Учёт

Туристическими компаниями недоплачиваются налоги

3328

 В настоящее время администрирование международного налогообложения начинает занимать передовые позиции. Одним из направлений задачи по обеспечению поступлений в бюджет является определение реальной налогооблагаемой базы по нерезидентам, выявление лиц, оптимизирующих свои доходы через «налоговые гавани» в оффшорных зонах.


Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению и внесению в бюджет в следующих случаях:


НДС. Работы, услуги, предоставлены нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС, деятельность нерезидента не осуществляется через филиал, представительство в Республике Казахстан. При этом реализация относится к оборотом налогоплательщика Республики Казахстан - получателя работы, услуги (если местом их реализации является Республика Казахстан) и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по установленной ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в тенге по рыночному курсу обмена валюты на дату совершения оборота.

При определении суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, получатель работ, услуг имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, – в данном случае налог на добавленную стоимость за нерезидента должен быть фактически внесен в бюджет.

В случае если покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его филиал или представительство, государственная (учетная) регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации признается Республика Казахстан.

Размер оборота при приобретении работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство определяется исходя из стоимости приобретенных работ, услуг, включая налоги, кроме налога на добавленную стоимость.


КПН. Доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные ст.192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. Подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода юридическому лицу-нерезиденту независимо от формы и места осуществления выплаты.

При этом, обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога у источника выплаты возлагается на юридическое лицо, в том числе нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, выплачивающее доход нерезиденту.

Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, доли участия, товаров, имущества, выполнения работ, оказания услуг, списание или зачет требования долга, производимые в счет погашения задолженности перед нерезидентом по выплате доходов из источников в Республике Казахстан.

Ставки подоходного налога, порядок и сроки перечисления и предоставления налоговой отчетности установлены статьями 194, 195, 196 Налогового кодекса.

В Налоговом кодексе четко определен регламент налогообложения нерезидентов из источников в Республике Казахстан, однако, все же существует определенный риск недопоступления налогов в бюджет. Это связано с самостоятельным применением налогоплательщиком пониженной ставки или освобождения от налогообложения. В этой связи проводится камеральный контроль на правомерность применения положений Налогового кодекса и международных соглашений.


Также в настоящее время налоговым управлением проводится анализ и применение на практике действие пп.4 п.1 статьи 192 Налогового кодекса, согласно которой доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан, признаются доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением (определяемом в соответствии со ст.224 НК), от выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения (оказания, реализации), получаемые от резидента.

В результате налогового администрирования, выявлено, что в первую очередь, в группу риска предприятий, нарушающих действующее налоговое законодательство, включены туристские компании, осуществляющие выплаты нерезидентам за предоставленные услуги. Отмечу, что мною лично в мае были организованы две встречи с представителями этих компаний. Главная тема наших обсуждений заключалась в решении вопроса: почему туристские компании не удерживают и не платят соответствующие налоги.

Ссылка на отсутствие данной нормы в предыдущих годах и ее введение только с января 2009 года – безосновательна. Так как, этот вид дохода был включен в перечень доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан в соответствии со статьей 178 Налогового Кодекса (2007 год, 2008 год). Ставка также была установлена в размере 20% (п.5 статья 180 НК).

На приведенные аргументы, что окончательным получателем доходов не всегда является туроператор-нерезидент, так как туристический продукт создается за счет включений в него широкого спектра услуг от нескольких поставщиков (трансфер, проживание в отеле, экскурсии и др.) – скажу, что налогообложение доходов юридическоголица-нерезидента у источника выплаты производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами в пользу третьих лиц и (или) своих структурных подразделений в других государствах.

К нам обращалась Казахстанская туристская Ассоциация (КТА) – республиканская отраслевая Ассоциация, представляющая интересы малого бизнеса в сфере туристских услуг – о незаконности выставленных в адрес туристических фирм уведомлений об устранении нарушений, выявленных при камеральном контроле. Однако, все же есть налогоплательщики, которые устранили нарушения в части сокрытия объектов налогообложения, в ответ на уведомления были предоставлены дополнительные налоговые декларации, удержаны и перечислены налоги в бюджет.

В целом, развитие выездного туризма больше способствует оттоку капитала из Республики, иностранные туристические компании получают огромные суммы доходов за счет наших граждан. При этом их налогообложение производится в льготных условиях, так как многие страны относятся к странам с льготным режимом налогообложения.

Учитывая, что такие доходы должны облагаться у источника выплаты доходов нашими туристическими агентами, нами будут инициированы проверочные мероприятия по обеспечению полноты налоговых поступлений. Со страниц Вашего издания выражаем почтение и уважение всем отраслевым ассоциациям, субъектам крупного, среднего и малого бизнеса и призываем к соблюдению законности.


Начальник Налогового управления по Медеускому  району Жайдар Инкербаев