Учёт

Услуги, предоставляемые через интернет, приравняют к электронной торговле

3622

Министерством Нацэкономики подготовлен  проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности»,  который обусловлен необходимостью реализации поручения Главы государства, данного на открытии четвертой сессии Парламента Республики Казахстан шестого созыва, по внесению Правительством нового пакета законодательных изменений для дальнейшего развития бизнес-среды.

Одним из важных изменений данного законопроекта являются изменения, касающиеся электронной и биржевой торговли.

Высокий уровень электронной торговли является одним из показателей развитости общества. Увеличение объемов электронной торговли обеспечивает прозрачность финансово-экономической деятельности субъектов предпринимательства и позволяет существенно снизить уровень теневой экономики.

С начала 2018 года зарегистрировано 226 новых субъектов электронной торговли, работает около 1700 интернет-магазинов, количество покупателей возросло до 1,5 млн человек.

Объем рынка электронной коммерции Казахстана 159,6 млрд тенге, услуги – 71,2 млрд тенге,  товары – 88,4 млрд тенге.

Однако проводимые в настоящее время мероприятия больше носят точечный характер, нежели комплексный подход.

Во-первых, действующее законодательство в сфере электронной торговли  распространяется на субъектов МСБ, осуществляющих реализацию только товаров. Реализация в интернет-пространстве услуг не относится к электронной коммерции, соответственно, выпала из  учета объемов электронной коммерции.

Также необходимо изменить сбор статистической информации в целях реального отражения состояния электронной коммерции в Республике Казахстан. Опрос бизнеса, занятого в секторе электронной коммерции, показал, что оборот в данной сфере гораздо превышает имеющиеся статистические данные.  

Международный опыт показал положительную динамику развития электронной коммерции за счет развития электронных торговых площадок, которые позволят субъектам электронной торговли экономить средства на создание сайта, внедрение системы безналичных платежей, службе доставки и т.д.

Электронная торговая площадка – юридическое лицо, предоставляющее интернет-ресурс и обеспечивающее инфраструктуру покупателям и продавцам по осуществлению электронной торговли, а также услуг по заключению договоров между ними на оказание работ и услуг с использованием цифровых технологий.

Их удобство заключается в формировании на единой площадке полного комплекса услуг как для предпринимателей, так и для потребителей – это информация о товаре и продавце, способы оплаты, способы получения товаров или услуг, контроль качества и обратная связь с обеих сторон.

Преимуществами электронных торговых площадок являются:

для потребителей – гарантия оформления заказа, онлайн-оплата, доставка заказа, а также возможность возврата товара; 

для бизнеса – экономия средств на создание сайтов и их обслуживание;

для государства – легкое администрирование.

Таким образом, в соответствии с требованиями ОЭСР инфраструктура электронных торговых площадок обеспечивает:

1) возможность оценки покупателем продавца и товара;

2) внутренние требования ЭТП к продавцу;

3) безналичный расчет;

4) обеспечение доставки;

5) обеспечение взаиморасчетов между покупателем и продавцом, в том числе при возврате товара;

6) резидент Казахстана. 

По своей сути  субъектов электронной коммерции можно разделить на
3 категории:

- информационно-рекламные электронные площадки (OLX, SATU, krisha.kz, kolesa.kz и др.), которые не осуществляют торговлю, а лишь предоставляют площадку для размещения оферты;

- интернет-магазины (lamoda.kz, wildberries.kz и др.), которые торгуют собственным товаром, или товаром аффилированных посредников, предоставляя дополнительно услуги по доставке, производят расчеты как наличным, так и безналичным способом, при этом имеют права и несут ответственность, предусмотренную законодательством в сфере торговой деятельности РК, как продавцы;

- электронные торговые площадки, в том числе специализированные,

на которых реализуются товары одного класса, работы и услуги одного вида экономической деятельности.

В целях повышения доверия населения и бизнеса к электронной торговле отечественных товаропроизводителей и увеличения объемов реализации местных производителей предлагается создать на базе ОРЦ специализированную электронную торговую площадку, которая позволит субъектам электронной торговли экономить на создании сайта, внедрении системы безналичных платежей, службе доставки, обеспечивающая условия для реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции за счет организации процессов ее приемки, подработки, первичной переработки, упаковки, надлежащего хранения, ветеринарного и фитосанитарного контроля качества, оптовой торговли, в том числе с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем.

