Учёт

Сенат рассмотрел законопроект по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков позволяющий снизить административные барьеры в деятельности предпринимательства

1288
На пленарном заседании Сената Парламента РК Министр национальной экономики РК представил проект Закона РК«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков». В своем выступлении он подчеркнул, что принятие законопроекта позволит своевременно выполнить поручения Главы государства и Правительства по снижению административных барьеров в деятельности предпринимательства, включая сфер субъектов естественных монополий и регулируемых рынков, и повышению эффективности и прозрачности тарифного регулирования.

Законопроект по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков направлен на:

- снижение административных барьеров в деятельности субъектов естественных монополий;

- усиление контроля за исполнением инвестиционных программ и иных обязательств субъектов естественных монополий;

- повышение прозрачности тарифообразования и деятельности субъектов естественной монополий.
Для снижения административных барьеров в деятельности субъектов естественных монополий предусматривается:

- расширение перечня субъектов естественных монополий, относящихся к субъектам малой мощности, которые имеют право самостоятельно повышать тарифы в пределах индекса потребительских цен по факту прошлого года;

- предоставление субъектам права самостоятельно распоряжаться половиной недоиспользованной частью затрат, заложенных в тариф, возникшей в результате экономии в связи с применением новых технологий, снижением нормативных технических потерь, а также по результатам тендера. Другую половину сэкономленных средств он должен направить на расширение и обновление производственных активов;

- отмена с 1 января 2017 года запрета на осуществление субъектами естественных монополий иной деятельности, не относящейся к регулируемым;

- объединение процедур утверждения нормативных технических потерь, технологических норм расхода сырья, штатной численности субъектов и тарифа;

- отмена согласования с уполномоченным органом приобретения субъектом акций, товаров, работ и услуг, годовой сметы затрат на ремонт, переоценки основных средств и учетной политики;

- одновременное рассмотрение и утверждение инвестиционных программ уполномоченным и отраслевым государственным органом.
Министр подчеркнул, что важным направлением проекта Закона является закрепление в нем норм, направленных на усиление контроля за исполнением инвестиционных программ и иных обязательств субъектов естественных монополий, который предусматривает:

- утверждение и осуществление контроля за исполнением инвестиционных программ в виде реализации конкретных мероприятий по расширению и обновлению производственных активов, а не только достижения финансовых показателей;

- внедрение учета качества и надежности оказываемых субъектами услуг при осуществлении анализа исполнения инвестиционных программ и утверждении тарифов.

При этом анализ исполнения инвестиционных программ местных субъектов естественных монополий будет осуществляться совместно с местными исполнительными органами;

- внедрение стандартов услуг, утверждаемых уполномоченным органом, и обязательных для исполнения всеми предприятиями сферы естественных монополий.

В целях повышения прозрачности механизма тарифообразования и снижения коррупционных рисков предусматривается:

- расширение перечня информации о деятельности субъектов и уполномоченного органа, размещаемых в интернет-ресурсах;

- увеличение сроков, до наступления которых потребитель уведомляется о проведении публичных слушаний;

- конкретизация оснований применения чрезвычайных мер регулирования, в рамках которых осуществляется незапланированное изменение предельных тарифов.

Внесены поправки, направленные на совершенствование антимонопольного законодательства, предусматривающие, в том числе:

- имплементацию норм Модельного закона «О конкуренции», утвержденного Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств;

- внедрение института предостережения субъектов рынка от совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

- освобождение от административной ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий или соглашений лица, сообщившего о данном правонарушении.

Пресс-служба Министерства национальной экономики РК