Учёт

Соблюдение субъектами законности в сфере оборота отдельных видов нефтепродуктов

2522
С 1 июля 2003 года в действие ввелся Закон Республики Казахстан от 07 апреля 2003 года № 402-П «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», который позволил регулировать общественные отношения, возникшие в процессе производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов: бензина (кроме авиационного), дизельного топлива и мазута.

Реализация данного Закона позволила лицензировать деятельность по производству нефтепродуктов, установить минимальные объемы производства нефтепродуктов, контролировать качество нефтепродуктов, осуществлять контроль над оборотом нефтепродуктов посредством мониторинга через единую базу данных производства и оборота нефтепродуктов.  

Контролировать оборот отдельных видов нефтепродуктов от поставщика к получателю стало возможным с введением в действие в октябре 2003 года сопроводительных накладных – унифицированного документа, предназначенного для контроля за движением нефтепродуктов на всем пути следования от отправителя до получателя, необходимый для оформления операций по отпуску и приему нефтепродуктов, и установления порядка декларирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов.

В целях проведения полноценного мониторинга производства и оборота подакцизных товаров, и, следовательно, выявления скрытых резервов для увеличения поступления налогов от операций с подакцизными товарами введена информационная система «Акциз».  

Данная система предназначена для автоматизации ввода и обработки форм отчетности, представляемых субъектами рынка подакцизной продукции. Формы отчетности включают сопроводительные накладные на нефтепродукты и формы декларирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов.  

Важным критерием в аналитической работе системы ИС «Акциз» служит персональной идентификационный номер-код (пин-код) продукции. С помощью пин-кода система позволяет проследить за движением нефтепродуктов на всем пути следования от отправителя до получателя, выявить скрытые объемы и нелегальный оборот подакцизных товаров.

            Для осуществления контроля и регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты акцизов органами налоговой службы посредством ИС «Акциз» ведется электронная база данных по производству и обороту подакцизной продукции и нефтепродуктов.

По результатам данных, формируемых посредством ИС «Акциз», выявляются субъекты рынка подакцизной продукции, не представившие в установленные сроки декларации по производству и обороту подакцизной продукции и сопроводительные накладные на отдельные виды нефтепродуктов, выявляются субъекты, не состоящие на регистрационном учете по отдельным видам деятельности, но осуществляющие деятельность, осуществляющие деятельность по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции не по адресу, указанному в лицензии и т.д.

За нарушения правил ввоза, транспортировки, производства, декларирования, хранения и реализации нефтепродуктов, а также правил оформления сопроводительных накладных на нефтепродукты Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность по ст. 213 КоАП РК, материалы по которым на рассмотрение передаются в Специализированный межрайонный административный суд  г. Астана.  

        Одним из основных принципов налогового законодательства РК является принцип обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в установленные сроки и в полном объеме.

        На сегодняшний день рынок нефтепродуктов значительно легализовался. С введением Закона и сопроводительных накладных существенно увеличились и объемы оптово-розничной реализации бензина (кроме авиационного) и дизельного топлива, а соответственно и поступление акцизов.  

Настоящим, Налоговый департамент по г. Астана призывает субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов в г. Астана, к порядку, к соблюдению законности на данном рынке во избежание административной и уголовной ответственности, во избежание выращивания почвы для возникновения коррупционных правонарушений.

Требуйте от Ваших поставщиков приходные документы, сертификаты соответствия и т.д. на каждый вид продукции.    

Задумайтесь, от того, какую продукцию Вы реализуете – легальную или нелегальную, зависит не только будущее нашей столицы, но и будущее всей страны!

Получить информацию о действующих законодательных, нормативных правовых актах, оставить комментарии и предложения к работе налоговых органов вы можете на сайте Налогового комитета Министерства финансов РК по адресу: www.salyk.kz


Начальник управления администрирования подакцизной продукции Налогового департамента по г. Астане, Кенжебаева С.К.