Учёт

Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий)

2991

Пресс-релиз

«Круглый стол» на тему: «Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий)» с участием Министра финансов РК Болата Жамишева (10 июня 2011 года город Алматы, гостиница «Казахстан», конференц зал «Kazakhstan Premium Hall»)


Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данного на XIII съезде НДП «Нур Отан» 11 февраля 2011 года, постановлением Правительства от 4 марта 2011 года № 225 утверждена Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий).

Целью «круглого стола» является презентация Программы, разъяснение ее основных положений, в связи с началом практической реализации Программы.

Так, на сегодняшний день большинство нормативных правовых актов, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Программы, принято, а в республиканском бюджете на 2011-13 годы предусмотрены необходимые для реализации Программы средства.

Основными целями и задачами Программы являются восстановление платежеспособности конкурентоспособных предприятий, сохранение максимально возможного количества рабочих мест.

Механизмы реализации Программы заключаются в анализе финансового состояния предприятий – участников Программы, разработке и исполнении плана оздоровления по каждому отдельному предприятию – участнику Программы.

Программа основана на принципах добровольности и паритетного участия сторон при оздоровлении предприятия.

Принцип добровольности заключается в заявительном участии предприятия в Программе.

Паритетное участие сторон означает, что мероприятия по оздоровлению предприятия должны осуществляться совместными и соизмеримыми по оказываемому объему поддержки усилиями кредиторов, собственников и государства.

В Программе могут участвовать предприятия, являющиеся субъектами среднего и крупного предпринимательства в соответствии с положениями Закона РК «О частном предпринимательстве», имеющие статус системообразующих, за исключением осуществляющих деятельность в добывающих отраслях промышленности, а также производящих алкогольную и табачную продукцию. При этом принятые обязательства перед финансовыми организациями по состоянию на 1 января 2011 года в совокупности должны составлять или превышать сумму 4,5 млрд. тенге, и по ним должны иметься основания считать, что без реструктуризации их исполнение в будущем будет проблематичным.

В случае если в состав холдинга по кластерному принципу входит предприятие, соответствующее вышеуказанным критериям, в Программе участвует группа холдинга. Также в Программе могут принять участие предприятия, соответствующие устанавливаемым критериям, к которым применена реабилитационная процедура на основании решения суда в соответствии с Законом «О банкротстве» до 1 января 2011 года.

Участниками Программы не могут быть юридические лица с участием государства, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и контролируемые ими юридические лица, а также юридические лица с иностранным участием.

Возможность для вхождения в Программу ограничена 2011 годом.

Программа предполагает двухэтапные процедуры отбора предприятий для включения в Программу.

Первый этап отбора заключается в сборе подтверждающих документов на соответствие вышеуказанным критериям. Отбор будет осуществляться отраслевыми государственными органами, посредством предоставления соответствующих заключений.

Предприятия, прошедшие отбор по указанным критериям, будут нанимать консультантов, выбираемых комитетом кредиторов для разработки планов оздоровления предприятия. Со стороны государства будет осуществляться софинансирование оплаты стоимости услуг консультанта в размере 50 процентов, но не больше чем 35 млн. тенге для 1 участника.

План оздоровления должен содержать конкретные меры по восстановлению платежеспособности предприятия со стороны собственника, кредиторов и государства и утверждаться комитетом кредиторов потенциального участника. При этом, собственники предприятия и его кредиторы должны оказать наряду с государством сопоставимую по объему поддержку предприятию.

Меры государственной поддержки заключаются в:

- субсидировании процентной ставки по уже имеющимся займам (кредитам) и/или лизинговым операциям, купона по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже. Срок субсидирования составит до 5 лет, размер субсидии – до 7 процентов годовых. При этом, итоговая ставка вознаграждения с учетом субсидирования для участника не должна быть ниже 7 процентов годовых;

- предоставлении отсрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (до 3-х лет);

- предоставлении налоговых преференций;

- содействии в поиске стратегического инвестора;

- предоставлении гарантированного заказа на срок до 4 лет;

- принятии мер по размещению субъектами квазигосударственного сектора денежных средств на депозитах в банках второго уровня с учетом степени их участия в оздоровлении предприятий.

Второй этап отбора заключается в рассмотрении Советом по оздоровлению, возглавляемым Премьер-Министром РК, разработанного независимым консультантом и утвержденного комитетом кредиторов плана оздоровления потенциального участника на предмет наличия комплекса мер, способствующих достижению предприятием определенного уровня рентабельности, а также обеспечивающих в установленные сроки погашение задолженности по займам и кредитам.

Предприятия подают собранные по итогам первого этапа документы и утвержденный комитетом кредиторов план оздоровления в рабочий орган Совета по оздоровлению - Министерство финансов РК.

Министерство финансов анализирует план оздоровления в части оценки паритетности мер поддержки со стороны собственника, кредиторов и государства, и его эффективности, и по итогам проведенной работы формирует и направляет на рассмотрение Совета по оздоровлению досье потенциального участника для принятия решения о включении/отклонении предприятия в участие в Программе.

В целях эффективной реализации планов оздоровлений участников Программы, Министерство финансов будет привлекать консалтинговые компании для проведения комплексного и систематического мониторинга реализации планов оздоровлений участников Программы.

В случае выявления в ходе мониторинга реализации планов оздоровлений участников Программы неисполнения заинтересованными сторонами плана оздоровления либо недостижении результатов плана оздоровления, Совет по оздоровлению выносит решение об исключении участника из Программы.

При этом бюджетные средства, отвлеченные в рамках исполнения плана оздоровления, в том числе и на софинансирование оплаты услуг консультантов, подлежат возврату в республиканский бюджет участником Программы в рамках процедуры банкротства.

В дальнейшем предприятия, восстановившие свою платежеспособность, смогут принять участие в Программе «Производительность 2020» и в реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию.

ПРЕСС-СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РК