Учёт

Разработана Экономическая политика Казахстана на среднесрочный период

665
Миннацэкономики РК подготовлен и вынесен на всеобщее обсуждение проект постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Экономической политики на среднесрочный период», сообщает Учет.kz.

Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Экономической политики на среднесрочный период» разработан в реализацию поручения Президента Республики Казахстан, данного на встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 года и 19 мая 2022 года.

Экономическая политика на среднесрочный период (далее – Экономическая политика) разработана в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, справедливого распределения доходов, обеспечения равенства и повышения реального благосостояния населения через массовое предпринимательство.

Экономическая политика определяет цели, принципы, задачи и направления экономической политики Республики Казахстан с учетом инфраструктурных возможностей, региональной специфики и внутристрановых особенностей.

Экономическая политика направлена на обеспечение справедливости и равенства возможностей для максимального раскрытия потенциала всех экономических агентов и граждан.

Вы можете оставлять свои предложения и комментарии по ссылке до 11 августа 2022 года на legalacts.egov.kz

При формировании новой экономической политики Правительство учтет все предложения бизнеса — Алихан Смаилов

Премьер-Министр РК  Алихан Смаилов в режиме видеоконференцсвязи провел очередное заседание Совета отечественных предпринимателей с участием представителей частного бизнеса, НПП «Атамекен» и руководства центральных госорганов.

Участники заседания рассмотрели проект экономической политики Правительства на среднесрочный период, которая предполагает обеспечение большей экономической свободы, диверсификацию экономики, повышение экспортного потенциала и производительности труда, обеспечение макроэкономической стабильности, развитие здравоохранения, образования и социальной защиты.

Также на заседании были рассмотрены вопросы развития агропромышленного комплекса, металлургии, транспортной сферы, энергетики, налогового администрирования и другие.
 
Глава МНЭ рассказал о ключевых направлениях проекта «Экономической политики на среднесрочный период»
 

На очередном заседании Совета отечественных предпринимателей под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова министр национальной экономики Алибек Куантыров презентовал проект «Экономической политики на среднесрочный период».



В рамках новой экономической политики планируется обеспечить верховенство права, сокращение присутствия государства в экономике и создание благоприятной среды для бизнеса.

Как подчеркнул глава МНЭ, в целях развития предпринимательства будут приниматься меры по совершенствованию регуляторной среды, внедрению регулирования «с чистого листа» и автоматизации госконтроля.

В антимонопольном регулировании предусматривается внедрение проактивной конкурентной политики с уходом от карательной направленности к более широкому применению инструментов «мягкого права».

«В соответствие с принципами «Yellow Pages» будет повышаться качество решений по дальнейшей приватизации, оптимизации и ликвидации субъектов. Модель управления «Самрук-Казына» в среднесрочной перспективе будет определена в качестве стратегического холдинга. «Байтерек» продолжит повышать свою роль в качестве ключевого института развития в сферах привлечения инвестиций, продвижения экспорта национальной продукции», - сообщил министр.



Он отметил, что в инвестиционной политике госорганы на всех уровнях будут ориентированы на проактивное взаимодействие для обеспечения благоприятных условий для инвесторов.

Ключевым ориентиром новой экономической политики на среднесрочный период останется привлечение инвестиций в несырьевой сектор. При этом политика привлечения инвестиций будет адаптирована с учётом требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.

Что касается индустриальной политики, то она будет переориентирована с поддержки спроса на технологическую модернизацию и трансформацию предприятий.

Господдержка будет направлена на расширение продуктовой линейки и предоставляемых услуг и освоение новых рынков.

По словам главы ведомства, в рамках развития производства обрабатывающей промышленности будет обеспечено расширение доступа отечественных производителей к сырью. Продолжится создание новых производств и наращивание их объемов, сокращение зависимости от импортных товаров, в том числе через развитие механизмов офтейк-контрактов и офсетных сделок.

Главной целью развития АПК определено сокращение импортозависимости и постепенный переход к самообеспечению.

Также будет сделан упор на развитие туристской отрасли. Планируется комплексная работа по предоставлению туристических продуктов, предусматривающих развитие «мягкой» инфраструктуры к объектам экотуризма.

«Реализация налогово-бюджетной политики будет обеспечивать макроэкономическую и бюджетную устойчивость, стимулирование и расширение налоговой базы и укрепление доходной части бюджета. Также будут усовершенствованы подходы по косвенному налогообложению», - сказал А.Куантыров.


В ходе заседания участники обменялись мнениями. Бизнесмены выступили с различными идеями. В свою очередь, представители центральных госорганов, заверили, что некоторые предложения предпринимателей будут учтены.

Размещаем для Вас полный текст проекта Указа.


ПРОЕКТ

Экономическая политика

на среднесрочный период

Нур-Султан, 2022 г.


1.        Введение

Казахстан являясь полноправным членом мирового сообщества и лидером в Центрально-Азиатском регионе, демонстрирует траекторию устойчивого роста, как государство с развивающейся рыночной экономикой.

Национальная экономика, основанная на использовании сырьевого потенциала страны, сумела преодолеть ряд вызовов и пережить непростые годы глобальных кризисов.

Несмотря на это, все еще сохраняются системные проблемы, которые ведут к социальной напряженности, сдерживают развитие экономики и не в полной мере отвечают требованиям текущих вызовов.

Ухудшение геополитической ситуации в мире, политические и военные конфликты, санкционные противостояния, последствия пандемии запустили процесс формирования новой политической и экономической географии мира.

На этом фоне, международные институты прогнозируют замедление мировой экономики и формирование рисков глобальной рецессии.

Таким образом, глобальная турбулентность приводит к смене парадигмы в международных экономических взаимоотношениях, кардинально меняя базовый сценарий экономики.

В этой связи, в целях придания нового импульса развитию требуется переосмысление принципов и механизмов экономической политики, определение роли государства и перенастройки «правил игры».

Наиболее эффективными мерами являются обеспечение предсказуемости государственной политики, активное и комплексное стимулирование предпринимательской деятельности, развитие честной конкуренции.

В целях повышения мотивации экономически активного населения назрела необходимость внедрения нового формата «общественного договора».

Главным постулатом развития страны станет построение инклюзивной экономики со справедливым распределением доходов и ростом уровня жизни граждан.

2.        Анализ текущей ситуации

Процесс адаптации мировой экономики к последствиям глобальной пандемии усложнился нарастанием новой геополитической напряжённости.

