Учёт

В Министерстве регионального развития РК презентован законопроект «О разрешениях и уведомлениях»

2581
В Министерстве регионального развития РК презентован законопроект, разработанный во исполнение поручения Президента о внедрении новых принципов разрешительного законодательства. Разработка законопроекта является логическим завершением большой системной работы Правительства по совершенствованию разрешительной системы Казахстана.
Так в 2007 году был принят Закон «О лицензировании», которым утвержден исчерпывающий перечень лицензий, введены принципы «одного окна» и «молчания знак согласия».
В 2009 году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы 2009-2011 годы, которая предусматривала проведение инвентаризации разрешительной системы с целью реализации метода «Гильотины».
В 2008 году начата разработка Государственной базы данных «Е-лицензирование», полное внедрение которой было завершено в 2012 году. В этом же году начато расширение ее функционала на все разрешения.
В прошлом году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, предусматривающая разработку единого закона «О разрешениях и уведомлениях» на новых принципах и завершение автоматизации всех разрешительных процедур для бизнеса.
Разработке последней Концепции предшествовали два этапа сокращения разрешений по 30%, проведенных в соответствии с поручениями Президента в 2011 и 2012 годах.В разработанной Концепции был учтен весь предыдущий опыт.
Для разработки проекта закона был сформирован перечень разрешений, который на сегодня составляет 865 разрешения.Все разрешения были рассмотрены специально созданной для этих целей Экспертной группой совместно с государственными органами. Все рекомендации Экспертной группы были рассмотрены на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы под руководством первого заместителя Премьер-министра РК – министра регионального развития Бакытжана Сагинтаева. Законопроект состоит из трех основных частей. В него полностью вошел действующий Закон РК «О лицензировании». Эта часть законопроекта была доработана с учетом имеющихся сегодня проблем в сфере лицензирования. Также в законопроект полностью вошли положения об уведомлениях из Закона РК «Об административных процедурах». Третья часть законопроекта полностью написана заново и регламентирует вопросы разрешительных процедур, не являющихся лицензиями.
В целом законопроект направлен на решение целого ряда системных проблем разрешительной системы Казахстана, в частности:
Постоянное увеличение количества разрешений;
Необоснованность введения новых разрешений;
Неиспользование оценки рисков в разрешительной системе;
Неупорядоченность разрешений (отсутствие единых подходов);
Отсутствие понятия разрешения.

В этой связи законопроект предусматривает следующие пути их решения:
Исчерпывающий перечень разрешений в Законе;
Анализ регуляторного воздействия при введении новых разрешений;
Категоризация разрешений по степени опасности;
Классификация разрешений с установлением типовых подходов;

Универсальное понятие разрешения в Законе, включая лицензии и иные разрешения. Законопроект направлен на регулирование вопросов получения разрешений предпринимателями. Основными принципами государственного регулирования в сфере разрешений и уведомлений являются:
1) баланс интересов потребителей, бизнеса и государства;
2) обоснованность и эффективность введения разрешительного или уведомительного порядков;
3) прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации;
4) ответственность и справедливость наказания;
5) свобода от коррупции.

Для внедрения систем управления рисками в разрешительную систему осуществлена категоризация разрешений. Законопроект предусматривает необходимый инструментарий, позволяющий выбирать степень жесткости конкретного разрешения в зависимости от уровня опасности объекта регулирования. К первой категории относятся лицензии, ко второй все иные разрешения, к третьей – уведомления. В зависимости от объектов регулирования разрешения разделены на шесть классов. Законопроектом предусмотрен порядок введения и отмены разрешительного или уведомительного порядков.
Теперь новое разрешение для бизнеса сможет появиться только посредством включения соответствующего разрешения в перечень разрешений, утвержденный Законом, и только после того как государственный орган – инициатор введения разрешения проведет анализ регуляторного воздействия вводимого разрешения.
Разработке законопроекта предшествовал глубокий анализ международного опыта по правовому регулированию разрешительной системы самых разных стран мира. Были изучены соответствующие законы стран Европейского союза, США, Украины, Российской Федерации, Грузии, Узбекистана.
Результатом применения изученного мирового опыта стало то, что в законопроекте «О разрешениях и уведомлениях», воплощены самые прогрессивные подходы регулирования разрешительных процедур такие как:
придание перечню всех разрешительных документов исчерпывающего характера;
закрепление единых стандартизированных подходов в осуществлении всех разрешительных процедур;
более широкого внедрения принципов «одного окна» и «молчание знак согласия».

Помимо этого, можно с уверенностью отметить, что принятие законопроекта позволят сделать разрешительную систему Казахстана самой прогрессивной по сравнению с разрешительными системами большинства других государств в аспекте эффективности применяемых разрешительных инструментов, антикоррупционных мер и снижения уровня нагрузки на бизнес.
Успешное слияние международных и казахстанских наработок, несомненно позволяет на сегодняшний день характеризовать подготовленный законопроект как самый передовой проект в сфере регулирования разрешений и уведомлений.

Министерство регионального развития РК