С участием Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Серика Ныгметовича 27 февраля 2014 года проведена Коллегия Министерства финансов

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

С участием Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Серика Ныгметовича 27 февраля 2014 года проведена Коллегия Министерства финансов

Сегодня в Министерстве финансов РК состоялось расширенное заседание коллегии с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Серика Ахметова, представителей Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан, руководителей территориальных подразделений Министерства финансов.

В своем докладе Заместитель Премьер-министра РК – министр финансов РК Бахыт Султанов рассказал о ходе реализации поручений, поставленных Главой государства в Посланиях на 2013 и 2014 годы перед Министерством финансов. А также озвучил вопросы освоения и эффективного использования бюджетных средств, совершенствования процедур и порядок проведения государственных закупок, эффективного управления государственными активами в рамках проекта Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы, государственного аудита и финансового контроля, управления госдолгом и работы с финсектором в свете Концепции новой бюджетной политики, которая обеспечит устойчивость госдолга и постепенное сокращение бюджетного дефицита.

По итогам 2013 года поступления в государственный бюджет составили 6 459 млрд.тенге или 101,6% к плану. Недоимка по налогам и платежам в бюджет на конец отчетного года составила 64 млрд.тенге, снизившись за год на 21% (17,2 млрд.тенге). План республиканского бюджета исполнен на 100,6% (5 272 млрд.тенге). Активы Нацфонда пополнились на 2,5 трлн.тенге (24%), составив 12,9 трлн.тенге. Расходы РБ за отчетный период составили 5 990,5 млрд.тенге или исполнены на 99,3%.
Чистая сумма неосвоения средств без учета неиспользованного резерва (17 млрд.) составила 25,9 млрд.тенге.

Из республиканского бюджета выделены целевые трансферты в местные бюджеты в объеме 1 043 млрд.тенге, в т.ч. по текущим бюджетным программам – 514 млрд.тенге, программам развития - 529 млрд.тенге.
Местными исполнительными органами освоено 99,2%. На конец года остались неиспользованными 8,5 млрд.тенге (по текущим бюджетным программам – 3,3 млрд.тенге, по программам развития - 5,2 млрд.тенге).
За допущенное по субъективным причинам неосвоение бюджетных средств от Заместителя Премьер-министра РК – министра финансов РК Бахыта Султанова поступило предложение привлечь к ответственности руководящих работников Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов (4 млрд.тенге), Министерства образования и науки (1,4 млрд.тенге) и Министерства сельского хозяйства (1,3 млрд. тенге). Аналогичные меры предлагается также применить к заместителям руководителей ряда регионов.
Одной из главных проблем некачественного исполнения бюджетов и объектом пристального внимания правоохранительных органов Бахыт Султанов назвал государственные закупки.
«Слабый менеджмент госорганов, допускающий несвоевременное утверждение планов закупок, затягивание процедур до 2-го и 3-го кварталов года, прямо влияет на своевременность и полноту реализации бюджетных программ. Законом, разработанным и принятым в прошлом году по поручению Главы государства и введенным в действие с 29 января т.г., определена ответственность первых руководителей и улучшены процедуры закупок. Ожидается сокращение формального признания конкурсов несостоявшимися и их затягивание», - отметил Султанов.
Справедлива критика Главы Государства об излишней «зарегламентированности» закупок, торможении государственными органами исполнения бюджета. В связи с этим Правительство планирует разработать совершенно новый законопроект по госзакупкам.
Бахыт Султанов отметил тенденцию роста квазигосударственного сектора. В частности, в настоящее время насчитывается более 19 тыс. госучреждений, почти 6 тыс. госпредприятий, 710 АО и ТОО с участием государства. Основная доля - более 13 тыс. – организации в области образования, здравоохранения и социального обеспечения. В настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Правительства проект Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы. Данная концепция предусматривает передачу части активов, остающихся в собственности государства, субъектам частного предпринимательства: аренда, доверительное управление без права выкупа и другие. Имеющийся зарубежный опыт, в частности, Сингапура, свидетельствует об эффективности использования услуг частного бизнеса при обслуживании госактивов.
Важным механизмом повышения эффективности управления активами Министерство финансов видит унификацию и объединение схожих административных функций. Так в Минфине реализуется пилотный проект «Единый балансодержатель». В рамках пилота на баланс департамента госимущества Актюбинской области будут переданы 30 зданий и 47 автомашин 5-ти территориальных органов комитетов Минфина. Предполагается, что проект обеспечит их содержание с привлечением субъектов малого и среднего бизнеса.
Бахыт Султанов назвал эффективность расходования бюджетных средств одним из главных приоритетов, для обеспечения сохранности и прозрачности государственных финансов. Ведь только в прошлом году установлено нарушений бюджетного законодательства и процедур госзакупок на сумму 579 млрд.тенге (в 2012 году – 552,9 млрд.тенге). Направлено более 620 материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений (сумма нарушений – 111,4 млрд.тенге).
Наложено более 2000 адм.штрафов (на сумму 365,4 млн.тенге).
Таким образом, через взыскание необоснованных расходов, адм.штрафов и иных мер, обеспечено поступление в бюджет свыше 2 млрд.тенге (в 2012 году – 1,8 млрд.тенге). Кроме того, посредством допоставки товаров, работ и услуг (в 2012 году – 122,9 млрд.тенге). Восстановлены активы государства на сумму 131,6 млрд.тенге.
Необходимо отметить о повышении эффективности контроля и снижения нагрузки на подконтрольные объекты. Так, по сравнению с 2012 годом количество проверок снизилось в 1,2 раза при повышении в 1,4 раза результативности контроля.
В ходе выступления министр сообщил, что государственный долг на начало года вырос на 12,8% к ВВП и составил 4,4 трлн.тенге (28,8 млрд.долл.). Основную его часть составляют обязательства Правительства РК, 82% которых внутренние. Долговая нагрузка на бюджет (отношение расходов на обслуживание и погашение долга к доходам бюджета) сложилась на уровне 9,7%.
«Концепцией новой бюджетной политики предусмотрено обеспечение устойчивости госдолга и постепенное сокращение бюджетного дефицита, - отметил Бахыт Султанов. - В 2013г. дефицит РБ сложился в сумме 718 млрд.тенге или 2,1% к ВВП, который полностью обеспечен заимствованиями. В рамках финансирования дефицита РБ, а также содействия развитию рынка долговых инструментов в течение отчетного года Министерство разместило государственные ценные бумаги в сумме 982,5 млрд. тенге. В текущем году в целях снижения давления на ликвидность внутреннего рынка мы планируем осуществить выпуск еврооблигаций на внешних рынках.
Это будет дебютный выпуск за последние 13 лет. Он сформирует эталон для казахстанских компаний, привлекающих внешний капитал и позволит снизить стоимость заимствования.
Вместе с тем, в целях обеспечения параметров экономической безопасности прорабатываются меры по мониторингу и регулированию процессов управления долгом квазигосударственного сектора».
Кроме того, министр озвучил ряд предложений, направленных на усовершенствование налогового и таможенного администрирования.
В рамках коллегии были также заслушаны доклады председателя Налогового Комитета МФ РК Ануара Джумадильдаева и председателя Комитета Таможенного Контроля МФ РК Госмана Амрина.
По итогам коллегии Премьер-Министр РК Серик Ахметов дал ряд поручений на предстоящий период.

Министерство финансов РК



Рассказать друзьям:

Возврат к списку

Темы месяца
Пилотный проект по СНТ в 2021 году

C 31 декабря 2020 года по подакцизной продукции, по товарам, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада, а также по импортно-экспортным операциям в Рамках ЕАЭС.