Учёт

Участие Казахстана в Таможенном союзе (ТС) с РФ и Беларусью вызывает неоднозначную реакцию у населения и бизнес сообщества

1927
13 декабря 2010
Участие Казахстана в Таможенном союзе (ТС) с РФ и Беларусью вызывает неоднозначную реакцию у населения и бизнес сообщества. Конечно, еще рано ждать каких-то результатов, но, как это у нас бывает: если есть волевое решение, то и плюсы всегда найдутся.
О том, как идет процесс становления ТС, продвигаются переговоры по ВТО, какие ожидаются показатели экономики по итогам 2010 года в интервью журналу «LS-Личный счет» рассказал вице-министр экономического развития и торговли РК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.

Рост экономики – 6-6,5%

- Завершается важный для страны 2010 год. По предварительным оценкам, укладываемся ли мы в прогноз правительства относительно 5%-ного роста ВВП по итогам года?
- Да. Если Вы помните, то прогноз роста ВВП корректировался в течение года два раза. Сначала был прогноз - всего лишь на 2% [рост экономики], потом повысили до 4%, и, в итоге, пришли к 5%. Этот прогноз однозначно будет выполнен по итогам года, и мое лично мнение, что он будет даже превышен.

- А насколько?
- Когда мы говорим о такой объемной вещи, как ВВП целой страны, то даже десятые доли имеют значение. И поэтому, даже если этот показатель будет превышен на полпроцента, то это миллиарды и миллиарды тенге. На мой личный взгляд, рост ВВП по итогам года составит, как минимум, где-то 6-6,5%.

- На каком уровне ожидается инфляция? Укладываемся ли в заданный правительством коридор 6-8%?
- Я думаю, в этот коридор мы уложимся. Чтобы быть объективным, необходимо отметить, что мы будем в верхней части этого коридора. То есть 6% - это уже нереалистично, потому что мы по итогам 9 месяцев уже накопили достаточно.
Я уверен, что ближе к 8%, но однозначно инфляция не превысит те рамки, которые были заданы правительством.

- Самым большим риском 2011 года многие аналитики называют рост цен на продовольствие, которое в инфляционной корзине нашей страны составляют порядка 40%. Как Вы считаете, в следующем году инфляционные риски в экономике Казахстана возрастут?
- Инфляция - достаточно сложный фактор, в котором достаточно много различных аспектов, двигателей и компонентов. И что немаловажно для Казахстана, так это цены на продовольственные товары.
На мой взгляд, опасений, что произойдет резкий скачок цен по отношению к предыдущему году, не стоит ожидать. У нас есть сезонные скачки цен, например, в предновогодний период или весной, которые зачастую обусловлены повышающимся на тот момент спросом и отсутствием товаров и хранилищ.
То есть у нас на сегодняшний день недостаточно развита инфраструктура, которая бы позволяла заложить осенний урожай и хранить его, по крайней мере, до конца весны. Поэтому сезонные колебания - это сложившаяся тенденция.
Но над этим вопросом правительство сегодня усиленно работает, и, в частности, наше министерство предпринимает определенные шаги. Министерством разработана программа развития торговли. Это отраслевая программа в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. И там как раз оговариваются те меры, которые необходимо предпринимать, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и приемлемую цену на прилавках. Поэтому я бы не стал волноваться насчет резкого повышения цен в следующем году.
Кроме того, в части продовольственной безопасности и контроля цен местными исполнительными органами ежедневно проводится мониторинг. У нас введен запрет на экспорт определенных товаров, а это одна из мер, которая способствует снижению инфляционных ожиданий по данным продуктам.
У нас также ведутся консультации в рамках Комиссии Таможенного союза по изменению ставок импортных таможенных пошлин по тем товарам, которые на территории всего союза могут иметь тенденцию к дефициту. То есть правительство готово оперативно отреагировать в случае возникновения каких-либо ситуаций.

