Учёт

Совершенствование процедуры запусков камерального контроля

2717


Все меры, принимаемые сегодня по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования, направлены, с одной стороны, на побуждение налогоплательщиков РК к соблюдению налоговой дисциплины. С другой стороны, на обеспечение прозрачности налоговой системы, придание уверенности налогоплательщику в стабильности и справедливости налоговой системы, что в конечном итоге позволит государству обеспечить эффективное исполнение доходной части бюджета, которая в целом зависит от каждого гражданина нашей республики, который будет самостоятельно пресекать все противоправные действия не только государственных служащих, но и недобросовестных предпринимателей, в части выдачи фискальных чеков, начислении фактически выплаченной заработной платы, а также осуществлять постоянный контроль за своими пенсионными начислениями.

Для выявления таких фактов уклонения от уплаты налогов Налоговыми органами г.Алматы проводится работа по усилению налогового администрирования путем анализа финансово-хозяйственной деятельности, их налоговой нагрузки, сличения форм налоговой отчетности со сведениями полученными из различных источников, т.е. производится камеральный контроль.

Так в целях администрирования налоговым комитетом Министерства финансов РК осуществлены запуски процедур автоматизированного камерального контроля по декларациям по налогу на добавленную стоимость за 1-ый квартал 2010 года и 2-4 квартала 2009 года.

Тем налогоплательщикам, кто заключил с органами налоговой службы соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (ЭЦП, криптоключ), уведомления по камеральному контролю направлены в электронном виде в Кабинет налогоплательщика (КНП).

Удельный вес уведомлений, направленных в КНП, составил 97,4% от их общего количества.

Также хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 608 Налогового кодекса уведомление, направленное электронным способом, считается врученным по истечении пяти рабочих дней со дня его отправки. Настоятельно просим обратить внимание, что уведомление, направленное электронным способом, считается врученным по истечении пяти рабочих дней со дня его отправки независимо от того ознакомился ли с ним налогоплательщик или нет. Данный порядок действует с 01.01.2009г.

В вышеперечисленных запусках применены новые процедуры контроля расхождений сумм НДС:

1. Контроль данных по импорту

Процедура контроля расхождений сумм НДС, отраженных в декларации 300.00 с данными Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан по импорту товаров с уплатой НДС при таможенном оформлении, импорту товаров, по которым изменен срок уплаты НДС, а также некорректное отражение сумм НДС, уплаченных методом зачета, по данным декларации налогоплательщика.

Следует учесть, что сумма НДС, относимая в зачет по импортируемым товарам, должна быть указана в грузовой таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством РК, уплачена в бюджет и не подлежит возврату в соответствии с условиями таможенного режима.

При этом по товарам, по которым был изменен срок уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с абзацами 27-45 статьи 49 Закона о введении Налогового кодекса в декларации указывается сумма НДС фактически уплаченного в отчетном в налоговом периоде.

По товарам, по которым НДС в соответствии абзацем 41 статьи 49 Закона о введении уплачивается методом зачета, сумма налога на добавленную стоимость отражается в декларации на основании обязательства, заполненного налогоплательщиком при таможенном оформлении, одновременно как в зачете, так и в начислении.

 

2.Факты некорректного заполнения и представления деклараций по НДС

Кроме того, отмечаем, что одной из наиболее распространенных ошибок налогоплательщиков является неполное заполнение Реестров 300.07 и 300.08 к декларации по НДС. Так, например, за 1 квартал 2010 года, 10 тыс. налогоплательщиков вообще не расшифровали реализацию в реестрах 300.07. Совершение данных ошибок налогоплательщиком приводит к появлению необоснованных расхождений с данными его контрагентов, что выявляется в ходе камерального контроля. В результате налоговые органы затрачивают время и бюджетные средства на направление уведомлений, а налогоплательщики вынуждены отвлекать ресурсы для реагирования на врученное уведомление, то есть представление пояснений и дополнительных ФНО.

Следует понять, что каждый несет ответственность за правильность и полноту своих сведений, отраженных в налоговых декларациях. Если покупатель, получивший уведомление о завышении зачета НДС, установленное при сверке с данными его контрагентов, документально подтверждает правомерность своего зачета (подтверждающими документами являются счет-фактуры или обоюдно подписанный акт сверки взиморасчетов), то данное нарушение будет перевыставлено поставщику.

Кроме того, установлен факт, что 780 налогоплательщиков представили отчетность по НДС за 1 квартал 2010 года по форме отчета за 2009 год, которая значительно изменилась в этом году.

749 налогоплательщиков не верно указали в ФНО код налогового органа, то есть не тот КНО, где НП состоял на учете в момент представления ФНО. Такие ФНО согласно статье 584 Налогового кодекса, считаются не представленными и, следовательно, при камеральном контроле не учитываются. При этом если не принята очередная ФНО, то и все дополнительные к ней ФНО (даже с правильным указанием кода налогового органа) также считаются не принятыми.

