Учёт

Прогрессивная шкала подоходного налога уронит ВВП Казахстана

3365
Власти Казахстана намерены ввести в 2011 году прогрессивную шкалу по подоходному налогу. Таким образом, они отчасти восстановят социальную справедливость, но экономического эффекта не дождутся. Зарплаты уйдут в тень, инвестиционная привлекательность упадет, темпы роста ВВП сократятся, полагают аналитики.

С 2011 года в Казахстане вместо плоской шкалы исчисления индивидуального подоходного налога (ИПН) в 10% будет введена прогрессивная, передало ИА «Новости-Казахстан» заявление министра финансов республики Болата Жамишева. «Будет шкала 10, 15 и 20% в зависимости от размера зарплаты, которая будет облагаться по новым ставкам. Начиная с 250 тысяч тенге (ИПН) будет 15%, свыше 500 тысяч тенге — 20%», — уточнил глава Минфина. Для тех, кто получает меньше четверти миллиона тенге, ничего не изменится.

Казахстанские эксперты считают эту меру социально справедливой. «Это коснется только высокооплачиваемых работников, — сказал нам заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. — Когда Казахстан перешел на плоскую шкалу, то от этого пострадали малоимущие. Те, кто был более честен и имел низкие доходы, стали платить 10%, те, кто был менее честен и имел высокие доходы, от этого только выиграли».

По его подсчетам, налог в 10% продолжат платить более 50% наемных работников (врачи, учителя, работники культуры и искусства, а также занятые в сельском хозяйстве). К тем, кто будет платить 15%, он отнес условный средний класс — порядка 10—15% населения, а пятую часть доходов придется отдавать «сверхбогатым», которых, по его наблюдениям, в стране 20—25%.

Возможно, фискальная инициатива коснется еще меньшего числа людей. «Полагаю, что реально данная мера затронет доходы порядка 10% жителей», — сказал главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Повышенный налог будет платить то население, зарплата которого превышает 1700 долларов в месяц. В Казахстане к ним можно причислить около 10% работающего населения», — согласился с ним консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» / Morison International Андрей Чернявский.

В Центре анализа общественных проблем между тем полагают, что властям надо было пойти еще дальше. «Жамишев еще мало предлагает. Я считаю, что если зарплата в пределах 2—3 прожиточных минимумов, то она вообще не должна налогом облагаться. Но дальше нужно идти по нарастающей и довести шкалу до 50—60%», — сказал Берентаев. По высшей ставке налог должны платить самые обеспеченные. «Сверхбогатые должны перераспределять через бюджет свои доходы в пользу низших слоев населения», — призвал эксперт.

Но на самом деле речь о том, чтобы перераспределять доходы богатых в пользу бедных, не идет. Главная задача финансовых властей Казахстана — сократить расходы бюджета, увеличив доходы.

«Думаю, поступления индивидуального подоходного налога в бюджет увеличится до 70%», — предположил Берентаев. «Полагаю, что речь в данном случае может идти о дополнительных поступлениях в бюджет в РК на сумму в несколько сотен миллиардов тенге», — считает Осин.

Но это возможно, по его словам, лишь в случае сохранения текущего уровня собираемости налогов. А этот уровень рискует сильно пошатнуться. «В Казахстане, как и в России, существует проблема с администрированием налогов, то есть с их собираемостью. Если ставки увеличить, то собираемость понизится», — предупредил Чернявский. Он считает, что прогрессивная шкала налогообложения вводится в тех странах, где высока доля среднего класса, то есть там, где он составляет от 50% населения. «Казахстан пока такими показателями похвастаться не может», — уверен эксперт.

Прогрессивная ставка несет в себе и другие серьезные макроэкономические угрозы. Может пострадать инвестиционная привлекательность, предупредили эксперты. «Для крупных налогоплательщиков введение прогрессивной ставки налогообложения означает, по сути, работу в тех же условиях, но за меньшие деньги», — объяснил Осин и указал, что в России прогрессивную ставку налогообложения не вводят во многом по причине ожидаемого в этом случае сокращения инвестиционной активности, вывода активов предприятий в оффшоры и снижения собираемости налогов.

Осин даже процитировал премьер-министра России Путина, который в апреле объяснял, почему Россия не может пойти на подобный шаг: «Во многих странах это (прогрессивное налогообложение — ред.) работает там, где могут администрировать. А у нас, когда ввели 13%, повысилась собираемость, потому что перестали прятать». То есть проблема в администрировании, или, иными словами, в желании бизнеса работать за меньшие деньги.

Сейчас экономика Казахстана демонстрирует неплохие темпы роста, говорят эксперты. Однако введение прогрессивной шкалы налогообложения может замедлить темпы роста ВВП и спровоцировать уход зарплат в тень, резюмировали они

Информация с сайта «Республика.kz» respublika-kz.info