Из Москвы в Россию через…

- Таможенный союз «трех» формально берет отсчет с 1 января текущего года. Понятно, что мало времени прошло, чтобы говорить о его эффективности, но бизнес обращает внимание на многочисленные нетарифные ограничения, такие, как фитосанитарные, ветеринарные и другие требования. Как решаются эти вопросы с российской стороной?
- Эти вопросы обсуждаются больше в рамках Комиссии ТС. Таможенный союз - это уже состоявшийся факт. По нему ведется работа, как по уже существующему институту со своим секретариатом, комитетом по регулированию внешней торговли, экспертными советами и так далее.
В рамках этой комиссии мы обсуждаем с партнерами административные и нетарифные барьеры, которые, мы признаем, иногда остаются. Особенно на местах.
Наверное, это особенности страны с федеративным управлением, когда решения, принимаемые в Москве, не сразу доходят до исполнителей на местах.
Вдобавок к этому, есть большая доля независимости в принятии решений местных губернаторов. Но мы, естественно, все вопросы отслеживаем, ведем хорошую работу с ассоциациями предпринимателей, торгово-промышленной палатой. Они очень хорошо нам помогают. То есть мы собираем все обращения наших предприятий, фиксируем их.
Мы сейчас запустили подробный опросник предпринимателей с конкретным указанием меры, которая, по их мнению, незаконно была применена к ним, с приложением документов, фамилий конкретных сотрудников проверяющих служб, которые незаконно заставили представить документы или задержали груз. На основании этого опросника мы систематизируем все барьеры, которые создаются в торговле с Россией и Беларусью. И уже потом, собрав все факты, проведя системный анализ, мы поднимем эти вопросы на очень высоком политическом уровне в рамках комиссии ТС.
Эта работа ведется и в рамках Единого координационного совета по развитию предпринимательства. Там есть отдельная рабочая группа по вопросам ТС. С предпринимателями у нас идет активный диалог, мы все заслушиваем, собираем, систематизируем. То, что можно решить на месте, решаем сразу.
К примеру, в августе этого года была проблема из-за того, что российские таможенники требовали сертификаты происхождения товара, хотя с 1 июля этот документ при пересечении границы между нашими странами уже не требуется. Это было незаконно, но, тем не менее, предприниматели не могли этого доказать, их груз попросту не пропускали.
Вопрос был рассмотрен на заседании комиссии ТС, был приглашен председатель Таможенной службы РФ, которому объяснили суть проблемы. В тот же день было принято соответствующее решение, и буквально через два дня подобная практика со стороны российских таможенников прекратилась. Так что у нас есть хорошие и гибкие инструменты оперативного реагирования на такие вещи.

- То есть Комиссия ТС - это уже полноценно функционирующий орган, через который можно решать все вопросы?
- Так точно. Комиссия ТС состоит из вице-премьеров трех стран, а это очень высокий политический уровень, который может влиять на все министерства и ведомства и принимать решения политического характера. Есть секретариат комиссии, подкомиссии по различным отраслям, по техническому регулированию, по регулированию внешней торговли и так далее.

Сюрпризы таможенной статистики

- Интересно, что, по данным таможенной статистики, товарооборот с РФ в январе-августе увеличился на 11,8%, в то время как с Китаем и Кыргызстаном возрос в разы, несмотря на то, что они являются третьими странами по отношению к ТС. Чем можно объяснить такую статистику? Ведь должно быть все наоборот?
- Во-первых, нельзя только смотреть на тарифы, поскольку это всего лишь барьер. Даже несмотря на увеличившиеся ставки, все равно они не являются запретительными. Если кому-то выгодно закупать товар в Китае, то увеличение ставки вряд ли остановит данный вид деятельности.
Я думаю, что увеличение товарооборота в части ТНП связано с увеличением покупательской способности, спроса, восстановлением экономики. Во-первых, у людей появились деньги, а во-вторых, уверенность в завтрашнем дне...

- А может просто дело в том, что на наших южных границах в связи с введением ТС усилился контроль, и больше товара начало проходить легальным способом?
- Очень хороший анализ, я думаю, это тоже один из факторов. Кроме того, с 1 июля отменили, так называемый, упрощенный ввоз, когда физическому лицу можно было ввозить товар по ставке 0,6 евро за кг. Одна из проблем, которая была связанна с этой «упрощенкой», - это очень слабое ведение таможенной статистики. Достаточно было принести любую справку, что ты купил, к примеру, шкаф по такой-то цене, и таможенникам приходилось брать эти цифры за основу, которые, в конечном итоге, составляли внешнеторговый оборот по статистике. А другой статистики просто не было.
Другими словами, поменялась сама методология статистики. Раньше таможеннику не надо было волноваться, сколько на самом деле стоит этот шкаф, им нужно было только знать, сколько он весит. Теперь с отменой этого «упрощенческого» режима нужно определять таможенную стоимость данного шкафа, чтобы определить размер пошлины. Я думаю, на увеличение товарооборота с третьими странами отчасти повлияло и улучшение таможенной статистики.

