В целях обеспечения дальнейшего развития рынка микрокредитования, защиты прав и интересов потенциальных заемщиков, прозрачности микрокредитных организаций (далее – МКО), повышению их инвестиционной привлекательности и стимулированию конкуренции среди МКО предлагается введение понятия «микрофинансовые организации» и регулирования, контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций (далее – МФО).
Закон «О микрофинансовых организациях», подписан Президентом РК от 26.11.2012 года № 56-V
Так же принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Закон) разработан в целях исполнения пункта 13 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.
В этой связи, требуется замена понятия «микрокредитные организации» на вновь вводимое понятие «микрофинансовые организации» и соответственно, внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс), Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее –КоАП), Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», Закон Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества», Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг».В целях введения государственного регулирования МФО со стороны государственного уполномоченного органа предполагается внесение поправок в Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»в части наделения Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) полномочиями по регулированию, контролю и надзору за МФО, а также в Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в части дополнения перечня сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор.
Для устранения правовых коллизий вносятся поправки в Гражданский Кодекс (Общая часть) в связи с установлением минимального размера уставного капитала МФО.
В связи с тем, что государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности МФО будет осуществляться Национальным Банком, предполагается внесение дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
Кроме этого, в рамках мер осуществления контроля и надзора в отношении МФО будет предусмотрено право уполномоченного органа на применение ограниченных мер воздействия и санкций. В этой связи, требуется внесение поправок в КоАП в части определения для МФО размеров штрафов за административные правонарушения.
Дополнительно для МФО будет установлено обязательное участие в системе формирования кредитных историй в Республике Казахстан (кредитного бюро), что в свою очередь требует внесения корректировок в Закон Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан».
Правовые последствия Закона заключаются в:
- обеспечении гармонизации норм отечественного законодательства в сфере микрокредитования;
- обеспечении прозрачности организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению микрокредитов, в связи с введением государственного регулирования;
- исключении фиктивных организаций;
-совершенствовании норм, способствующих повышению ответственности
сторон при осуществлении микрокредитования.
Социально- экономические последствия заключаются в:
- повышении доступности и качества услуг, предоставляемых микрофинансовыми организациями;
- повышении взаимной ответственности участников правоотношений, связанных с оказанием услуг микрокредитования;
- оздоровлении и упорядочении рынка микрофинансирования;
- формировании прозрачного рынка МФО;
- упорядочении механизма взаимоотношений заемщика и МФО -обеспечении прозрачности МФО в связи с введением государственного регулирования;
- расширении доступа к инструментам микрокредитования за счет повышения доверия к организациям, предоставляющим микрофинансовые услуги, как со стороны широких масс, так и со стороны инвесторов, в связи с осуществлением надзора со стороны уполномоченного органа и обеспечении большей прозрачности;
- исключении фиктивных организаций.
Все вышеуказанные мероприятия по обеспечению прозрачности и вовлечению большого количества населения к услугам микрокредитования помогут созданию необходимой основы для дальнейшего развития сферы микрокредитования в Казахстане.
Национальный Банк РК