 

3.Факты некорректного внесения изменений и дополнений в налоговую отчетность по НДС

Установлено, что большое количество ошибок совершается при внесении изменений и дополнений в налоговую отчетность по НДС. В связи с чем, напоминаем, что согласно Правил составления реестров счетов-фактур (300.07, 300.08) за 2010 год внесение изменений и дополнений в реестры счетов-фактур существенно упрощено и поэтому отличается от 2009 года. Так, в случае обнаружения ошибки в любой из граф В, С, D, E, F,G, Н, I, J раздела Реестра 300.07 и 300.08 производится удаление ранее указанного ошибочного счета-фактуры.

Для удаления ошибочного счета-фактуры в дополнительном Реестре указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся изменения. Указываются все ранее отраженные реквизиты граф В, С, D, E, F, G, а в графах Н, I, J, указываются ранее отраженные суммы со знаком «минус». Далее новой строкой вводится счет-фактура с правильными реквизитами и суммами.

В случае дополнения Реестра за налоговый период новыми строками указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся дополнения.

При этом следует учесть, что если представляется первая дополнительная Декларация после представления очередной Декларации, то при дополнении Реестра или удалении строк из Реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой Реестра к очередной Декларации.

Если представляется дополнительная Декларация к очередной Декларации, к которой уже представлялись дополнительные Декларации, то при дополнении Реестра или удалении строк из Реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой Реестра, представленного к последней дополнительной Декларации.

 

Поясним на примере:

а) если необходимо внести изменение

Допустим, за 1 квартал 2010 года представлена очередная декларация по НДС, в форме 300.08 которой отражены три счета-фактуры:

Таблица №1

Графа А

Графа С

Графа Е

Графа F

Графа H

Графа I

Графа J

№ строки

РНН

№ с/ф

Дата

 с/ф

Всего стоимость по с/ф без НДС

Сумма НДС, указанного в с/ф

Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет

2

РНН 1

10

10.01.10

50 000

6 000

6 000

3

РНН 2

58

24.02.10

60 000

7 200

7 200

4

РНН 3

30

05.03.10

40 000

4 800

4 800

 

Позднее выяснилось, что в очередном реестре в строке №3 (Таблица №1) был указан неверный РНН, при этом прочие реквизиты (в том числе стоимость по с/ф и сумма НДС) были указаны верно.

Для исправления данной ошибки в дополнительном реестре необходимо в графе «А» указать номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра, и провести следующие записи:

Таблица №2

Графа А

Графа С

Графа Е

Графа F

Графа H

Графа I

Графа J

№ строки

РНН

№ с/ф

Дата

 с/ф

Всего стоимость по с/ф без НДС

Сумма НДС, указанного в с/ф

Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет

5

РНН 2

58

24.02.10

- 60 000

- 7 200

- 7 200

6

РНН 2

(корректный)

58

24.02.10

60 000

7 200

7 200

 

Тогда данные по некорректному счету-фактуре будет удалены и внесены новые данные.

Аналогично вносятся изменения в Реестры, в случае обнаружения любой ошибки в любой из граф Реестров (ИИН/БИН, № или дата счета-фактуры, стоимость или сумма НДС).

 

б) если необходимо внести дополнение

Применительно к вышеприведенному случаю (с учетом уже представленной одной дополнительной ФНО) при внесении дополнений нумерация будет начинаться со строки №7:

Таблица №4

Графа А

Графа С

Графа Е

Графа F

Графа H

Графа I

Графа J

№ строки

РНН

№ с/ф

Дата

 с/ф

Всего стоимость по с/ф без НДС

Сумма НДС, указанного в с/ф

Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет

7

РНН 4

28

25.03.10

70 000

8 400

8 400

 

4.Уведомления, поступившие в КНП

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что 97,4% Уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля за 1 квартал 2010 года направлены в Кабинет налогоплательщика.

При этом следует учесть, что в КНП налогоплательщику будет доставлено только уведомление по камеральному контролю, а приложения к нему необходимо запросить на электронный адрес.

Для этого:

1.зайдите в журнал уведомлений в КНП;

2.в графе «Действия» нажмите на значок: «image002» и в появившемся окне диалога введите адрес электронной почты, на который необходимо доставить уведомление с приложениями. Нажмите кнопку «Отправить»:

 

image003

 

Напоминаем, что в случае возникновения проблем с доступом в КНП Вы можете обратиться за помощью в налоговый орган по месту регистрации, а также на службу поддержки НК МФ РК sds@mgd.kz и разместить обращение на Форуме НК МФ РК (Форум НК МФ РК > Информационные системы > Кабинет налогоплательщика).

Сегодня объемы теневой экономической деятельности приобрели такие масштабы, при которых ее недооценка и не учет приводят к существенным потерям бюджета. Доказательством подобному утверждению являются итоги отработки отчетов по камеральному контролю фиктивных налоговых счетов-фактур, по результатам которой в финансовую полицию для принятия процессуальных решений было направлено около 1500 заключений правильности исчисления налогов в бюджет на общую сумму налогов порядка 140 млрд тенге. Это те денежные средства, которые уведены «обнальными фирмами» от налогообложения и крутятся в теневой экономике Казахстана. Мероприятия по противодействию лжепредпринимательства включены в Стратегический план развития налоговых органов как наиболее приоритетные.

 

Начальник отдела

по работе с налогоплательщиками

НУ по Ауэзовскому району г.Алматы

Ваганова Н.А