В условиях геополитических конфликтов в мировом сообществе набирают обороты процессы регионализации. Страны сгруппировываются все больше по принципу идеологического, географического, культурного и других аспектов.

Важнейшим признаком новых вызовов и рисков становится малопредсказуемость. Решение геостратегических задач посредством санкционных и ограничительных механизмов приобретает системный характер.

На товарных и финансовых рынках наблюдается высокая волатильность цен, рекордный уровень инфляции, а также замедление темпов роста экономики основных торговых партнёров Казахстана. Среднее изменение ценового диапазона ключевых товарных позиций достигает 50%.

Текущие вызовы также обострили угрозу беспрецедентного продовольственного кризиса. Усугубился тренд на снижение физической и ценовой доступности продовольствия. Во многих странах вводятся ограничения на экспорт товаров.

Проводимая санкционная политика накладывает свой отпечаток и на дальнейшую стратегию внешней торговли. Для защиты национального производства все больше стран прибегают к протекционистским мерам вместо традиционных инструментов торговой политики.

Снижение внешнеэкономической активности сопровождается сокращением международных инвестиций. Остро стоит вопрос поиска новых конкурентных рынков и необходимость встраивания отечественных производств в мировые цепочки добавленной стоимости.

Возрастает значимость глобальных климатических проблем в части предотвращения их последствий и приспособления к изменениям климата. Формируется новая система углеродного регулирования, стимулирующая переход к низкоуглеродному развитию.

Повсеместная цифровизация, внедрение информационных технологий, искусственного интеллекта, защита от киберугроз занимает все более активную роль в стратегических процессах.

В итоге, на замедление темпов экономического роста значительное влияние оказывает ухудшение геополитической ситуации в мире. Страны сталкиваются с проблемами перебоев в поставках, повышением инфляции, рекордным уровнем долга, сокращением фискальной поддержки и сохраняющейся неопределенностью.

С учётом ухудшения геополитической ситуации по прогнозам международных институтов ожидается снижение темпов глобального роста. По оценке Всемирного Банка, в 2022 году темпы мировой экономики снизятся с 5,7% (за 2021 год) до 2,9%, Международного валютного фонда – с 6,1% до 3,2%.

Вместе с тем, учитывая влияние негативных внешних шоков, государством предпринят комплекс системных мер для сохранения темпов роста национальной экономики.

Так, за последнее десятилетие средние темпы роста экономики Казахстана составили 3,4%.

Основным драйвером экономического роста выступил добывающий сектор. Положительный рост среди отраслей продемонстрировали обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и складирование, информация и связь.

Малый и средний бизнес обеспечивает ключевую роль в развитии экономики. Доля МСБ в ВВП выросла с 17,1% в 2012 году до 33,3% в 2021 году.

Вместе с тем, действующая экономическая модель Казахстана характеризуется высокой концентрацией в сырьевых секторах и недостаточным уровнем «сложности» выпуска и экспорта продукции.

Подтверждением этому 78 позиция Казахстана в рейтинге «Индекса экономической сложности» (для сравнения: Беларусь – 31 позиция, Россия – 52 позиция, Грузия – 63 позиция, Кыргызстан – 66 позиция).

Промышленность Казахстана ориентирована преимущественно на добычу и экспорт сырьевых продуктов, доходы которых зависят от мировых цен на ресурсы, демонстрирующие в последние годы нестабильность и высокую волатильность.

В структуре экономики отдача по инвестициям в добывающие сектора значительно превышает аналогичные показатели в других секторах.

Экстенсивные методы добычи и отсутствие своевременной технологической модернизации, привели к появлению системных проблем. В промышленных регионах происходит истощение сырьевых запасов, наблюдается высокий уровень физического и морального износа крупных производств.

Соотношение инвестиций в основной капитал к ВВП демонстрирует снижение с 21% в 2010 году до 16% в 2021 году. В сравнении, объем капитальных инвестиций к ВВП в большинстве стран ЕАЭС и Центральной Азии превышает уровень Казахстана. В частности, по итогам 2021 года инвестиций в основной капитал к ВВП в России составили – 17,5%, Беларуси – 17,9%, Узбекистане – 32,6%, Кыргызстане – 16,9%.

Темп роста производительности труда недостаточен и отстает от реального роста доходов населения, который преимущественно поддерживается увеличением социальных трансфертов.

Текущий рост экономики не в полной мере сказывается на социальном самочувствии населения. Наблюдается рост цен на товары и платные услуги, увеличивается доля потребительских кредитов, которая превышает долю корпоративного кредитования.

В структуре доходов бюджета также сформировалась зависимость от сырьевых отраслей. За последние 5 лет расходная часть бюджета значительно превышает доходы.

В 2021 году собственные доходы республиканского бюджета покрывали только 60% бюджетных расходов и часть которых компенсирована трансфертами из Национального фонда.

Дефицит республиканского бюджета составил 3% от ВВП и вырос с 1,4 трлн. тенге до 2,5 трлн. тенге.

Это также отразилось на увеличении государственного долга с 9 трлн. тенге до 21,9 трлн. тенге, уровень которого достиг 27% от ВВП.

На этом фоне, с учетом трендов и перспектив глобальной экономики особую актуальность приобретает необходимость адаптации национального вектора развития страны к текущим реалиям и будущим сценарным трендам изменения внешних условий.

3.        Цели и принципы

Целью Экономической политики на среднесрочный период является устойчивый, качественный и инклюзивный экономический рост, обеспечивающий реальный подъем уровня национального дохода, его справедливое распределение, отражающийся в повышении уровня жизни и благосостоянии населения.

Основными принципами Экономической политики определены:

-          гарантирование неприкосновенности частной собственности;

-          прозрачность принимаемых решений;

-          честная конкуренция;

-          предсказуемость государственной политики;

-          налоговая честность бизнеса;

-          социальная ответственность предпринимателей.

Экономическая политика на среднесрочный период направлена на обеспечение справедливости и равенства возможностей с целью максимального раскрытия потенциала всех экономических агентов и граждан.

Фундаментом реализации Экономической политики будет всеобъемлющее обеспечение верховенства права. Работа судебной системы опирается на основополагающие принципы: независимость, законность и справедливость.

Государство планомерно сократит свое присутствие в экономике и сосредоточится на создании благоприятной для предпринимательства регуляторной среды.

Будет обеспечено полное практическое соблюдение положений антимонопольного законодательства, устранены практики, приводящие к искажению экономических стимулов и деформации рыночных условий.

