Учёт

Советы по изменению степени риска, чтобы не попасть под налоговую проверку

8374

Система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска, сообщает Учет.kz.

Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству. В зависимости от вероятности неисполнения (неполного исполнения) налогового обязательства все налогоплательщики относятся к низкой, средней или высокой степени риска.

В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия по:

1) постановке на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведению учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчислению суммы налогов и платежей, подлежащих уплате в бюджет, а также авансовых и текущих платежей по ним;

4) составлению и представлению налоговых форм и иных форм, установленных Налоговым кодексом;

5) уплате исчисленных и начисленных суммы налогов и платежей в бюджет, авансовых и текущих платежей по налогам и платежам в бюджет.

Государство в лице налогового органа имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, определенном НК РК.

Соответственно, в зависимости от действий налогоплательщиков, совершаемых ими в рамках исполнения налоговых обязательств, возникают различные риски и в зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них и их минимизации.

Данная стратегия соответствует мировой практике и рекомендована международными экспертами в рамках Проекта реформирования налогового администрирования.

Относительно результатов категорирования.

Категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска осуществляется в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и приказом МФ РК от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее – Приказ СУР). Согласно последним изменениям, внесенным в Правила Приказом Минфина №284 от 17 марта 2023 года, обновление присвоенной категории теперь производится ежеквартально. 

В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:

1) прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;

2) подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;

3) продление, приостановление представления налоговой отчетности;

4) обеспечение исполнения не выполненного в срок налогового обязательства;

5) принудительное взыскании налоговой задолженности.

Критерии, на основе которых делается расчет, разделяются на две основные группы: являющиеся конфиденциальной информацией и не являющиеся таковой.

Согласно п.8 главы 3 Правил расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в налоговой по состоянию на первое число второго месяца, предшествующего кварталу, на который производится категорирование налогоплательщиков.

К критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, относятся:

  • коэффициент налоговой нагрузки;

  • критерий «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов»;

  • критерий «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»;

  • критерий «Налогоплательщики, имеющие признаки уклонения от уплаты налогов путем представления дополнительной декларации с уменьшением суммы налогов, подлежащих к уплате в бюджет»;

  • критерий «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»;

  • критерий «Непредставление налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством РК»;

  • критерий «Налогоплательщик состоит в списках неблагонадежных налогоплательщиков, размещенных на сайте КГД МФ РК»;

  • критерий «Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет» 

  • критерий «Участие в налоговом мониторинге» определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге, а также в пилотном проекте по горизонтальному мониторингу;

  • критерий «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки» определяется при использовании налогоплательщиком стандартного файла проверки;

  • критерий «Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам»;

  • критерий «Применение трехкомпонентной интегрированной системы»;

  • критерий «Применение модуля «Виртуальный склад».

Информация о присвоенной степени риска по результатам категорирования направляется индивидуально налогоплательщикам со сведениями по сработавшим отрытым критериям в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее – КН).

Положительно повлиять на степень риска налогоплательщик может с помощью следующих критериев:

  • «Участие в налоговом мониторинге»;

  • «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»;

  • «Отсутствие последовательной задолженности по налогам и социальным платежам»;

  • «Применение трехкомпонентной интегрированной системы»;

  • «Применение модуля «Виртуальный склад».

Достаточно вовремя уплачивать налоги и социальные платежи, принять участие в налоговом мониторинге, применять ТИС и модуль ВС как шанс отнесения к высокорисковым налогоплательщикам существенно снизится.

Также одним из основных критериев, влияющих на степень риска, является коэффициент налоговой нагрузки. Компания может самостоятельно рассчитать коэффициент налоговой нагрузки, сравнить его со среднеотраслевым показателем налоговой нагрузки, рассчитанным для региона, и принять меры для приведения его в соответствие с отраслевыми показателями.

Коэффициент налоговой нагрузки определяется в соответствии с  Приказом Минфин №253 от 20 февраля 2018 года «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой».

Некоторые рекомендации налогоплательщикам по вопросам возможности изменения присвоенной степени риска:

1) ознакомиться с перечнем открытых критериев и методикой их расчета, изложенной в Приказе СУР. Обращаем внимание, что критерии имеют как отрицательное влияние на степень риска (баллы с «плюсом» увеличивают степень риска), так и положительное влияние (баллы с «минусом» снижают степень).

2) проанализировать расшифровку расчета по сработавшим открытым критериям (показатели, значения, количество баллов), направленную в КН;

3) в случае согласия с результатами, принять во внимание показатели, повлиявшие на степень риска, и учесть их в налоговом учете;

4) в случае несогласия с какими-либо значениями по расчету открытых критериев, направить электронное пояснение в web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;

5) в случае обоснованности пояснения, критерии будут пересчитаны, и в случае, если данный перерасчет изменит степень риска, в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будет направлено соответствующее сообщение.

Если налогоплательщик не согласен с какими-либо значениями по расчету открытых критериев, он вправе направить электронное пояснение через в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» с обоснованием своей позиции.

Если аргументы будут вескими, критерий будет пересчитан, и если перерасчет изменит степень риска, то в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будет направлено соответствующее сообщение.