Учёт

"Роль обязательного социального страхования в модернизации системы социального обеспечения"- статья Президента АО "ГФСС" Р.Хамзина

1683


В Послании Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено, что: «Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие наших граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе».
Условия человеческого развития, возможности каждого человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объёме, необходимом для поддержания достойной жизни, в значительной мере связаны с системой социального обеспечения.
Многоуровневая система социального обеспечения, построенная за годы независимости Казахстана, и ее дальнейшая модернизация предусматривает ежегодное повышение социальных выплат, последовательное увеличение пенсионных выплат, расширение охвата населения обязательным социальным страхованием для обеспечения достойных условий жизни лицам пожилого возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца, и иным гражданам, нуждающимся в социальном обеспечении.
Социальная модернизация, в первую очередь, реализуется посредством построения сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства, принципов социальной справедливости и индивидуальной ответственности каждого.
С 2005 года в Республике Казахстан введено обязательное социальное страхование, как дополнительная форма социальной защиты занятого населения.  Согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании» (далее – Закон) разделена ответственность государства, работодателя, гражданина и АО «Государственный фонд социального страхования» (далее – ГФСС).
Источником формирования финансовых ресурсов в системе обязательного социального страхования являются социальные отчисления. Это обязательные платежи, которые уплачивают в ГФСС работодатели за своих наемных работников или самостоятельно занятые лица за себя. Применительно к Закону самостоятельно занятым лицам относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители, профессиональные медиаторы.
При этом, обязательным социальным страхованием охвачены граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории нашей страны и получающие доход. 
Следует отметить, что социальные отчисления работодателями уплачиваются  за всех работников, за исключением лиц достигших пенсионного возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», т.е. мужчины – 63 лет, женщины - 58 лет (с 01.01.2018 г. с ежегодным добавлением 6 месяцев до 63 лет).
При трудоустройстве для населения важным является заключение трудового договора в обязательном порядке, поскольку в таком случае работодатель несет ответственность по своевременной и полной уплате социальных отчислений за наемных работников в ГФСС.
Размер социальных отчислений установлен в размере 5 % от заработной платы работника или от получаемого дохода самостоятельно занятого лица в виде заработной платы. Следует отметить, если ежемесячные обязательные пенсионные взносы удерживаются от дохода работника, то ежемесячные социальные отчисления уплачиваются за счет средств работодателей.
Но, социальные отчисления удерживаются не от всего дохода. Например, социальные отчисления не уплачиваются с обязательных пенсионных взносов. Перечень доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления, установлен Правилами исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденными постановлением Правительства РК от 21.06.2004 г. №683.
Социальные отчисления уплачиваются ежемесячно не позднее 25 числа за отчетным месяцем. При этом, установлен нижний и верхний предел объекта исчисления социальных отчислений, с которых уплачиваются социальные отчисления. В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц составляет менее одной минимальной заработной платы (далее - МЗП), установленной законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления уплачиваются от МЗП. Если объект исчисления свыше 10 МЗП, то социальные отчисления уплачиваются от 10 МЗП.
К примеру, с 01.01.2016 г. МЗП=22 859 тенге. Если в мае 2016 г. работнику начислен доход в размере 15 000 тенге, то СО=МЗП*5%=22 859 тенге *5 %=1 142,95 тенге.
Если в июне 2016 года работнику начислен доход в размере 300 000 тенге, то СО = 10 МЗП*5%=10*22 859 тенге *5%= 11 492,50 тенге.
Данный принцип широко используется в международной практике обязательного социального страхования, в которой законодательством устанавливаются определенные ограничения на размер ежемесячного либо ежегодного дохода, с которых производятся обязательные страховые взносы.
Своевременная и полная уплата социальных отчислений за наемных работников, обеспечивает им соответствующую социальную выплату из ГФСС при наступлении следующих социальных рисков:
1) утраты трудоспособности;
2) потери кормильца;
3) потери работы;
4) потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
5) потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Из всех социальных выплат, кроме социальной выплаты по потере кормильца, удерживаются обязательные пенсионные взносы в целях обеспечения получателю социальной выплаты из ГФСС соответствующего уровня пенсионных накоплений в Едином накопительном пенсионном фонде.
Следует отметить, что Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) осуществляет персонифицированный учет поступлений социальных отчислений за каждого участника системы обязательного социального страхования (далее – СОСС), а также учет получателей социальных выплат из ГФСС.  
Для удобства населения за назначением социальных выплат из ГФСС участники СОСС обращаются в отделения Государственной корпорации по месту жительства (прописки). Вместе с тем, с 1 января 2016 года для обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых государственных услуг в соответствие со стандартами государственных услуг введены композитные услуги по принципу «одного окна».
Для улучшения обеспечения доступности инвалидам услуг в сфере социального обслуживания, участник СОСС обратившись в отдел медико-социальной экспертизы (МСЭ), наряду получением услуги по первичному установлению степени утраты общей трудоспособности, одновременно может подать заявления на назначение государственного социального пособия по инвалидности и специального государственного пособия за счет бюджетных средств, а также социальной выплаты на случай утраты трудоспособности из ГФСС. В этом, и заключается многоуровневость социальной защиты населения.
Социальная выплата на случай утраты трудоспособности назначается на весь установленный период утраты общей трудоспособности, но не далее общеустановленного пенсионного возраста. Она назначается независимо от того, прекращена работа заявителем или продолжается.
Если участник СОСС потерял работу, то при регистрации в качестве безработного в Центре занятости населения одновременно может подать заявление на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС.
Вместе с тем, при наличии сведений о регистрации в качестве безработного за назначением указанной социальной выплаты можно обратиться в отделение Государственной корпорации или через портал электронного правительства.
Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения за регистрацией в качестве безработного от одного до шести месяцев, в зависимости от стажа участия в СОСС. В случаях получения информации от Центров занятости населения о снятии получателя с учета в качестве безработного, указанная выплата прекращается.
Если в семье умер кормилец, который работал до этого и за него работодателем, уплачивались ежемесячные социальные отчисления в ГФСС, то члены его семьи (иждивенцы) имеют право на получение социальной выплаты на случай потери кормильца. За назначением указанной выплаты нужно обратиться в отделение Государственной корпорации.
 На всех членов семьи, состоявших на иждивении умершего кормильца назначается одна социальная выплата. По письменному заявлению члена семьи, состоявшего на иждивении умершего кормильца, его доля социальной выплаты выделяется и выплачивается ему отдельно. Выделение доли социальной выплаты производится со дня обращения в ГФСС.
Особую заботу проявляет государство к женщинам, которые планируют стать матерями. Работающие женщины после получения листа временной нетрудоспособности по беременности и родам и оформления соответствующего отпуска по месту работы может обратиться в отделение Государственной корпорации за назначением социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). 
После рождения ребенка и оформления по месту работы отпуска по уходу за новорожденным ребенком участник СОСС может обратиться в отделение Государственной корпорации или через портал электронного правительства за назначением социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Сегодня обязательное социальное страхование стало важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана, обеспечивающим дополнительную форму социальной защиты занятого населения при наступлении социальных рисков.
Таким образом, основанная на принципах солидарности и справедливости система социального страхования Казахстана направлена на обеспечение равных возможностей и прав ее участников, вне зависимости от их состояния здоровья, возраста, пола, места жительства.
Меры по социальной модернизации в рамках программных документов Главы государства открывают благоприятные возможности для использования наиболее удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономического развития отдельных стран мира и представляется актуальным для современного Казахстана. Мировая практика убедительно доказывает, что в условиях рынка ключевую и центральную роль в вопросах защиты и обеспечения интересов работающих граждан играет социальное страхование.


Министерство здравоохранения и социального развития РК