Это позволит выстроить экономическую систему, базирующуюся на диверсифицированной экономике, свободную от олигополий и олигархии, основанную, в первую очередь, на массовом предпринимательстве. Ведущую роль в котором будет занимать частный сектор.

4.        Задачи и направления

Базовым условием Экономической политики на среднесрочный период является обеспечение макроэкономической устойчивости через сбалансированность широкого спектра экономических инструментов.

Повышение производительности труда и капитала обеспечат соразмерный устойчивый рост доходов населения.

Государство сосредоточится на реализации стратегических функций по обеспечению национальной безопасности, верховенства закона и правопорядка, развитию человеческого капитала, расширению базовой инфраструктуры, региональному развитию, координации и регулированию экономических процессов.

Обеспечение базовых условий потребуют:

-          экономической свободы путем развития честной конкуренции, создания благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, четкого определения роли государства в экономике;

-          перехода к рыночному ценообразованию;

-          технологической модернизации, повышения экспортного потенциала и производительности труда;

-          содействия занятости, предоставляющей возможность гражданам реализовать свои производственные способности и получить доходы от них, с целью повышения качества жизни населения, его благосостояния и платежеспособного спроса;

-          финансовой стабильности через реализацию эффективных фискальной и монетарной политик, рационализации бюджетных расходов, устойчивости государственных финансов, укрепления банковского сектора, развития фондового рынка;

-          социального благополучия за счет равного доступа всех граждан к услугам здравоохранения, образования и социальной защиты.

4.1.          Развитие частного сектора

В целях расширения и развития частного сектора будут реализованы системные меры по улучшению условий для ведения бизнеса.

Во многом это станет возможным благодаря развитию честной конкуренции, реализации проактивной антимонопольной политики, устранению административных барьеров и реформам квазигосударственного сектора, в том числе, за счет регламентированного и открытого процесса приватизации.

Путем проведения ревизии всех нормативных правовых актов продолжится масштабное сокращение неактуальных и необоснованных регуляторных требований.

4.1.1.   Развитие предпринимательства

Дальнейшее развитие массового предпринимательства станет драйвером экономического роста, основным каналом трансляции справедливого распределения доходов, обеспечения равенства и повышения благосостояния граждан.

В целях формирования максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала будет внедрено полноценное регулирование «с чистого листа».

Полная отмена устаревшего и неэффективного регулирования обеспечит формирование нового принципа максимальной свободы предпринимательства.

Продолжится улучшение условий для самореализации граждан
в предпринимательстве и равного диалога между государством и бизнесом.

Посредством автоматизации государственного контроля будет осуществлен переход от проверок и наказания к профилактике правонарушений.

При этом, все процедуры взаимодействия государства с бизнесом, включая регуляторные требования, будут оцифрованы. Доступ к инструментам государственной поддержки реализуется через использование цифровых решений на основе прозрачных и объективных рейтингов и критериев.

Это позволит снизить транзакционные издержки, повысить прозрачность принятия решений и снизить административные барьеры.

Такой подход даст возможность обеспечить устойчивую обратную связь между предпринимателем и государством, построить эффективную «модель управления взаимоотношениями» с выделением целевых групп, систематизирует адресность инструментов и мер государственной поддержки, улучшит систему управления рисками и снизит контрольную нагрузку на бизнес.

В результате доля МСП к 2030 году будет доведена до 40% к ВВП.

4.1.2.   Антимонопольная политика и развитие конкуренции

Основным приоритетом антимонопольного регулирования станет внедрение проактивной конкурентной политики с уходом от карательной направленности к более широкому применению инструментов «мягкого права».

Политика в сфере защиты конкуренции будет осуществляться на приоритетности профилактических мер антимонопольного регулирования, ограничения участия государства в предпринимательской деятельности, повышения ответственности центральных и местных государственных органов, информационной открытости и прозрачности.

Развитие конкуренции продолжит реализацию через снижение и последующее устранение регуляторных барьеров, связанных с ценовым искажением, доступом к ключевым мощностям и обеспечением равенства субъектов предпринимательства.

Поэтапно будут дерегулированы все законодательные и регуляторные акты, прямо или косвенно затрагивающие рыночное ценообразование.

Исключением станут субъекты, подпадающие под антимонопольное регулирование, а также регулирование тарифов на медицинские услуги, лекарственные средства и медицинские изделия, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

С учетом олигопольной структуры рынка инструментами стимулирования конкуренции станут развитие биржевой торговли, сокращение административных и экономических барьеров для входа на товарные рынки, разгосударствление экономики.

Реализация будет достигнута посредством дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки, их мониторинга, на предмет соблюдения конкурентного законодательства.

4.1.3.   Квазигосударственный сектор

Субъектам квазигосударственного сектора будет предоставлена операционная независимость для эффективного достижения своих целей.

Будет проведена систематизация и классификация субъектов квазигосударственного сектора. Повысится качество принятия решений по дальнейшей приватизации, оптимизации и ликвидации.

С учетом обеспечения прозрачности процедур и определения справедливой рыночной стоимости активов будут пересмотрены механизмы передачи объектов в конкурентную среду.

Это позволит упорядочить деятельность субъектов квазигосударственного сектора, сфокусировать их на целях и задачах, изначально сформулированных при их создании, сократить бюрократические, управленческие и бюджетные издержки, а также увеличить долю частного сектора в экономике с учетом принципа «Yellow Pages».

Будет внедрен институт юридических лиц публичного права, который станет альтернативным вариантом для высвобождения государственного аппарата от отдельных реализационных функций.

В области корпоративного управления с учетом передовой международной практики продолжится работа по укреплению независимости и профессионального развития советов директоров и наблюдательных советов.

Учитывая роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» (далее-Фонд), как суверенного фонда, его модель управления в среднесрочной перспективе будет определена в качестве стратегического холдинга.

Фонд будет ориентирован на создание ценности, увеличение конкурентоспособности и перехода к «зеленой» экономике.

Постепенно Фонд будет трансформирован в инвестиционный холдинг, действующий на основе передовых практик ведения бизнеса и принципов корпоративного управления без вмешательства в деятельность портфельных компаний с поэтапным наращиванием компетенции по международным инвестициям с целью последующего глобального расширения.

Это позволит Фонду стать международной инвестиционной компанией с диверсифицированным и качественным портфелем прорывных проектов и высокой долей экспорта продукции.

