Учёт

Проверка бизнеса: руководство по государственному контролю

2514

Всего по итогам 2023 года в рамках проводимой работы по защите прав предпринимателей по актам прокуроров пресечено 5,7 тысяч незаконных проверок и иных форм контроля, отменено 14 тысяч запретительных и ограничительных мер, к дисциплинарной ответственности привлечено 689 должностных лиц, к административной – 97. Защищены и восстановлены права 129 тысяч бизнесменов.

 

С наступлением 1 января 2024 года истек срок трехлетнего моратория на проверки субъектов микро- и малого бизнеса, введенного по указу Президента в январе 2020 года в целях улучшения условий для развития малого бизнеса. Напомним, тогда было заявлено, что предприниматели сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными с действиями правоохранительных и контролирующих органов, и участившимися случаями рейдерства.

Как показывает практика, в основном проверке подвергаются следующие сферы:

  • санитарно-эпидемиологического контроля;

  • противопожарной безопасности;

  • трудовых отношений;

  • налогообложения.

Важно быть подготовленным и знать, как правильно действовать в случае визита контролирующих органов. Это не только своевременное формирование бухгалтерских, кассовых, кадровых и других документов, но и понимание прав и обязанностей, готовность к конструктивному диалогу с инспекторами. От этого может зависеть не только спокойствие вашего бизнеса, но и его будущее процветание. Чтобы помочь вам ориентироваться в этом сложном процессе, мы разобрали основные аспекты государственного контроля на основе информации Генеральной прокуратуры РК.

Контроль и надзор

Порядок проведения проверок определен статьей 137 и параграфом 2 главы 13 Предпринимательского кодекса РК (далее – ПК). Контроль за деятельностью субъектов (объектов) контроля и надзора осуществляется в нескольких формах:

  • профилактический контроль, который может быть осуществлен без посещения объекта контроля или с посещением, а также в форме контрольной закупки. Этот вид контроля носит предупредительно-профилактический характер и направлен на предотвращение нарушений.

  • проверки, включая проверки на соответствие квалификационным и разрешительным требованиям, а также внеплановые проверки.

  • расследования представляют собой комплекс действий, осуществляемых органами контроля в соответствии с конкретными статьями ПК и другим законодательством.

Виды и основания для проверок

Проверки подразделяются на следующие виды:

  • Проверки на соответствие требованиям: эти проверки проводятся для установления соответствия деятельности предприятий установленным квалификационным и разрешительным требованиям.

  • Внеплановые проверки: могут быть инициированы по различным основаниям, включая контроль за исполнением предписаний, обращения физических и юридических лиц, госорганов, а также в случаях несогласия с результатами предыдущих проверок.

Основания для проведения внеплановых проверок установлены пунктом 5 статьи 144 ПК. К ним относятся:

  • контроль за исполнением предписаний после обнаружения нарушений, по результатам проверки на соответствие требованиям, в том числе, если проверяемый субъект более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и /или не устранил нарушения;

  • обращения физических (за исключением, анонимных) и юридических лиц, при наличии убедительных подтверждающих доказательств;

  • поручения органов прокуратуры, госорганов по фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;

  • повторные проверки, инициированные в связи с несогласием субъекта контроля с результатами предыдущих проверок;

  • основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, и случаи, определенные налоговым законодательством.

Сроки проведения контроля

Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля и /или проверки устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:

1) для субъектов микропредпринимательства – не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;

2) для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:

  • при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и /или проверки на соответствие требованиям – не более 15 рабочих дней и с продлением на срок не более 15 рабочих дней;

  • при проведении внеплановых проверок – не более 10 рабочих дней и с продлением до 10 рабочих дней.

Сроки проведения контроля и /или проверки могут быть продлены только 1 раз в вышеуказанные сроки руководителем органа контроля и надзора в следующих случаях:

  • получение информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров РК;

  • установление местонахождения лица, в отношении которого проводятся профилактический контроль и /или проверка;

  • получение результатов лабораторных исследований).

При этом, контролирующими органами выносится дополнительный акт о продлении сроков, который подлежит регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (далее – КПСиСУ).

Учет и регистрация проверок

Весь процесс учета и регистрации проверок оцифрован в информационной системе «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая в купе с системой «Единый реестр административных правонарушений» на стадии регистрации помогают пресекать и выявлять незаконные проверки и адмштрафы.

Всего за 2023 год по актам Генпрокуратуры РК отменены адмштрафы на полмиллиарда тенге и порядка 100 незаконных проверок. Еще 5 700 проверок пресечено до назначения.

Обязанности проверяющего органа

Проверяющий орган обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (в частности, руководителя юрлица) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора не менее чем за 30 календарных дней до его начала с указанием даты (п.4 ст.144-2 ПК).

При проведении внеплановой проверки, за исключением ситуаций, когда имеются убедительные основания и доказательства по конкретным фактам нарушений (пп. 3), 4), 7) и 8) п.5, п.8 и 10 ст.144 ПК) орган контроля и надзора обязан известить субъект контроля о начале проведения внеплановой проверки субъекта контроля не менее чем за 1 сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки.

При наличии оснований для проведения внеплановой проверки объектов (субъектов), находящихся на значительном отдалении (свыше 100 км) от места расположения контролирующих органов, а также КПСиСУ, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение 5 рабочих дней в КПСиСУ.

В соответствии со статьей 147 ПК должностные лица, прибывшие на объект для проверки, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора:

1) акт о назначении профилактического контроля /проверки с отметкой о регистрации в КПСиСУ;

2) служебное удостоверение либо идентификационную карту;

3) при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;

4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения.

Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту акта о назначении профилактического контроля /проверки.

Профилактический контроль /проверка могут проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в данном акте.

Акт о результатах профилактического контроля, предписание об устранении выявленных нарушений составляются в 3-х экземплярах.

Завершением срока профилактического контроля считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах не позднее срока окончания профилактического контроля, указанного в акте о назначении профилактического контроля /проверки (ст.152 ПК).

Защита прав предпринимателей

В случае нарушения прав и законных интересов при осуществлении контроля и надзора субъект контроля вправе обжаловать решения, действия (бездействие) проверяющих органов и их должностных лиц в вышестоящий орган, либо в суд в порядке, установленном законодательством РК (ст.157 ПК).

Кроме того, любой предприниматель, к которому пришли с проверкой, может посмотреть на портале qamqor.gov.kz либо в мобильном приложении «Qamqor для бизнеса» (доступно для скачивания в AppStore и Google Play) законность проверки, введя номер акта в соответствующее поле. Там же выйдет наименование органа, период проверки, данные о проверяющем лице. Если сведений нет, то проверка не регистрировалась в органах прокуратуры, она - незаконная.

С обращениями о неправомерных действиях со стороны проверяющих госорганов, предприниматели могут обратиться в единый контакт-центр Генпрокуратуры (телефон - 115), а также на телефоны доверия территориальных прокуратур, в том числе КПСиСУ.

Вместе с тем, продолжают круглосуточно работать мобильные группы органов прокуратуры по защите бизнеса. В 2023 году ими отработано более 2 тысяч сообщений, и каждое пятое подтвердилось.