ВТО не за горами

- Создав ТС, не затягиваем ли мы с ВТО? Не делаем ли мы что-то вроде «крюка» на этом пути?
- С ВТО мы продолжаем вести активные переговоры, и формирование ТС не является препятствием для вступления в ВТО. Таможенные союзы существовали давно, и члены таких союзов являлись и членами ВТО. То есть вопросы участия и в ТС, и в ВТО - это уже давно обкатанная практика.
Единственное, что формирование ТС - не то чтобы осложнило, а просто потребовало дополнительного разъяснения нашим партнерам по ВТО. Их пришлось информировать, что какая-то часть внешнего регулирования теперь у нас общая, какая-то часть наших законов теперь не действует, а действует единый Таможенный кодекс. Но это не является препятствием, это просто временная задержка, необходимая для разъяснения.
В ВТО мы идем, и будем вступать юридически отдельно. Но, как говорили главы наших стран, это будет единовременное вступление на согласованных условиях.

- Понятно, что дедлайн [крайний срок] вступления в ВТО уже сдвигался несколько раз, но все же, когда теперь это может произойти?
- Я думаю, что это произойдет в 2012 году. Это не какой-то закрепленный план. Это мое личное мнение, как переговорщика, человека, который ведет технические переговоры по ВТО.
Я бы даже сказал, что это не мнение, а ощущение. Мы близки к завершению двухсторонних переговоров, но впереди большой этап по консолидации наших предложений, объединению наших обязательств, и работа в многостороннем формате, где все члены рабочей группы ВТО присутствуют.

- Получается, если одна из стран ТС завершит свои переговоры по ВТО раньше, чем другие, то ей придется «ждать» своих партнеров по ТС?
- Все эти технические действия требуют согласования. Одним из краеугольных камней вступления в ВТО является принятие на себя обязательств по тарифам на импорт. В то же время, будучи в ТС, мы обязаны применять единый таможенный тариф. Но при этом не может быть два различных набора обязательств перед ТС и ВТО. То есть они должны быть приведены к единому знаменателю, а для этого мы должны вступать вместе. Поэтому если мы завтра будем готовы, то нам придется подождать, если Россия будет готова, то им тоже придется подождать.

- А как сейчас по сравнению с нами у России и Беларуси идет процесс переговоров по вступлению в ВТО?
- Россия на полшага впереди нас, а Беларусь достаточно далеко позади. Но я думаю, что Беларуси будет легко вступать, если она возьмет на себя условия, похожие на наши. Это будет знакомо их партнерам, которые на опыте переговоров с Казахстаном будут понимать, что это достаточно для обеспечения реализации и беспрепятственного движения товаров.

Правительственный снежок

- В законе «О товарных биржах» есть норма о перечне товаров, подлежащих обязательной торговле через биржу. Он утверждается правительством. Участники рынка очень негативно восприняли эту законодательную новеллу. Как Вы считаете, нужно ли отменять эту норму, и на какой стадии сейчас утверждение перечня биржевых товаров?
- В самом законе предусматривается право правительства вводить такой перечень. Мы можем в случае необходимости воспользоваться этим правом. Сейчас правительство хочет такое право реализовать, потому что необходим какой-то толчок для развития товарной биржи.
На наш взгляд, в среднесрочной и долгосрочной перспективе биржи должны завлекать клиентов сами, заинтересовывать их, предоставлять какие-то условия. Они - коммерческие организации, которые зарабатывают на процентах, и должны показывать, что продажи через биржу дают какой-то эффект.
Но для того, чтобы этот снежный ком покатился, нужно слепить сначала маленький снежок и запустить его. Мы боимся, что пока его не слепит правительство путем формирования перечня и обязательства участников рынка реализовывать часть товаров через биржу, большой ком никогда не покатится. Поэтому в краткосрочной перспективе правительство будет утверждать этот перечень.