Учёт

Упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства с 2019 года

4567

Глава Минфина А.Смаилов презентовал в Правительстве проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства»

Глава государства в сентябре прошлого года на открытии третьей сессии шестого созыва Парламента отметил необходимость совершенствования процедур реабилитации и банкротства.

Во исполнение поручения министерством разработан проект закона.

На сегодня процедуру банкротства проходят порядка  4 тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий – в стадии реабилитации.

Фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше.

Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

Также сложен процесс реанимации тех, кто еще может удержаться «на плаву».

В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом.

Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта.

Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам.

Аналогично при применении реабилитации.

В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности.

Законопроект направлен на разрешение этих вопросов.

Так, его основными направлениями являются упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения процедур и упрощенная ликвидация бездействующих должников.

Первое. Упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства. 

При применении процедуры реабилитации на сегодня суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность.

Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт «положительного» баланса.

Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.

Аналогично по банкротству. Применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта.

Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия.

К примеру, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассовой машины, суд отказывает в признании ее банкротом, несмотря на огромные долги.

Причина – должник не использовал все возможности по погашению долга за счет реализации актива.

Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса.

В связи с чем законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства.

Суду необходимо будет установить факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельства несостоятельности субъекта.

Таким образом, законопроектом устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуры реабилитации и банкротства.

Кроме того, индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство.

Законопроект предоставляет им возможность реабилитироваться.

На сегодня даже после утверждения плана реабилитации продолжение текущей деятельности компании затруднительно.

Действующий закон не содержит прямой нормы о снятии арестов со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд.

Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. 

Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации.

Это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры.

В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев.

Второе. Сокращение сроков проведения процедуры банкротства.

Ведущая роль в процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса.

Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки, а иногда и сотни.

В среднем, на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяцев на созыв всех заседаний собраний кредиторов (из расчета » 10 собраний кредиторов в 1 процедуре банкротства).

Комитет же избирается собранием, является его представительным органом, однако малочислен, а процедура его созыва проще.

Предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов.

За счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

На сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом.

Это не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности.

В связи с чем законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство.

Для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами.

Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества, на причинение ущерба кредиторам.

Действующая формулировка составов преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности.

Законопроектом предложено конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов.

То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов.

В настоящее время привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц по долгам банкрота является номинальным.

Так, в преддверии банкротства в качестве руководителей назначаются лица, не имеющие постоянного места жительства и имущества.

Соответственно, они не могут отвечать по долгам банкрота в субсидиарном порядке.

В этой связи законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть непосредственно тех лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось.

Третье. Упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.

На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности (по времени и ресурсам).

Для их ликвидации законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора.

Это позволит быстро и без излишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность.

В заключение хочу отметить, что при разработке использовался опыт зарубежных стран.

Ожидается, что предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства.

В свою очередь, сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана по индикатору «Разрешение неплатежеспособности» в рейтинге Всемирного Банка «Doing Businеss».

Министерство финансов РК