Учёт

Утверждены Правила назначения тематических, встречных проверок и проведение хронометражного обследования

3710
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 197 утверждены Правила назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования.

Приказ принят в  соответствии с пунктом 5 статьи 142, пунктом 2 статьи 143 и пунктом 2 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и  вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликован 14 марта 2018 года).
 

Порядок назначения тематических проверок

На основании решения органа государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, назначаются тематические проверки по следующим вопросам:

1)    постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов;

2)    наличия контрольно-кассовых машин;

3)    наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

4)    наличия документов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных
договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза и соответствия товаров сведениям, указанным в документах;

5)    наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, табачные изделия, наличия лицензии;

6)    наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции;

7)    соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;

8)    соблюдения законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;

9)    исполнения распоряжения, вынесенного органом государственных доходов, о приостановлении расходных операций по кассе;

10)    соблюдения порядка выписки счетов-фактур в электронной форме;

11)    подтверждения наличия остатков товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются пониженные ставки таможенных пошлин в связи с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации.

Решение органа государственных доходов по назначению налоговых проверок, указанных в пункте 3 настоящих Правил, выносится с учетом Критериев для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования, приведенных в приложении к настоящим Правилам (далее - Критерии), при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан.

Порядок назначения встречных проверок

Встречные налоговые проверки назначаются органами государственных доходов в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса.

Встречная проверка назначается органом государственных доходов в отношении лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

До назначения встречной проверки поставщиков и покупателей (далее - контрагентов) проверяемого налогоплательщика (налогового агента), должностному лицу органа государственных доходов, осуществляющему налоговую проверку, необходимо:

1)    провести анализ аналитического отчета «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») с данными бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами;

2)    определить перечень контрагентов, по которым установлены факты не отражения взаиморасчетов в налоговой отчетности;

3)    провести анализ отчета «Пирамида» по нарушениям, выявленным по результатам:

камерального контроля контрагентов за проверяемый период;

представленных форм налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).

Запросы на проведение встречных проверок не формируются по взаиморасчетам со следующими поставщиками (налогоплательщиками):

осуществляющих поставку электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, услуг связи (в случае, если перечисленное не является товаром);

подлежащих налоговому мониторингу;

признанных бездействующими в порядке, определенном статьей 91 Налогового кодекса;

признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;

регистрация (перерегистрация), которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

нерезидентов, выполнявших работы (услуги), не являющихся плательщиками НДС в Республике Казахстан и не осуществляющих деятельность через филиал, представительство;

осуществляющих выписку счетов-фактур исключительно в электронной форме.



Для назначения встречной проверки или направления запроса в орган государственных доходов о проведении встречной проверки, органы государственных доходов, в том числе рассматривают следующие случаи:

неоприходование полученных по сделкам товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иного имущества;

приобретение товаров (работ, услуг) или отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг по документам, оформленным с нарушением требований, установленных законодательством Республики Казахстан (в том числе с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций), без заключения договоров в письменной форме;

наличие либо неотражение в бухгалтерском учете зачетов погашения взаимных требований, операций по уступке прав требований, результатов товарообменных и безденежных операций и иных аналогичных случаев;

приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;

представление дополнительных счетов-фактур, по которым производилась корректировка размера облагаемого оборота и (или) корректировка суммы НДС, относимого в зачет;

заключение сделок с целью отнесения расходов на вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм налога на добавленную стоимость без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;

отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого в Едином реестре досудебного расследования зарегистрировано уголовное дело по правонарушению, предусмотренному статьей 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

получение информации от государственных органов, в том числе от правоохранительных органов о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;

определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, установленных Налоговым кодексом.

Запросы на проведение встречных проверок и ответы на данные запросы, а также по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату плательщиками НДС, поставщики которых подлежат налоговому мониторингу, формируются, исполняются и направляются посредством информационной системы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

  Порядок вынесения решения о проведении хронометражного обследования

  Решение о проведении хронометражного обследования выносится органом государственных доходов по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.

Критерии для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования

Для вынесения решений органа государственных доходов учитывается наличие одного из следующих критериев:

1. Для хронометражных обследований (по данным проведенного анализа):

1)    низкий коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) (ниже среднеотраслевого);

2)    неисполнение уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

3)    представление налоговой отчетности с нулевыми показателями, в том числе при фактическом осуществлении предпринимательской деятельности;

4)    наличие сведений, полученных из различных источников информации о деятельности налогоплательщика, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан;

5)    по налогоплательщикам, у которых постоянно имеется дебетовое сальдо по налогу на добавленную стоимость, низкий КНН (ниже среднеотраслевого), а также имеются убытки;

6)    наличие сведений по осуществлению предпринимательской деятельности налогоплательщиков на одном объекте, созданные путем дробления одного на несколько субъектов предпринимательства, которые применяют специальные налоговые режимы на основе патента и (или) упрощенной декларации в целях уклонения от уплаты налогов;

7)    отражения налогоплательщиком (налоговым агентом) одинаковых сумм доходов в налоговых отчетностях, представлявшихся последовательно за налоговые периоды при осуществлении торгово-закупочной деятельности;

8)    наличие сведений о низкой периодичности использования в течение одного рабочего дня контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования.

Для тематических проверок по вопросам:

1)    жалобы, в том числе в социальных сетях и видеохостингах, через приложения для мобильных устройств (Whatsapp, Facebook, Wipon и другие), а также посредством электронной книги жалоб;

2)    неустранение нарушений, выявленных ранее проведенными налоговыми проверками по жалобам юридических и физических лиц;

3)    отсутствие соответствующего регистрационного учета в органах государственных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности по сведениям, полученным из различных источников информации;

4)    отсутствие контрольно-кассовой машины с фискальной памятью (далее - ККМ с ФП), а также наличие сведений об использовании ККМ с ФП не по месту его регистрации в органах государственных доходов по сведениям, полученным из различных источников информации;

5)    отсутствие оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежной карточки (при обязанности налогоплательщиком устанавливать такое оборудование (устройство)) по сведениям, полученным из различных источников информации;

6)    отсутствие учетно-контрольных и акцизных марок, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;

7)    отсутствие сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты, биотопливо, табачные изделия и их несоответствие, а также

отсутствие лицензии по сведениям, полученным из различных источников информации;

8)    отсутствие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары, а также их несоответствие по сведениям, полученным из различных источников информации;

9)    сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства Республики Казахстан по несоблюдению применения ККМ с ФП;

10)    счет-фактура в электронной форме выписана с нарушением сроков, установленных законодательством Республики Казахстан;

11)    выявление обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях требований органов государственных доходов о приостановлении расходных операций по кассе, по фактам осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов с контрагентами, в период действия распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе;

12)    сведения, указанные в подпунктах 7) и 8) пункта 1 настоящих Критериев, для вынесения решения органа государственных доходов о назначении тематических проверок и проведении хронометражного обследования.