В ноябре 2018 года планируется запуск пилотного проекта по маркировке табачных изделий

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

В ноябре 2018 года планируется запуск пилотного проекта по маркировке табачных изделий

На площадке Нацпалаты прошло совещание по вопросам обсуждения национальной системы маркировки и прослеживаемости  товаров средствами идентификации.

Национальная система маркировки и прослеживаемости, по сути, являются расширением действующего на текущий момент в РК пилотного проекта маркировки изделий из натурального меха.

27 ноября 2017 года Нацпалата совместно с КГД МФ РК объявили о запуске пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха на территории Казахстана. Проект показал эффективность применения маркировки товаров в борьбе с теневым оборотом товаров. В Казахстан ежегодно ввозилось 12 тысяч изделий из натурального меха, после запуска пилотного проекта было промаркировано около 236 тысяч меховых изделий. Согласно данным КГД МФ РК количество импортеров, оформивших декларацию на товары, выросло в 2 раза.

Цель внедрения маркировки – совершенствование государственного управления, поддержка здоровой конкуренции, защита рынка от нелегальной продукции, сокращение объема теневой экономики и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Кроме того, маркировка позволит потребителям получать подробную информацию о приобретаемом товаре и застраховать себя от контрафакта.

«Маркировка товаров необходима как для предпринимателя, так и для потребителя. Основными задачами создания системы маркировки и прослеживаемости товаров является создание равных условий для бизнеса - предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции, подтверждение подлинности товаров, пресечение «серого» оборота рынка», - сказал заместитель руководителя Управления администрирования налога на добавленную стоимость КГД МФ РК Ермек Сыргабаев.

В ноябре 2018 года планируется запуск пилотного проекта по маркировке табачных изделий для отечественного производителя, однако вопрос по срокам маркировки импорта на текущий момент остается открытым, и в данном направлении ведется работа.

Вместе с тем основным проблемным вопросом государственных органов для внедрения маркировки на сегодняшний день является отсутствие законодательных актов и закрепленных полномочий по маркировке, что не позволяет утвердить перечень товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости, а также даты их введения.

Кроме того, не проведены работы по изучению способов маркировки (для маркировки меховых изделий используется метка RFID, для табачных изделий планируется DataMatrix), а также не установлен порядок определения стоимости марок. Вместе с тем, по словам Ермека Сыргабаева, правительство рассматривает вопрос о бесплатной или минимальной стоимости маркировки для социально значимых товаров и недорогих лекарственных средств. Данная инициатива поддерживается Нацпалатой, однако «Атамекен» считает, что бесплатная маркировка социально значимых товаров не должна ложиться бременем на остальных участников рынка, и государство должно взять на себя часть затрат.

Представитель МФ РК отметил, что государство предлагает бизнесу выступить оператором маркировки. Это позволит бизнес-сообществу самостоятельно выбрать поставщика услуг. Для этого будет сформирован реестр и правила организаций-операторов, где координирующим органом будет выступать МФ РК. Оператор – та организация, которая будет разрабатывать систему, принимать заявку и генерировать коды. Наряду с этим планируется создание центров этикетирования и маркировки.

«Центры этикетирования товаров будут помогать предпринимателям проводить маркировку. К примеру, при ввозе небольшой партии товаров импортером при обращении в Центры  этикетирования товаров предприниматель может сократить возможные временные и финансовые издержки», - рассказал Ермек Сыргабаев.

Бизнес, в свою очередь, интересовало, будут ли изделия с коротким сроком годности, например яйца, подвергаться маркировке и насколько это эффективно.

«Как раз в Минздраве РК и МСХ РК анализируют рынок в части определения заинтересованности бизнеса во внедрении маркировки, по их результатам будут приняты решения по данному вопросу», - ответил Ермек Сыргабаев.

Исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова акцентировала, что маркировка несет большие затраты для бизнеса. Так, приобретение оборудования для нанесения маркировки для крупных производителей может колебаться от 1 до 10 млн. долларов, это приведет к удорожанию продукции по сравнению с продуктами внешнего рынка. В связи с этим представителей бизнеса интересует вопрос субсидий для предпринимателей в рамках маркировки.

«Мы закладываем инструменты, на основании которых возможным будет рассмотреть льготные кредиты, субсидии или лизинги для крупных производителей, которые будут закупать дорогое оборудование», - рассказал Ермек Сыргабаев.

Вместе с тем Нацпалата отмечает, что у бизнеса на сегодняшний день имеются определенные сомнения касательно эффективности маркировки, а также тот факт, что к маркировке легче приспособиться крупному бизнесу, имеющему финансовые возможности для внедрения маркировки, в отличие от малого и среднего бизнеса.

Данный факт может привести к вытеснению с рынка малого и среднего бизнеса и к монополизации рынка крупными игроками. Также вызывает опасение, что вопрос маркировки не проработан с розничной торговлей, где сконцентрировано огромное количество малого бизнеса. Так, индустрия прямых продаж, где сейчас занято около 20000 индивидуальных предпринимателей, разделяет данное опасение.

Уполномоченным органам необходимо более детально проработать этапы внедрения маркировки во избежание роста значительных финансовых издержек предпринимателей и учесть недоработки, с которыми столкнулись предприниматели при реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха.

Рассказать друзьям:

Возврат к списку