АО «НУХ «Байтерек» (далее-Холдинг), следуя принципам ESG и лучшим стандартам корпоративного управления, продолжит повышать свою роль ключевого института развития по реализации государственной политики в сферах привлечения инвестиций, промышленно-инновационного развития, продвижения экспорта национальной продукции, поддержки малого и среднего предпринимательства, расширения агропромышленного комплекса и жилищно-строительного сектора.

Будет увеличена доля частного фондирования проектов, оборачиваемость привлеченных средств из государственных и частных источников, развитие производства среднего и верхнего переделов с расширением рынка инфраструктурных проектов и венчурного финансирования.

По обеспечению населения жильем Холдинг продолжит совершенствование инструментов по повышению доступности жилья, в том числе развитие рынка коммерческой ипотеки и арендного жилья, фондирования строительства нового и реновацию ветхого жилья.

4.2.          Диверсификация экономики

4.2.1.   Проактивная инвестиционная политика

Приоритетом инвестиционной политики является обеспечение благоприятного климата по инвестиционной деятельности для инвесторов.

Эффективная реализация инвестиционной политики позволит достичь уровня инвестиций в основной капитал в более чем 25% от ВВП к 2030 году.

Государственные органы на всех уровнях будут ориентированы на проактивное взаимодействие для полноценного достижения цели.

Ключевым ориентиром остается привлечение инвестиций в несырьевой сектор и отхода от сырьевой модели развития.

Акцент будет сделан на реализацию инвестиционных проектов, направленных на обеспечение технологической модернизации, благоприятствующих структурным преобразованиям, встраиванию в региональные и глобальные цепочки создания стоимости и поставок, обеспечению продовольственной безопасности, расширению и развитию внутреннего рынка.

Поэтапно минимизируется привлечение бюджетных средств в реализацию проектов, государственные инвестиции в исключительных случаях будут направляться на высокотехнологичные и капиталоемкие проекты, где есть недостаток частного капитала.

Дальнейшее совершенствование инвестиционной политики позволит повысить качество привлекаемых иностранных и внутренних инвестиций, улучшить инфраструктуру для инвесторов, с задействованием потенциала фондовых бирж, в том числе МФЦА.

В целях привлечения дополнительных объемов инвестиций в экономику будут приняты меры по развитию альтернативных источников, в том числе по усилению роли банковского сектора в финансировании экономики, трансформации механизмов ГЧП, сокращению теневой экономики.

Будут расширены меры по таргетированному привлечению стратегических «якорных» инвесторов и формированию новых экосистем в отраслях экономики, в частности в обрабатывающей промышленности. Это способствует увеличению номенклатуры отечественных экспортных товаров и их эффективному продвижению на мировых рынках.

При заключении соглашений об инвестициях акцент будет сделан на социально-экономические эффекты от их реализации.

Повышение инвестиционной привлекательности в сферах естественных монополий будет осуществляться путем поэтапного перехода на рыночное ценообразование с сопутствующей активной коммуникационной кампанией.

В результате либерализации тарифов инвестиции позволят обеспечить необходимое финансирование для комплексной модернизации, реконструкции и обновлению инфраструктуры электро-, тепло-, водоснабжения, а также их основных фондов.

Возможное влияние либерализации тарифов на население будет нивелировано посредством внедрения адресных мер социальной поддержки.

Также политика привлечения инвестиций будет пересмотрена с учётом требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.

При выборе и внедрении новых технологий приоритетными станут энергоэффективные и «умные» технологии, климатическая пригодность и экономическая эффективность, которых возможна в условиях Казахстана.

Ключевыми факторами внедрения «зеленых технологий» станут применение современных стандартов и снижение эксплуатационных затрат энергогенерирующих станций.

Продолжится стимулирование и поощрение инвестиций в экологически чистое производство товаров и услуг, снижение выбросов парниковых газов, с учетом достижения долгосрочной цели углеродной нейтральности.

4.2.2.   Расширение географии экспорта

Ключевой целью торговой политики является рост несырьевого экспорта, а также полноценное участие регионов страны в глобальной цепочке добавленной стоимости.

С учетом логистических и географических возможностей будут сформированы торговые хабы, которые позволят нарастить экспортный потенциал и укрепить взаимодействие со странами Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока, Европейского Союза.

Казахстан продолжит придерживаться сохранению открытых и устойчивых внешнеэкономических связей в рамках Евразийского экономического союза, инициативы «Один пояс – один путь» и Большого Евразийского партнерства.

Особый акцент будет сделан на развитие новых и альтернативных маршрутов доставки. Реализация межгосударственных договоренностей позволят расширить инфраструктуры новых маршрутов. Ключевым аспектом на пути к гарантированному доступу к новым рынкам станет эффективная экономическая дипломатия.

Будет активизирована работа торговых представительств с фокусом на конкретные показатели экспорта.

Особое внимание будет уделено продвижению экспорта финансовых, образовательных, медицинских, консалтинговых услуг, которые обладают высоким экспортным потенциалом.

Важным механизмом развития внешней торговли станет заключение соглашений о зонах свободной торговли с перспективными рынками сбыта. Расширение перечня данных соглашений станет эффективным инструментом либерализации торговли, обеспечивающим доступ на рынки путем взаимного устранения тарифных и нетарифных барьеров.

4.2.3. Углубление производственного потенциала

Построение диверсифицированной экономики с упором на обрабатывающую промышленность, агропромышленный комплекс и сектор услуг остается одним из главных приоритетов.

Основная деятельность будет сосредоточена на формировании технологически прогрессивной промышленности, ориентированной на создание продукции средних и верхних переделов, усложнение структуры экспорта, повышение производительности труда, увеличение доли качественных рабочих мест и сокращение несырьевого дефицита.

Выпускаемая продукция должна обладать высокой добавленной стоимостью и уровнем сложности. Субъекты бизнеса будут вовлечены в глобальные цепочки добавленной стоимости и иметь широкий спектр рынков сбыта за пределами страны.

Обеспечение специализированными факторами (инфраструктура специальных экономических и индустриальных зон) снизит издержки и стимулируют предприятия к встраиванию в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости, с последующим трансфертом инвестиций, технологий и компетенций.

Специальные экономические и индустриальные зоны повысят свою эффективность и станут точками развития и углубления производственного потенциала, что позволит довести до логического завершения их инфраструктурное и управленческое развитие.

Также будут созданы благоприятные условия для релокации ведущих зарубежных компаний.

