Учёт

Способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства

3027

Налоговые поступления являются основным отражением работы налоговых органов в части исполнения государственного бюджета. И у них есть одна немаловажная статья дополнительного резерва – как поступления за счет взыскания налоговой задолженности,которая включает в себя сумму недоимки, а также неуплаченные суммы пеней и штрафов. В данном случае недоимка представляет собой исчисленные, начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, или другими словами несвоевременное исполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств.

При рассмотрении данного вопроса, рассмотрим само понятие «налоговое обязательство»в части его исполнения при уплате налогов. Согласно действующего налогового законодательства, а именно статьи 26 Налогового кодекса Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2014 года, налоговое обязательство – это обязательство налогоплательщика перед государством, « в силу которого налогоплательщик обязан… определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, …». При чем, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

В случае правильного исчисления налогов и своевременной дальнейшей их оплаты, у налогоплательщика не возникает никаких непредвиденных ситуаций при взаимодействии с налоговыми органами. Но в силу объективных причин, например, как нарушение графика расчетов со стороны поставщиков; форс-мажорные обстоятельства и других, возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется несвоевременное исполнение налогового обязательства. В нашем случае – образуется задолженность по налогам и другим обязательным платежам.

И здесь, в соответствии с главой 85 Налогового кодекса РК, налоговыми органами применяются следующие способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства. Это:

1) начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;

2) приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента)- юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката;

3) приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента)- юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката;

4) ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента)- юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката;

До начала применения указанных способов обеспечения, кроме начисления пени, налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление о погашении налоговой задолженности;о сумме ОПВ, ОППВ, подлежащих перечислению в ЕНПФ; о представлении в налоговый орган списков участников системы обязательного социального страхования (далее – уведомление).

В соответствии с п.3 ст.609 Налогового кодекса, есть случаи, когда отмеченные способы обеспечения, кроме начисления пени, не применяются. Это:

- если сумма налоговой задолженности менее 6-кратного месячного расчетного показателя, действующего в соответствующем финансовом году;

- если налогоплательщиком, в соответствии со ст.51-1 Налогового кодекса, подано заявление об изменении сроков исполнения налогового обязательства по результатам налоговой проверки.

Кроме этого, способы обеспечения не применяются в следующих случаях:

1) признания судом налогоплательщика банкротом- с момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

2) применения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика- со дня вступления в силу решения суда о применении реабилитационной процедуры.

Применение способов обеспечения осуществляется в соответствии со ст.ст.610-613 Налогового кодекса РК.

Отличием первого способа – начисление пени, является то, что она начисляется и уплачивается независимо от применения других способов обеспечения и мер принудительного взыскания, а также иных мер ответственности.

В случае непогашения налоговой задолженности приостановление расходных операций по банковским счетам и кассе налогоплательщика (налогового агента) производится по истечении 10 рабочих дней со дня вручения уведомления. Приостановление по банковским счетам распространяется на все расходные операции, кроме:

- операций по уплате налогов, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных взносов, социальных отчислений, а также таможенных платежей;

- изъятия денег по исполнительным документам;

- по погашению налоговой задолженности

В связи с внесенными изменениями с 1 января текущего года, приостановление расходных операций производится в пределах суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении.

Приостановление расходных операций по кассе также производится на все расходные операции, кроме:

- сдаче наличных денежных средств в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для последующего их перечисления в счет погашения задолженности;

- выдаче банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, наличных денег клиентов.

Распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам и кассе подлежат безусловному исполнению, и отменяются налоговым органом не позднее одного рабочего дня со дня устранения причин их выставления.

Также одним из способов обеспечения является ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), которое производится в случаях непогашения налоговой задолженности и обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления о результатах налоговой проверки. В первом случае, решение об ограничении выносится по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления; во-втором- с момента обжалования, без направления уведомления.

Решение вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением. При невозможности вручения по причине отказа от росписи или отсутствия по месту нахождения датой вручения считается дата налогового обследования. По истечении 10 рабочих дней со дня его вручения производится опись ограниченного имущества.

Одним из новшеств в текущем году стало направление решений об ограничении в распоряжении имуществом в органы юстиции, а также решений об их отмене, в электронном виде. Механизм направления решений из ИНИС РК в ГБД РН МЮ РК в настоящее время реализован на уровне налоговых управлений, что значительно уменьшило затраты рабочего времени.

Как и при отмене приостановлений расходных операций по банковским счетам и кассе, решение об ограничении отменяется не позднее одного рабочего дня с момента устранения причин его выставления.

За последнее время способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства полностью автоматизированы, что эффективно отражается на конечном результате работыналоговых органов в части взыскания налоговой задолженности.

Нигматуллина Ж. А.

Налоговый департамент по

Алматинской области


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено