Системные меры по противодействию коррупционным проявлениям в органах Министерства финансов Республики Казахстан и об итогах деятельности Министерства за I квартал 2010 года и задачах на II квартал 2010 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Системные меры по противодействию коррупционным проявлениям в органах Министерства финансов Республики Казахстан и об итогах деятельности Министерства за I квартал 2010 года и задачах на II квартал 2010 года

Пресс-релиз от 13.04.2010

В Министерстве финансов Республики Казахстан состоялось расширенное заседание коллегии в формате селекторного совещания «Системные меры по противодействию коррупционным проявлениям в органах Министерства финансов Республики Казахстан и об итогах деятельности Министерства за I квартал 2010 года и задачах на II квартал 2010 года».

Борьба с коррупцией является приоритетом в повседневной деятельности Министерства финансов, равно как и во многих государственных органах. Финансовое ведомство оказывает значительный объем государственных услуг, имеет тесные взаимоотношения с бизнесом, гражданами, именно поэтому не достаточно ограничиваться только контролем за поведением его сотрудников и проводить разъяснительно-профилактическую работу.

«Вся деятельность министерства, все процедуры должны быть такими, чтобы минимизировать возможности коррупционных правонарушений. В рамках реализации электронного Правительства, электронного минфина, мы решали и решаем эту задачу. Уменьшение коррупциогенности законодательства, процедур во многом связано с уровнем информатизации государственных органов», - отметил министр.

На сегодняшний день значительная работа проведена комитетами министерства, ведь именно через комитеты минфина осуществляется реализационная функция, оказываются услуги населению.

В частности, в Налоговом комитете внедрена система управления рисками (СУР), используемая при осуществлении налогового контроля, которая позволяет осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок и определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения НДС. Реализовано электронное взаимодействие по выставлению инкассовых распоряжений на банковские счета налогоплательщиков по взысканию налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, а также получению уведомлений от банков второго уровня открытии и закрытии банковских счетов налогоплательщиками со всеми банками второго уровня. Как результат: документы направляются электронным способом не позднее одного рабочего дня, что исключает контакт сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками, который в итоге приведет к минимизации коррупции.

Запущен режим автоматического направления распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков по электронным каналам с 25-ю банками второго уровня в НД по г.г. Астана, Алматы, НД по Павлодарской и Атырауской областям. В результате, налоговыми органами соответствующие распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков направляются электронным способом, что позволяет исключить человеческий фактор.

Введена новая система по представлению форм налоговой отчетности в электронном виде СОНО (Система Обработки Налоговой Отчетности) вместо функционировавших 5 информационных систем: ЭФНО, НДС, ИСИД, МОП, СГДС. Данная система расширила электронные услуги, предоставляемые Налоговым комитетом. Такие услуги как подача налоговой отчетности, просмотр регистрационных данных, просмотр состояния лицевого счета, подача налоговых заявлений, получение налоговых справок и уведомлений, осуществление оплаты налогов по 140 видам налоговых платежей и многие другие переведены на электронный формат.

В целях предотвращения коррупционных правонарушений и реализации положений Налогового кодекса по вопросам возврата превышения НДС регламентирована вся процедура возврата превышения НДС. По результатам принятых мер, в 2009 году по сравнению с предыдущими периодами замедлились темпы роста возмещения из бюджета НДС по «0» ставке (2009 г. - 104,9%, 2008 г. – 136,8%, 2007 – 112,3%). Возмещение из бюджета НДС по «0» ставке произведено 479-ти предприятиям-экспортерам на общую сумму 266 357 млн. тенге, в т.ч. 24 крупным налогоплательщикам, подлежащих мониторингу, применена упрощенная процедура возврата, согласно статье 274 Налогового кодекса на сумму 58 983,1 млн. тенге.

Болат Жамишев в ходе коллегии отметил один из важных аспектов борьбы с коррупцией.

«Усложненные процедуры зачастую являются крючками и для самих коррупционеров. Оптимизация форм налоговой отчетности – это важное направление работы. Объем отчетности в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился с 70 до 44 форм или на 37%, количество представляемых приложений сократилось с 258 до 83 или на 68%, а количество страниц с 1 320 до 312 или на 76%»,- акцентировал Болат Жамишев.

Председатель Налогового комитета МФ РК Даулет Ергожин отметил значительное снижение количества коррупционных правонарушений и преступлений в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

В 2009 году к ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 24 работников органов налоговой службы или 0,2% к штатной численности. По сравнению с 2008 годом (59) количество коррупционных правонарушений снижено на 35 фактов. Необходимо отметить, что из 24 коррупционных правонарушений 12 или 50% выявлены самостоятельно налоговыми органами.

В 2009 году возбуждено 36уголовных дел по подозрению в совершении коррупционных преступлений, из них 12 уголовных коррупционных дел (каждое третье) возбуждено по инициативе налоговых органов.

По сравнению с 2008 годом (47) количество возбужденных коррупционных уголовных дел снижено на 11 фактов.

Комитетом по работе с несостоятельными должниками министерства финансов направлен на рассмотрение в Правительство проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы», с целью отмены лицензии в сфере банкротства, повышения качества государственных услуг и устранения административных барьеров.

Комитетом государственного имущества и приватизации инициировано внесение изменений и дополнений в Правила предоставления в имущественный наем (аренду) объектов, находящихся на балансе республиканских государственных учреждений в части предоставления излишних площадей, находящихся на балансах республиканских учреждений на тендерной основе.

Таможенный комитет системно и планомерно проводит работу, направленную на повышение качества и прозрачности предоставляемых услуг, снижение административных барьеров, упрощение форм и процедур государственного контроля. В частности, это переход от трехэтапной к одноэтапной процедуре таможенного оформления; введение интегрированного таможенного контроля на границе; исключение учетной карточки участника ВЭД (на бумажном носителе) и документа контроля доставки товара из перечня документов, предоставляемых при таможенном оформлении и т.д.

«Это сделано в целях уменьшения количества предоставляемых документов, переходу к «единому окну», с тем, чтобы участники ВЭД не собирали всю информацию по всем госорганам. Насколько мне известно, сегодня есть всего около 42-х бизнес-процессов, проводимых различными госорганами, требуемых в конечном итоге для осуществления таможенного контроля, которые необходимо информатизировать, чтобы в дальнейшем вся информация концентрировалась в «Центре оперативного управления Таможенного комитета». Это система взаимодействия всех госорганов, она требует затрат времени. Концепция уже утверждена. Наша задача все это реализовать», - отметил Болат Жамишев.

В своем выступлении Председатель Комитета Таможенного контроля МФ РК Козы-Корпеш Карбузов отметил, что в отношении должностных лиц таможенных органов по республике возбуждено в 2009 г. – 77 уголовных дел (2008 г. - 34). Из них собственными силами подразделениями внутренней безопасности возбуждено 2009 г. – 55 уголовных дел (2008 г. - 16), другими правоохранительными органами 2009 г. – 22 уголовных дела (2008 г. - 18). Выявлено в 2009 г. правонарушений создающих условия для коррупции в 2009 г. – 42 (2008 г. - 36). Из них собственными силами выявлено – 36 (2008 г. - 31).

Комитет финансового контроля начинает внедрять систему управления рисками (СУР). На ее основе будут определяться объекты контроля, что обеспечит максимальную прозрачность процедур.

Как сообщил Министр финансов, Минфин первым из государственных органов начнет проводить все конкурсы в текущем году по приобретению товаров, работ и услуг для собственных нужд исключительно в электронном формате. Это также является системной мерой по противодействию коррупционным проявлениям.

В качестве задач на II квартал текущего года министр определил следующее: развитие систем администрирования, дальнейшая оптимизация отчетности, развитие системы электронных государственных закупок, дистанционных услуг, выявление фактов коррупционных правонарушений и противодействие коррупционным проявлениям


Рассказать друзьям:

Возврат к списку