Учёт

В Мажилисе Парламента РК озвучена новая редакция проекта Закона «О пенсионном обеспечении в РК»

2468
Модернизация пенсионной системы осуществляется в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана и поручением Правительству о создании Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).
В настоящее время многие страны мирового сообщества адаптируют систему пенсионного обеспечения к меняющимся условиям. Преобразование актуально и для Казахстана. Стоит отметить, что у нас функционирует многоуровневая система, состоящая из базового, обязательного (солидарного и накопительного) и добровольного уровней пенсионного обеспечения. Однако действующая модель не может обеспечить адекватный уровень пенсионных доходов и финансовую устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная реформа имеет начало с 1998 года, когда принято решение о переходе на накопительную систему и постепенному сворачиванию солидарной системы пенсионного обеспечения. Сегодня функционируют 10 накопительных пенсионных фондов (НПФ) с объемом пенсионных активов более 3 трлн. тенге. На первый взгляд сумма внушительная, однако, 15 лет доля накопительной пенсии в совокупных выплатах не превышает 3-4%. Это объясняется, с одной стороны, «молодостью» накопительной системы, с другой - низкой инвестиционной доходностью пенсионных активов.
Недостатки пенсионной системы являются не только следствием её несовершенства, а во многом производны от макроэкономической ситуации в стране. Это – инфляция, ограниченные инвестиционные инструменты, неразвитость фондового рынка, относительно низкий уровень заработной платы, не позволяющий большинству населения осуществлять достаточные пенсионные накопления.
Как известно, НПФ не использовали в полном объеме возможность инвестирования, в основном, вкладывая деньги в государственные ценные бумаги (более 50%). Всемирный банк признал неэффективной деятельность НПФ. Кроме того, генеральной прокуратурой выявлены случаи финансовых махинаций.
Все это свидетельствует о системных проблемах, преодолеть которые возможно лишь путем коренных преобразований. Исходя из этого, Правительство и Национальный банк Казахстана предлагают модернизировать систему пенсионного обеспечения. Необходимость устранения проблем подтверждается и рекомендацией международных институтов.
Основные новшества законопроекта связаны с созданием Единого накопительного пенсионного фонда и совершенствованием инвестиционной стратегии. Фонд создастся на базе АО «ГНПФ». Учредителем и акционером будет Правительство.
ЕНПФ будет единственной организацией осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов. Также по выбору самих граждан может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные взносы, вести учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и производить пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений. По обязательным пенсионным взносам сохранится гарантия государства по сохранности накоплений.
Для обеспечения доходности пенсионных активов предусматривается, что управлять ими будет Национальный банк. При этом инвестиционную стратегию утверждает Совет по управлению пенсионными активами ЕНПФ (консультативно-совещательный орган при Президенте). Инвестировать пенсионные активы будет также Нацбанк.
Законопроект предусматривает переходные положения, регламентирующие порядок перевода пенсионных счетов и накоплений из действующих НПФ в единый. ЕНПФ явится абсолютным правопреемником.
Вместе с тем, частные фонды сохранят собственные активы и могут продолжать свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем. Им предоставят право обмена лицензии по управлению пенсионными активами на другую лицензию, которая позволит управлять портфелем.
Также они могут действовать как добровольные НПФ. Эти фонды вправе привлекать добровольные пенсионные взносы, осуществлять доверительное управление ими, самостоятельно действовать на рынке ценных бумаг, без права ведения счетом клиентов в качестве номинального держателя.
Институциональные преобразования при всей их целесообразности не исчерпывают всех мер по повышению эффективности НПС. Поэтому в результате модернизации также планируется решение следующих проблем:
I. Расширение охвата занятого населения услугами НПС. Сейчас из 8,5 млн. занятого населения хотя бы раз в год отчисляют пенсионные взносы 5,7 млн. человек. А количество лиц, осуществляющих взносы ежемесячно, составляет всего 3,7 млн., т.е. менее половины работников. Это связано с распространением неформальной занятости и слабым вовлечением в НПС. Если не решить данную проблему сегодня, завтра эти люди не будут иметь соответствующую пенсию и пополнят ряды социально уязвимых слоев населения.
В этой связи, планируется комплекс мер по формализации занятости и доходов наемных работников, самозанятого населения и стимулированию их участия в системе пенсионных накоплений через усиление гарантий минимального пенсионного обеспечения. В этих целях, предусматривается трансформирование базовой пенсии в гарантированную минимальную пенсию.
Для расширения охвата наемных работников предполагается внедрить механизм коллективно - добровольных накоплений, дополняемых взносами работодателей.
II. Проблема адекватного пенсионного обеспечения женщин, т.е. установление единого пенсионного возраста для мужчин и женщин.
В большинстве стран (Люксембург, Швейцария, Швеция, Италия, Финляндия, Норвегия и др.) пенсионный возраст составляет 65-67 лет и не зависит от пола работника. В связи с тенденцией старения населения и возникшими проблемами в системе социального обеспечения многие страны планируют повысить возраст (Великобритания, Германия, Франция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония).
В Казахстане из 1,8 млн. пенсионеров женщин 1,253 млн. или 70%. Однако, из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн., или 45%. Средние размеры пенсионных накоплений женщины ниже на 25%, чем у мужчин.
Отставание размеров пенсионных накоплений женщин связано с двумя причинами:
1) относительно меньшим стажем участия в НПС в связи с нахождением в «декретных» отпусках и более ранним в сравнении с мужчинами временем выхода на пенсию;
2) гендерными различиями в оплате труда. В последние 5 лет, размер среднемесячной заработной платы женщин по экономике в целом составлял от 66 до 68% среднемесячной заработной платы мужчин.
Если к тому же учесть, что период жизни после выхода на пенсию у женщин (20,84 лет) значительно больше, нежели у мужчин (12,99 лет), то возможность адекватного пенсионного обеспечения женщин маловероятна.
Кроме того, необходимо учитывать, что уже сегодня более 12% женщин не имеют полного стажа участия в солидарной системе, а с 2018 года это коснется всех женщин, соответственно, размер их солидарной пенсии будет ниже минимальной.
В этой связи, предлагаем провести унификацию пенсионного возраста женщин.
Также рассматривается вопрос субсидирования потерь по обязательным пенсионным взносам женщин в период ухода за ребенком.
III. Проблема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда.
С учетом того, что число работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, по данным статагентства, составляла 346,6 тыс. человек, можно говорить о том, что добровольная НПС не получила развития и не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда.
В этой связи предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда. При этом работодатели будут отчислять обязательный профиссоналный пенсонный взнос только по видам производств, отнесенных к вредным и лицам занятых в них. Перечень видов производств и список профессий работников занятых во вредных производствах будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться (прогноз 135 тыс. чел.).
В результате предлагаемого преобразования нагрузка на работодателя не увеличится, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты по налогам. Кроме того, изменения должны стимулировать заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на производстве, так как от этого зависят расходы работодателя на обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Пресс-служба
Минтруда и соцзащиты