В целях повышения доверия населения и бизнеса к электронной торговле будет создан на добровольной основе реестр отечественных производителей товаров, который будет объединять всех субъектов бизнеса и конкретизировать виды деятельности и реализуемых товаров, работ и услуг и др.

Оборот электронной коммерции составляет через: информационно-рекламные электронные площадки – 3,9 млрд тенге, интернет-магазины – 98,5 млрд тенге, электронные торговые площадки – 57,2 млрд тенге.

При этом необходимо электронные торговые площадки отличать от товарных бирж, где товарные биржи выступают комплексом вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования товарной биржи, необходимого для проведения биржевых торгов и обеспечивающего формирование ценовых индикаторов по стандартизированным товарам.

В этой связи необходимо законодательно разделить предметы и цели создания электронных торговых площадок на вышеуказанные категории, с четким разделением их функционирования.

По сущности и техническим возможностям биржи и ЭТП будут представлять собой идентичные организационно-структурные и информационные образования, отличающиеся целями, предметом торговли и участниками ЭТП и ТБ.

Немаловажной задачей по развитию электронной торговли является развитие инфраструктуры, состоящей из упрощенного таможенного администрирования и многофункциональной системы логистики.

Для развития электронной торговли, в том числе трансграничной электронной торговли, требуется принятие мер по упрощению таможенного декларирования, что будет способствовать сокращению временных затрат бизнеса на оформление таможенной документации и снижать их расходы на услуги посредников в области внешнеэкономической деятельности, увеличению казахстанского экспорта.

Развитие логистических каналов поставки является также одним из ключевых аспектов роста электронной торговли.

Для электронной торговли роль логистики заключается в создании системы, позволяющей:

- доставлять посылки в строго оговоренные сроки с клиентом и по приемлемым тарифам;

- получать информацию о ходе доставки заказа через систему трекингов;

- производить своевременный возврат товаров;

- обеспечить сохранность посылки.

В этих целях в текущем году начата работа по созданию логистических хабов и сортировочных центров. В частности, АО «Казпочта» запущены проекты по строительству Фулфилмент центров в городах Алматы и Астане (складирование, хранение, сортировка, упаковка, транспортировка).

 Создание подобных центров позволит существенно сократить сроки доставки, снизить транспортные издержки, выстроить аутсорсинг логистических процессов с частными курьерскими почтами, интернет-магазинами и электронными площадками, в целом упростить ведение бизнеса для МСБ.

Кроме того, значительное внимание необходимо уделить и защите прав потребителей в электронной коммерции.

Это обусловлено особенностями электронной коммерции такими как, невозможность физической оценки характеристик и свойств товара, прямого взаимодействия покупателя с продавцом, сложность возврата товара и др.

По данному вопросу ОЭСР разработаны стандарты, основанные на передовых практиках стран ОЭСР в сфере защиты прав потребителей в электронной коммерции, применение которых является также актуальным для Казахстана.

К тому же требует детализации регулирование ограничения доступа к отечественным интернет-ресурсам в случае нарушения законодательства Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи» в случае распространения по сети телекоммуникаций информации, запрещенной или иным образом ограниченной к распространению вступившими в законную силу судебными актами или законами Республики Казахстан, операторы связи и (или) государственная техническая служба по предписанию уполномоченного органа обязаны принять незамедлительные меры по ограничению доступа к запрещенной информации.

На практике возникают ситуации, когда целиком блокируются электронные ресурсы, предоставляющие услуги по электронной торговле из-за одного или нескольких предложений о товарах или услугах, запрещенных законодательством Республики Казахстан, при этом основная масса предлагаемых товаров и услуг, представленных на электронном ресурсе, соответствуют законодательству Республики Казахстан, в связи с чем интернет-магазины и электронные торговые площадки, а также добросовестные предприниматели, реализующие через электронные торговые площадки товары и услуги, несут колоссальные убытки на время простоя.

Международный опыт показывает, что объективными факторами развития электронной торговли являются наличие соответствующей инфраструктуры и доступность информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того изучены рекомендации Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле.

В 2016 году Совет ОЭСР пересмотрел и принял обновленную Рекомендацию Совета. Данная Рекомендация состоит из следующих трех основных блоков: общие принципы, принципы осуществления и принципы глобального сотрудничества.

После утверждения правового инструмента ОЭСР проводится мониторинг реализации рекомендаций в странах участницах.