Активную роль в повышении производительности займут цифровые решения и автоматизация процессов.

Ключевой задачей принимаемых мер станет обеспечение международной конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности.

Диверсификация экономики будет соответствовать принципам и целям по достижению углеродной нейтральности.

4.2.4.   Развитие отраслей экономики

Промышленность

Индустриальная политика продолжит своё переориентирование с поддержки спроса на технологическую модернизацию и трансформацию предприятий.

Государственная поддержка будет направлена на расширение продуктовой линейки и предоставляемых услуг, освоения новых рынков.

Будут пересмотрены подходы к реализации индустриальной политики.

Приоритетом будет переход от практики концентрации в крупном предпринимательстве к переориентации на эффективное стимулирование массового промышленного предпринимательства, включая, в том числе развитие транспортной, электро-, теплоэнергетической, водоснабжающей, цифровой инфраструктуры, а также применении новых подходов в развитии индустриальной инфраструктуры через лизинг готовых производственных помещений и оборудования.

Будет проведена комплексная работа по реализации норм экологического законодательства по переходу на наилучшие доступные технологии с учетом международной передовой практики.

Горно-металлургический комплекс

На сегодня горно-металлургический комплекс является одним из доминирующих секторов экономики с 20% долей в ВВП.

Дальнейшее развитие отрасли будет ориентировано на углубление переработки и расширение сложности выпускаемой продукции.

С целью повышения геологической изученности недр будут приняты меры по вовлечению крупных геологоразведочных компаний, компаний-юниоров.

Будет продолжена системная работа по развитию минерально-сырьевой базы для перерабатывающих производств с автоматизацией процессов получения лицензий.

Путем внедрения цифровых, инновационных ресурсосберегающих и экологически сбалансированных технологий на всех стадиях промышленного производства повысится экономическая отдача от добычи минерального сырья.

В целях дальнейшего развития передовых отраслей науки и техники основным приоритетом в металлургии станет разработка совместных проектов с привлечением глобальных игроков на такие направления как добыча, селекция, получение чистых редких и редкоземельных металлов и их соединений.

Для полноценного обеспечения кадрами продолжится работа по стимулированию бизнеса к обучению и оснащению учебных заведений соответствующими помещениями (лаборатории и мастерские).

Обрабатывающая промышленность

С целью повышения экономической конкурентоспособности и развития производства обрабатывающей промышленности расширится доступ отечественных переработчиков к сырью.

На законодательном уровне реализуются механизмы заключения трехсторонних соглашений между сырьевиками, переработчиками и отраслевыми государственными органами.

Создание новых производств и наращивание их объемов, сокращение зависимости от импортных товаров продолжится, в том числе через стимулирование механизмов регулирования процесса заключения офтейк-контрактов и офсетных сделок.

Действующая система современной науки адаптируется к потребностям бизнеса с целью обеспечения диверсификации технологического уклада основных активов промышленности.

Для повышения уровня производительности труда и сложности экспортной корзины будут внедрены прогрессивные технологические решения отечественной науки в промышленный сектор экономики.

Баланс науки, кадровой политики и новый технологический уклад в обрабатывающей промышленности останется повышенной зоной внимания государства.

Совокупность принятых экономически обоснованных решений, обеспечивающих единство промышленной, инновационной, инвестиционной, экспортной, образовательной, фискальной политик обеспечит устойчивое развитие обрабатывающей промышленности.

Транспорт

В целях расширения транспортной отрасли будут введены новые альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов.

Реализуется комплекс мер по обеспечению безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции, сохраняя лидерство страны в Центрально-Азиатском регионе, с укреплением Казахстана как надежного транзитного хаба.

Продолжится работа по развитию мультимодальной связанности как основы для тесного согласования операционных кластеров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества
(далее – ЦАРЭС) с особым вниманием к инвестиционным проектам и транспортным инициативам вдоль сети экономических коридоров ЦАРЭС, проходящих по территории Казахстана.

Путем трансформации национального железнодорожного перевозчика АО «НК «Қазақстан темір жолы» в национальную транспортно-логистическую компанию расширится мандат и задачи, что позволит компании более комплексно проводить работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.

Реализуются железнодорожные проекты «Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза», строительство обводной железнодорожной линии в обход Алматы, укрепление железнодорожного парка путем государственной поддержки.

В морских перевозках приоритетной стратегической задачей является трансформация казахстанских портов в один из ведущих хабов Каспийского моря с увеличением отечественного торгового флота, путем строительства собственных паромов и «контейнерного хаба» в порту Актау.

Для развития автодорожной инфраструктуры в первую очередь будут своевременно и качественно реконструированы начатые магистральные маршруты «Актобе – Кандыагаш – Макат», «Атырау – Астрахань», «Алматы – Караганда» и «Талдыкорган – Усть-Каменогорск».

Будет проведена реформа автодорожной отрасли с внедрением принципов Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC, реабилитации дорожно-транспортной инфраструктуры сельской местности страны с обеспечением их качественной связанности.

Одной из приоритетных задач станет развитие модели бондовых складов, которая позволит увеличить транзитные потоки, эффективно использовать транзитный потенциал страны и оптимальные логистические маршруты.

Сельское хозяйство

Главной целью развития АПК является значительное сокращение импортозависимости и постепенный переход к самообеспечению.

Политика развития агропромышленного комплекса будет направлена на повышение конкурентоспособности отрасли путем роста производительности труда, обеспечения продовольственными товарами отечественного производства и увеличения экспорта продукции сельского хозяйства.

Реформируется система субсидирования за счет оптимизации видов и количества субсидий, в том числе полная отмена всех видов товарно-специфических субсидий, цифровизации процессов, а также включения стимулирующих условий для привлечения инвестиций, внедрения технологической модернизации и других встречных обязательств.

Повышению производительности труда в отрасли будет способствовать развитие аграрной науки, направленная на удовлетворение потребностей бизнеса и активное стимулирование трансферта современных иностранных технологий.

Одним из приоритетных направлений АПК является развитие производства и экспорта переработанной сельхозпродукции. Для этого продолжится принятие комплексных мер, предусматривающих дозагрузку, строительство и модернизацию новых и действующих предприятий.

В сферах животноводства и растениеводства продолжится диверсификация в целях увеличения загруженности перерабатывающих предприятий, роста объемов экспорта конкурентоспособной продукции, расширения кормовой базы. Оптимизация площадей моно-, водоемких культур и расширение альтернативных высокорентабельных культур будет способствовать увеличению производства.

Учитывая особую уязвимость сельского хозяйства к изменению климата, связанных с нехваткой воды для орошения, увеличением засоления и эрозии почв, продолжится реализация системных мер по их адаптации к изменению климата.

В целях повышения эффективности использования природных ресурсов, будет постепенно увеличена доля государственных расходов на поддержку инвестиций, ориентированных на сохранение водных и биоресурсов.

Ускорение темпов обновления технического парка сельского хозяйства будет продолжено за счет выработки новой политики субсидирования, направленной на повышение производительности труда, увеличения доли локализации отечественного производства сельхозтехники, развития и расширения программ льготного кредитования техники отечественного производства.

Продолжится масштабное формирование кооперативов личных подсобных хозяйств, на долю которых будет приходиться почти половина валовой продукции отрасли.

За счет разработки и внедрения новых механизмов использования права аренды земель сельхозназначения в качестве залогового обеспечения повысится доступность кредитных ресурсов.

Торговля

Одним из ключевых мер совершенствования торговой политики является качественная реализация комплексных работ по развитию современной торговой инфраструктуры, модернизации рынков, оптимизации цепочек реализации товаров.

В целях упрощения доступа производителей социально-значимых продовольственных товаров к рынкам сбыта будут продолжены меры по устранению всех барьеров, возникающих при взаимодействии с торговыми сетями.

Для повышения связанности внутреннего рынка страны и обеспечения эффективной межрегиональной кооперации продолжится комплексная работа по выстраиванию торгово-распределительной системы, которая объединит производителей, торгово-логистических компании и ритейлеров, а также рынки и «магазины у дома».

С учетом складывающихся в мире трендов будет усовершенствовано законодательство в сфере защиты прав потребителей в электронной торговле.

Будет реализован комплекс эффективных мер по активному развитию национальной электронной торговли, в том числе продвижению отечественных конкурентоспособных игроков электронной торговли на зарубежных рынках, что придаст новый импульс развитию электронной коммерции.

Туризм

Становление туристской отрасли является одним из основных задач, как нового источника роста экономики и прибыльных видов бизнеса, оказывающих мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики.

С целью масштабного развития туризма и максимального вовлечения населения будут приняты меры по стандартизации и сертификации качества туристической деятельности.

Особое внимание будет уделено повышению качества туристского продукта и обеспечению его конкурентоспособности, дальнейшего развития туристской инфраструктуры.

Будет проведена комплексная работа по предоставлению туристических продуктов, предусматривающих, в том числе обеспечение безопасности туристов и развитие «мягкой» инфраструктуры к объектам экотуризма.

Их реализация будет строго следовать принципам сохранения экосистемы особо охраняемых природных территорий и наследия народа.

Цифровизация и инновации

В целях расширения цифровизации отраслей экономики продолжится реализация комплекса мероприятий, способствующих развитию электронной промышленности, строительной отрасли, сферы цифровых данных, цифровой трансформации государственного управления, в том числе сферы предоставления государственных услуг и обеспечения кибербезопасности.

Продолжится активное развитие региональных инновационных хабов, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов, институтов бизнес-ангелов, технологических брокеров, краудфандинговых платформ, новых поколений финансовых инструментов, путем использования цифрового майнинга и блокчейн технологий.

Ключевой задачей является позиционирование Казахстана как регионального хаба в сфере инноваций и криптоиндустрии.

Дальнейшее ускорение цифровой трансформации будет осуществляться за счет развития стартап экосистемы, привлечения иностранных инвестиций, продвижения IT-культуры, повышения уровня цифровой грамотности и расширения охвата широкополосной связью.

Повсеместной цифровизацией будут охвачены сферы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства, торговли, промышленности, транспорта и связи.

Приоритетами инновационной политики станет развитие и создание потенциально конкурентоспособных и экспортоориентированных производств, стимулирование системных инноваций, укрепление региональной инновационной экосистемы, трансформация корпоративного сектора и развитие рынка венчурного финансирования.

«Якорные проекты» станут новыми «точками притяжения» в Казахстан мировых технологических лидеров.

Будет проведена работа по развитию технологий для «экономики будущего», таких как, аддитивные технологии, биотехнологии, электронные элементы и платы, робототехника, новая энергетика, в том числе альтернативные источники энергии, космическая техника и технологии.

Основными параметрами оценки развития «экономики будущего» станет наличие отечественной интеллектуальной составляющей (IP), привлечение инвестиций мировых технологических лидеров, организация высокотехнологичных производств, способных стать базой для новых отраслей и секторов экономики.

4.3.          Макроэкономическая стабильность

Достижение качественного и устойчивого роста экономики, ведущего к повышению благосостояния населения требует слаженной координации налогово-бюджетной, денежно-кредитной и отраслевых политик, а также политики развития финансового сектора.

В отраслевых политиках критически важным условием в среднесрочном периоде станет переход от несложной и низкопроизводительной к самодостаточной, диверсифицированной структуре ВВП. Приоритетом является насыщение внутреннего рынка отечественными товарами и обеспечение роста несырьевого экспорта.

Это приведет к смягчению денежно-кредитных условий, устойчивой и стабильно низкой инфляции. Сформирует предсказуемую среду для долгосрочных инвестиций в казахстанскую экономику.

4.3.1.   Фискальная политика

Налогово-бюджетная политика будет обеспечивать макроэкономическую и бюджетную устойчивость для исполнения всех социально-экономических обязательств государства.

Продолжится совершенствование фискальной политики, направленной на стимулирование и расширение налоговой базы и укрепление доходной части бюджета.

С учетом международного опыта и более справедливого распределения налоговой нагрузки будут усовершенствованы подходы косвенного налогообложения (НДС, акцизы).

При этом налоговые льготы будут оптимизированы с учетом повышения эффективности встречных обязательств налогоплательщиков.

Особое внимание будет уделяться совершенствованию налогового-таможенного администрирования, снижению теневой экономики до уровня стран ОЭСР и возврату нелегально выведенного капитала в страну из-за рубежа.

Бюджетная политика будет направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности и сохранению устойчивости государственных финансов.

Будет применяться контрцикличное бюджетное правило, устанавливающее прямое ограничение на темпы роста государственных расходов с учетом целевого долгосрочного экономического роста и уровня инфляции.

При этом гарантированный трансферт не будет превышать объем прямых поступлений от нефтяного сектора в Национальный фонд. Это обеспечит сохранность и накопление активов Национального фонда.

Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование самодостаточности регионов и максимальную децентрализацию финансово-экономических функций в пользу регионов, минимизацией встречных трансфертов между республиканским и местными бюджетами.

На местный уровень будет передано большинство статей доходов и расходов с ужесточением ответственности за их реализацию.

Для бюджетных инвестиций приоритетными станут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости.

Будут приняты необходимые меры для построения адекватной рыночной кривой доходности и совершенствования текущей политики управления государственным долгом.

Управление государственным долгом направлена на макроэкономическую стабилизацию и будет способствовать развитию рынка государственных ценных бумаг (далее – ГЦБ), определять оптимальную структуру источников финансирования дефицита.

Дальнейшее развитие рынка ГЦБ будет базироваться на последовательной и эффективной политике управления государственным долгом, направленной на оптимизацию структуры и предсказуемости выпусков ГЦБ.

4.3.2.   Денежно-кредитная политика

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен.

Совместные усилия Национального Банка и Правительства будут направлены на снижение инфляции до оптимального уровня, что позволит создать условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.

Для вхождения инфляции в установленный целевой коридор Национальный Банк продолжит следовать принципам инфляционного таргетирования.

Будет проведена работа по укреплению институциональных и операционных основ денежно-кредитной политики, а также режима плавающего обменного курса.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики продолжится выход из программ льготного кредитования экономики.

В рамках валютной политики Национальный Банк будет придерживаться гибкого курсообразования, абсорбирующего внешние шоки, исключающего накопление дисбалансов, и одновременно позволяющего разумно использовать и сохранить золотовалютные резервы страны.

Правительством и Национальным Банком продолжится реализация мер по повышению координации фискальной и монетарной политик. С одной стороны, это приведет к повышению устойчивости государственных финансов, с другой – снизит избыточное давление на инфляцию и валютный рынок.

Расширению и повышению эффективности каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики будет способствовать диверсификация финансирования экономики путем развития фондового и страхового рынков, активное внедрение финансовых технологий, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг, а также снижение кредитных рисков при кредитовании.

4.3.3.   Развитие финансового сектора

Развитие финансового рынка будет служить интересам общества и росту их благосостояния, содействуя экономическому росту страны.

Развитие риск-ориентированного надзора будет продолжено в соответствии с принципами Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

В рамках макропруденциальной политики будет продолжена работа по оценке системных рисков и институтов, влияющих на устойчивость всей финансовой системы, с учетом вероятных стрессовых сценариев развития экономики.

Для расширения инвестиционных и сберегательных возможностей населения будут задействованы накопительные и инвестиционные страховые продукты, а также инструменты фондового рынка, в том числе в рамках реализации программы «Народное IPO».

Для повышения роли финансового сектора в кредитовании экономики будет обеспечено замещение государственных средств в крупных и капиталоемких инвестиционных проектах ресурсами финансового рынка.

Национальным Банком, финансовым регулятором совместно
с Правительством также будут выработаны дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики.

Будут проработаны вопросы прекращения государственной поддержки нежизнеспособных предприятий, усовершенствованы процедуры реабилитации и банкротства несостоятельных должников, а также приняты меры по повышению качества и прозрачности корпоративного управления частных компаний.

В рамках расширения механизмов финансирования экономики будут приняты меры по развитию альтернативных инструментов таких как факторинг, лизинг, синдицированное кредитование, ГЧП. Для увеличения потенциала фондового рынка в финансировании экономики будут реализованы меры по стимулированию частных компаний крупной и средней капитализации к проведению IPO.

Для более активного вовлечения финансового сектора к процессам перехода Казахстана к «зеленой» экономике будут поэтапно интегрированы принципы устойчивого развития ESG:

- ответственное отношение к окружающей среде;

- высокая социальная ответственность;

- высокое качество корпоративного управления.

4.4.          Региональная политика

Региональная политика страны будет направлена на формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, повышения качества жизни населения независимо от места их проживания.

В целях преодоления региональных диспропорций будет проводиться конвергенция экономической и региональной политик.

Региональная политика реализуется в соответствии с принципом «люди к инфраструктуре» и будет увязана с внутренними миграционными процессами и демографическим прогнозом. Это позволит остановить отток молодежи и улучшить притяжение необходимых кадровых ресурсов.

Будут разработаны новые механизмы внутренней экономической мобильности с актуализацией программы переселения трудоспособных граждан в другие регионы.

В русле устойчивой тенденции на урбанизацию развитие агломераций позволит городам-миллионникам стать опорой глобальной конкурентоспособности страны. Внутри регионов будут создаваться новые «центры роста» регионального уровня.

В индустриально развитых регионах страны государственное стимулирование будет ориентировано на строительство необходимой инфраструктуры в специальных экономических и индустриальных зонах, развитие и усиление трансграничных центров торговли.

Для обеспечения конкурентных преимуществ будет усилена инфраструктурная связанность между макрорегионами и осуществлена модернизация внутрирегиональной инфраструктуры.

4.5.          Развитие человеческого капитала

Развитие человеческого капитала через углубление знаний, навыков и умений, а также укрепление здоровья человека являются ключевыми элементами экономического прогресса и преобразований.

Степень развития науки и инноваций обеспечивает качественный рост производительности труда и доли рабочих мест, а также диверсификацию доходов населения. Продолжится взаимоувязка научной и практической деятельности, коммерциализации знаний и развития инновационной экосистемы.

Осознание этого сегодня в мировом обществе формируется культ науки и знаний, интеллектуальный потенциал становится основой национального благосостояния. Усилия государства будут сфокусированы на раскрытии интеллектуального потенциала граждан, содействии генерации новых знаний и создании условий для быстрого и эффективного внедрения этих знаний в экономику в целях обеспечения роста благосостояния нации и повышения конкурентоспособности экономики.

Политика в области здравоохранения будет направлена на увеличение общей продолжительности жизни казахстанцев, укрепления здоровья трудоспособного населения и окажет положительное влияние на эффективность трудовых ресурсов экономики страны.

4.5.1.   Образование

В сфере образования повысится ключевая роль в развитии человеческого капитала и подготовки кадров для экономики страны.

Особый акцент будет сделан на равный доступ к качественному образованию.

Новая модель дошкольного воспитания и обучения продолжит основной акцент на развитие у ребенка базовых жизненных навыков, внедрение системы независимой национальной оценки качества дошкольного воспитания и обучения по шкале комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale).

Политика школьного образования будет направлена на укрепление навыков функциональной грамотности казахстанской молодежи, улучшении подготовки учителей и образовательного контента.

Расширится доступ к качественному образованию в сельских населенных пунктах с учетом приоритетов пространственного развития страны и перехода на «экономику знаний».

Особое внимание будет уделяться разработке специализированных образовательных программ для подготовки учителей малокомплектных школ.

Будет создан единый образовательный комплекс «Опорная школа – магнитная школа» с объединением нескольких малокомплектных школ. Получит широкое развитие использование в учебном процессе онлайн-платформ, цифровых образовательных ресурсов.

Система образования будет полностью ориентирована на потребности рынка труда по подготовке конкурентоспособных квалифицированных кадров по техническим, технологическим и сельскохозяйственным направлениям.

Система ТиПО будет решать задачи по гарантированному получению навыков первой профессии, адаптации рабочей силы к новым требованиям при полном охвате всех желающих получить бесплатное профессиональное образование.

Для обеспечения гибкости в подготовке кадров с ТиПО колледжам будет предоставлена академическая самостоятельность в определении содержания образования и сроков обучения совместно с работодателями.

Это позволит получать необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости получать дополнительно другие квалификации.

Расширится развитие шефства предприятий над учебными заведениями и внедрение международных стандартов WorldSkills.

Содержание образовательных программ ВУЗов будет обновлена на основе профессиональных стандартов и форсайт-исследований рынка труда с применением подхода междисциплинарности и вовлечением представителей бизнеса и работодателей.

В целях быстрой интеграции специалистов на рынок труда, продолжится подготовка прикладных бакалавров.

Для обеспечения регионов квалифицированными кадрами будут приняты меры по развитию региональных вузов, которые станут драйверами развития региональной экономики, корпоративного управления, повышения эффективности менеджмента, усиления потенциала профессорско-преподавательского состава ВУЗов.

Образование, направленное на стимулирование творческого и инновационного мышления, которое важно культивировать как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества будет играть ключевую роль в формировании добросовестного и конкурентоспособного класса предпринимателей.

4.5.2.   Здравоохранение

Политика в области здравоохранения будет направлена на продвижение здорового образа жизни, предоставление качественной, доступной медицинской помощи.

Продолжится внедрение современных высокотехнологичных медицинских услуг и эффективные подходы в реабилитации и оздоровлении.

Для усиления человекоцентричности системы здравоохранения будут масштабированы медико-социальные проекты развития первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), позволяющие оказывать биомедицинскую и психосоциальную помощь населению.

Деятельность перинатальной службы и состояние родильных домов будут приближены к международным стандартам стран ОЭСР.

Продолжится модернизация сельского здравоохранения с приближением первичной медицинской помощи сельским жителям и развитием сети многопрофильных центральных больниц с необходимой медицинской инфраструктурой.

Для повышения качества подготовки медицинских кадров продолжится развитие интегрированной модели высшего медицинского образования на основе триединства науки, образования и клинической практики.

Особый акцент будет сделан на развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, как важного фактора конкурентоспособности отечественной системы здравоохранения и безопасности страны.

Развитие единого цифрового пространства здравоохранения обеспечит консолидацию медицинской информации вокруг конкретного пациента, посредством интеграции медицинских информационных систем, повысит качество оказания услуг в сфере здравоохранения.

4.5.3.   Социальное обеспечение и занятость

В системе социальной защиты будут продолжены меры по дальнейшему углублению начатых преобразований.

Будет внедрена персонифицированная по государственным социальным гарантиям: Цифровая карта семьи и Социальный кошелек.

Их внедрение станет основой для формирования системы упреждений социальных рисков семей через предоставление установленных социальных госгарантий в проактивном формате.

Система социального обеспечения будет направлена на усиление социальной защищенности занятых граждан и распределении ответственности между государством, работодателем и работником на паритетной основе. Для этого будут приняты меры по внесению параметрических изменений в пенсионное обеспечение и систему социального страхования для охвата всех граждан страны.

Модернизация системы социального обслуживания будет обеспечена через расширение доступности государственных социальных услуг, механизмов ГЧП и масштабной цифровизации.

Новые функциональные задачи меняют значимость социальной политики в экономическом развитии страны, которые будут консолидированы в Социальном Кодексе.

Для повышения реального доходов граждан в политике занятости будет осуществлен переход от содействия занятости отдельных категорий граждан к созданию равных стартовых условий для продуктивной занятости всех категорий трудоспособных граждан.

Будут приняты меры по ориентации государственных и частных инициатив на обеспечение массовой занятости, либерализации рынка труда, усилению навыков рабочей силы, развитию трудового посредничества.

Особый акцент будет сделан на трудоустройстве молодежи.

Продолжится реализация мер по стимулированию притока в страну квалифицированных кадров и лучших специалистов по дефицитным профессиям, защите прав, работающих за рубежом казахстанцев, а также по повышению эффективности механизмов устранения демографических дисбалансов между регионами.

4.6.          Реформирование государственного управления

Построение эффективного государственного управления продолжится в рамках следующих направлений:

- переход от управления процессами к управлению результатами;

- совершенствование методологии стратегического и бюджетного планирования;

- переход от системы оценки деятельности к мониторингу реформ и политик;

- подготовка «агентов трансформации», способных имплементировать реформы.

В новых условиях показателем качества работы государственного аппарата станет максимальная удовлетворенность граждан.

Продолжится реализация мер по созданию гибкой, адаптивной, высокотехнологичной системы управления, основанной на данных, оптимизации структуры государственного аппарата, процессов взаимодействия с потребителями государственных услуг на принципах: «государство для человека».

Единая цифровая экосистема в значительной мере снизит функции государственного служащего как посредника между населением и государством, поскольку взаимодействие будет осуществляться через интерфейсы программных приложений.

Будет внедрена оценка реализации политик (программ, проектов) через призму их влияния на реальные изменения для населения.

Обеспечен переход от индивидуальной открытости должностных лиц к полной открытости принятия управленческих решений.

5.        Заключение

Экономическая политика на среднесрочный период направлена на построение открытой и предсказуемой модели экономического развития, базирующейся в условиях честной конкуренции на высоком уровне человеческого капитала, инвестициях и технологическом прогрессе.

Основой экономического курса в условиях текущей реальности является формирование конкурентоспособной экономики с целью обеспечения процветания общества и благосостояния населения.