Уходить в тень стало невыгодно

1673

Сегодня перед налоговиками поставлена конкретная задача – дать налогоплательщикам возможность устранить выявленные нарушения самостоятельно, то есть без проведения каких-либо проверок. Такая возможность предусмотрена камеральным контролем органов налоговой службы. В свою очередь камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Вообще сфера налоговых отношений очень актуальна для бизнеса и граждан. В связи с этим крайне важно создать комфортные условия для налогоплательщиков. К примеру, налоговым Кодексом предусмотрено продление, так называемая «отсрочка» на сдачу налоговой отчетности, при условии ее представления в электронном виде. И это очень удобно для бизнеса. Допустим в силу каких-то обстоятельств, налогоплательщик не успевает составить, к примеру, Декларацию по корпоративному подоходному налогу (далее – КПН), он может воспользоваться этой отсрочкой на месяц. Однако, анализ представленных Деклараций по КПН за 2012год показывает, что отдельные налогоплательщики трактуют эту норму в свою пользу. Воспользовавшись «отсрочкой» на месяц налогоплательщики представляют налоговую отчетность без каких-либо значений – «пустографку», хотя мы знаем, что в течение всего года этот налогоплательщик осуществлял свою деятельность, мы видим это по данным Комитета Казначейства, таможенных органов, по данным налоговой отчетности других налогоплательщиков или же к примеру это действующая энергетическая компания, крупный автосалон или торговый центр.

Следует понимать, налоговые органы являются активным пользователем сведений уполномоченных органов и современные «IT» технологии позволяют довольно хорошо интегрировать эти данные. Логика проста, она заключается в анализе текущей ситуации и детальных расчетах.

Нужно отметить, что обмен информацией между налоговыми органам и органами казначейства, таможенными органами налажен уже на центральном уровне и здесь на местах отпала необходимость в различных запросах и письмах.

Значительные суммы отклонений были выявлены по результатам сверки по схеме «данные налоговой отчетности – данные Комитета Казначейства». То есть нами проверялись победители тендеров и конкурсов: все ли суммы, полученные из бюджета в рамках государственных программ, задекларированы в налоговой отчетности.

Ни для кого не секрет, что зачастую из бюджета выделяются довольно внушительные суммы на реализацию того или иного проекта. Но мы охватили каждого налогоплательщика, получившего денежные средства из казны от индивидуального предпринимателя, работающего «по патенту», малый бизнес, отчитывающегося «упрощенной декларацией» и заканчивая крупными компаниями. Для государства это полнота уплаты налогов, для бизнес-сообщества – отсутствие проверок при добросовестной работе.

По нашим данным в 2011г. средства из бюджета получили 4 057 налогоплательщиков ВКО, в 2012г. – 4 043. Если говорить о суммах, перечисленных из госказны, то в 2011г. это более 140 миллиардов тенге, в 2012г. – более 170 миллиардов. Из перечисленных средств примерно 95% приходится на юридических лиц.

Говоря о результатах, наибольшие доначисления приходятся на «крупный» бизнес. По данной категории бизнеса, после принятых мер налогового администрирования, дополнительно начислено только корпоративного подоходного налога более чем 74 млн.тенге.

Вот например, ТОО «К», осуществляет строительство больницы и ремонт водопровода, в 2012г. из госказны получены денежные средства в сумме более 2 млрд. тенге, компания весь доход получает от участия в тендерах. При представлении «очередной» Декларации по КПН за 2012г. предприятие эту сумму не задекларировало, следовательно, не исчислило налог в полном объеме. Установив это нарушение, в отношении компании приняты все меры налогового администрирования. Далее, представлена следующая Декларация по КПН – «дополнительная по уведомлению», где сумма исчисленного налога составила более 20 млн. тенге.

Следующий этап нашего анализа - это изучение проектной документации. Мы сравниваем численность работников по налоговой отчетности, оплату труда и те данные которые «закладываются» в смету. И здесь выявляются ошибки, кто-то допускает их намерено, кто-то понезнанию.

По тому же ТОО «К» при реализации проекта оплата труда по смете составляет 60 млн. тенге, однако по налоговой отчетности доходы работников составляют только 10 млн. Аналогично по численности, в налоговых декларациях указывается количество работников – 15 человек, а по смете – 75. Но мы, же понимаем, что построить больницу и отремонтировать водопровод при численности работников в 15 человек просто нереально. Компания с доводами налоговых органов согласилась, на недостающую разницу представлена налоговая отчетность, наше доначисление в местный бюджет составило более 9 млн. тенге.

Или же ТОО «У» - субъект малого бизнеса, выиграло тендер в сфере жилищно-коммунального хозяйства на сумму более 30 млн. тенге, доход по «упрощенке» за 4 кв. 2012г. составил только 20 млн. Конкретно, в этом случае уведомив налогоплательщика, наше доначисление составило более 1 млн. тенге. Сумма в бюджет поступила полностью, кроме того предприятие переведено на общеустановленный режим налогообложения

Но нарушения допускаются и индивидуальными предпринимателями. Индивидуальный предприниматель «С» проводил ремонт многоквартирного дома, сумма тендера более 100 млн.тенге, предприниматель незадекларировал полученную сумму. Данная ситуация доведена до логического завершения. Доначисление составило более 800 тыс. тенге, при этом предприниматель уплатил пеню в сумме 20 тыс.тенге.

Отработке подлежат любые нарушения, независимо от отрасли экономической деятельности. Например, индивидуальные предприниматель «К» представляет услуги школьного питания, получены денежные средства из госказны в сумме 2 млн.тенге, в налоговой отчетности мы видим сумму только 1 млн. тенге. В отношении данного представителя малого бизнеса приняты все налоговые меры, доначисление в бюджет уплачено.

Подводя итоги, хочется отметить, большая часть налогоплательщиков области работает добросовестно, поскольку сегодня сам бизнес отчетливо понимает – быть честным налогоплательщиком правильно и выгодно, чем «уходить в тень». Если все процессы максимально прозрачны, бизнес избавляется от налоговых проверок и всевозможных административных препонов.

Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и системно, форматы взаимодействия налоговых органов с другими госорганами только расширяются и модернизируются.

Главный специалист
Налогового департамента по ВКО
Карибаева Г.К.


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Тема месяца

Что делать бухгалтеру в…МАЕ
Главные новости