Учёт

Схемы ухода от налогов выявляются и пресекаются

4633


Главной задачей органов налоговой службы является обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление налогового контроля, за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств, а также борьба с коррупцией.
Несмотря на осуществляемые различные методы налогового контроля, и проводимой разъяснительной работы в целях информированности налогоплательщиков в налоговых вопросах, практика показывает, что налогоплательщики все еще склонны скрывать налогооблагаемые объекты, к уклонению от уплаты налогов путем создания всяческих схем ухода от налогообложения. Уровень правосознания и налоговой культуры у всех налогоплательщиков разный. Вот и находятся среди них такие, которые на налогообложении, вернее сказать, на уклонении от него строят свой бизнес. Это так называемые лжепредприятия. Ущерб, который они наносят государству, исчисляется миллиардами. Лжепредпринимательство – первая по изощренности и частоте использования в Казахстане схема ухода от налогов. Нередко лжепредприятия создаются для незаконного получения кредитов, в том числе и целевых. Есть факты создания лжепредприятий для оказания услуг по уводу от уплаты налогов коммерческих структур путем предоставления им фиктивных счетов-фактур и других бухгалтерских документов. Лжепредприятия используются компаниями для уклонения от уплаты налогов путем завышения своей доходной части через сомнительные сделки. Как правило, лжепредприятия регистрируются по утерянным документам.
Второй по распространенности (и первой по простоте) схемой ухода от налогообложения признают неприменение контрольно-кассовых машин. Известно, что львиная доля услуг оказывается за наличный расчет и осуществляется без применения кассовых аппаратов. Такая ситуация складывается из-за того, что потребители не требуют чеков при покупке товара.
Третье место занимают схемы, связанные с возвратом НДС экспортерам. Некоторые налогоплательщики искусственно завышают превышение НДС, подлежащее возврату из бюджета. К примеру, компания «А» закупает у аффилированных с ней компаний «В» и «С» продукт по завышенной цене, реализует этот продукт на экспорт по заниженной цене, возмещает из бюджета НДС, а потом не уплачивает КПН в связи с убыточностью. Некоторые экспортеры применяют схемы по наращиванию превышения НДС, подлежащего возврату, путем якобы принятия услуг от ликвидированных предприятий или предприятий-банкротов. В этом же ряду стоят схемы по уходу от налогов, связанных с экспортом зерна. Отдельные лица применяют схемы, когда фактически экспортер является производителем, но через сеть предприятий наращивает сумму НДС, подлежащих возврату. Данная схема имеет еще один нюанс: государство дает производителям льготу в размере 80% от начисленной суммы НДС, при этом некоторые граждане пытаются вернуть себе эту льготу деньгами.
На четвертом месте – схемы, которые, как правило, используются в строительной отрасли. Генподрядчик для выполнения строительных работ «под ключ» привлекает подрядчиков и субподрядчиков, при этом де-факто все трое являются взаимосвязанными сторонами, хотя юридически не имеют никакого отношения друг к другу. Действующее законодательство позволяет им передавать работу от субподрядчика к подрядчику и от подрядчика к генподрядчику с наценкой от 15 до 40%. Кроме того, в строительстве повсеместно применяются дополнительные работы, которые не были заложены в первоначальную смету. Таким образом, несмотря на то, что строительство жилых зданий законодательно освобождено от НДС, государство еще и не получает в полном объеме причитающиеся суммы КПН. Подобного рода схемы используются не только в строительстве, но и при импорте товаров.
Для выявления таких фактов уклонения от уплаты налогов Налоговым департаментом по г.Астана проводится работа по усилению налогового администрирования путем анализа финансово-хозяйственной деятельности, их налоговой нагрузки, сличения форм налоговой отчетности со сведениями полученными из различных источников, т.е. производится камеральный контроль.
Налоговым органом на основе полученных сведений и предоставленных налогоплательщиком форм налоговой отчетности производится камеральный контроль на предмет выявления нарушения налогового законодательства, и в случае установления нарушении в адрес налогоплательщиков направляется уведомление об устранении нарушении в соответствии со ст. 607 Налогового кодекса РК, которое налогоплательщик обязан исполнить в течении 30 рабочих дней со дня вручения, путем подачи дополнительной налоговой отчетности. В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) уведомления об устранении нарушении, выявленных по результатам камерального контроля согласно статьи 611 Налогового кодекса налоговым органом приостанавливаются все расходные операции по всем банковским счетам.
Хотелось бы отметить, что в случае заключения соглашения об обмене информации между налогоплательщиком и налоговым органом электронным способом уведомление считается врученным по истечении 5 рабочих дней со дня отправки уведомления налоговым органом посредством электронной связи.
На данный момент, автоматизированный камеральный контроль является эффективным способом в работе с недобросовестными налогоплательщиками.
Кроме того, в Налоговый департамент поступают сведения по налогоплательщикам принимавших участие в тендерах по государственным закупкам и получивших денежные средства с бюджета на выполнение различных работ по заказу Правительства и местных исполнительных органов, где также при анализе предоставленных форм налоговой отчетности устанавливаются налогоплательщики допустившие нарушение налогового законодательства в виде занижения доходов, непредставления налоговой отчетности. По злостным неплательщикам Налоговый департамент выходит с предложением к администраторам программ по не допуску к участию в тендерах по гос.закупкам и расторжению ранее заключенных договоров.
Путем камерального контроля выявляются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах и неуплачивающие налоги. К примеру, в целях выявления граждан незарегистрированных в налоговых органах, не применяющих контрольно-кассовые машины при работе с наличными деньгами, а также фактов сокрытия и занижения доходов индивидуальными предпринимателями осуществляющих деятельность в сфере торговли, налоговым управлением направляются запросы в торговые дома, производственные базы о предоставлении сведений об арендаторах, сумме арендной платы.
Нельзя говорить, что все вышеуказанные факты нарушения налогового законодательства были совершены по незнанию, просто многие из них чувствовали безнаказанность, но методы налогового контроля в налоговых органах совершенствуются с каждым днем и думаю, что никто не останется вне поля зрения налогового контроля.
Вышеперечисленные методы камерального контроля являются только частью проводимой Налоговыми органами г. Астана работы направленной на борьбу с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и хотелось бы всех призвать к прозрачному ведению бизнеса, ведь уплата налогов согласно Конституции является долгом и обязанностью каждого гражданина.
Вместе с тем, в народе еще осталось мнение - легче дать взятку, чем платить законно установленные налоги, хочу Вас заверить, что борьба с коррупцией идет не только с нечистыми на руку государственными служащими, но и равноценно с дачей взятки, тем более в соответствии с последними изменениями, внесенными в Закон «О борьбе с коррупцией» ужесточена ответственность по таким преступлениям.
В заключении хотелось напомнить, что в целях защиты законных прав и интересов граждан, организаций и государства в целом, а также обеспечения доверия у общественности, выявления должностных и коррупционных правонарушений, совершенных инспекторами налоговой службы, и в случае несоблюдения служебной этики в налоговом департаменте действует телефон доверия 8 (7172) 77-31-90.

Чукалова Р.Р. Начальник отдела ведомственного контроля Управления человеческих ресурсов
и ведомственного контроля