Учёт

Ужесточение регулирования для выявления мест распространения продукции, не соответствующей техническим регламентам: проект

584

Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан разработан и вынесен на обсуждение анализ регуляторного воздействия (АРВ) к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования», сообщает Учет.kz.

Обсуждение данного АРВ продлится до 06 февраля 2025 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".

Целью вводимого регулирования является:

   - совершенствование существующей административно-правовой системы с целью дать возможность предприятиям вести торговлю безопасными и надежными товарами и услугами;

   - обеспечение безопасности продукции и процессов для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира (подпункт 1) пункта 1 статьи 4 Закона О техническом регулировании), а также принятых Республикой Казахстан обязательств согласно пункту 1 статьи 53 Договора о ЕАЭС в части обращения на территории союза безопасной продукции.

Порядок проведения расследования будет определяться уполномоченным органом в области технического регулирования. 
В ходе  расследования определяются места реализации и (или) складирования  запрещенной в выпуск обращения продукции и (или) подлежащей изъятию, а также лица, допустившие нарушение требований законодательства Республики Казахстан, ставшее основанием для проведения расследования. 
По итогам проведения расследования принимаются меры, предусмотренные Законом О техническом регулировании и законами Республики Казахстан.

Механизм реализации:

Расследование в области технического регулирования для выявления мест распространения продукции, выявленной как не соответствующей техническим регламентам, соответственно, представляющей опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания, а именной всей цепочки поставщиков и конечных потребителей опасной продукции.

Сроки и этапы внедрения: 

Введение ужесточения регулирования в виде расследования в области технического регулирования планируется по истечении шести месяцев с момента принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования». 

Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов:

Уполномоченным органом по введению ужесточения регулирования будет уполномоченный орган в сфере технического регулирования.
Введение новых регуляторных инструментов и (или) требований и ужесточения регулирования будет сфокусировано на конкретной продукции, признанной опасной. 

Введение расследования в сфере технического регулирования окажет положительное воздействие на общество в целом, так как будет полный цикл экстренных мер по  эффективной защите населения от опасной продукции. Будет создана системная основа для обращения продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, а также принятия мер по защите здоровья граждан и окружающей среды.
Также окажет положительное воздействие на экономическое благополучие субъектов предпринимательства, так как они будут иметь возможность отозвать такую продукцию сами и в дальнейшем выставить претензию изготовителю/импортеру либо переработку такой продукции и т. п.
Кроме того, данная мера (расследование) послужит эффективной мерой для изъятия государством невостребованной бизнесом продукции, а также станет превентивным механизмом снижения  неправомерного поведения при выпуске в обращение продукции.

Будущие выгоды:

1) защищенность права бизнеса на продукцию;
2) противодействие мошенническим действиям;
3) защита конституционных прав граждан на неприкосновенность личной жизни;
4) соблюдение требований Закона «О техническом регулировании».

В ходе проведения расследования при наличии у продавца документа подтверждения соответствия требованиям технических регламентов становится ясно, что за фактическое несоответствие продукции требованиям вины на розничном продавце нет, так как он приобрел товар у поставщика при наличии сертификата (декларации) соответствия.

Соответственно, в рамках расследования устанавливается лицо, виновное за первичный выпуск несоответствующей продукции, а не конечный реализатор. 

Выгоды для реализаторов, фактической вины которых не имеется, за реализацию несоответствующей продукции, приобретенной у поставщиков, при наличии документов подтверждения соответствия.