «Совершенствование регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности»

Реализация регуляторных мер, направленных на повышение устойчивости и прозрачности субъектов рынка микрофинансирования путем  четкого разграничения перечня и размеров разрешенных операций,  с учетом специфики сегментов рынка микрофинансирования, их бизнес-моделей, экономической суть оказываемых услуг, различного спектра финансовых рисков.

Внедрение двухуровневого режима надзора и контроля с учетом анализа лучших международных практик, предусматривающего категоризацию субъектов рынка в соответствии с профилем риска с целью определения дальнейших надзорных мероприятий (частота, глубина и интенсивность регуляторных мер).