Учёт

Принят Закон Республики Казахстан «О микрофинансовых организациях»

4838

В целях обеспечения дальнейшего развития рынка микрокредитования, защиты прав и интересов потенциальных заемщиков, прозрачности микрокредитных организаций (далее – МКО), повышению их инвестиционной привлекательности и стимулированию конкуренции среди МКО предлагается введение понятия «микрофинансовые организации» и регулирования, контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций (далее – МФО).

Закон «О микрофинансовых организациях», подписан Президентом РК от 26.11.2012 года № 56-V

Так же принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Закон) разработан в целях исполнения пункта 13 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.

В этой связи, требуется замена понятия «микрокредитные организации» на вновь вводимое понятие «микрофинансовые организации» и соответственно, внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс), Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее –КоАП), Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», Закон Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества», Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг».

В целях введения государственного регулирования МФО со стороны государственного уполномоченного органа предполагается внесение поправок в Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»в части наделения Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) полномочиями по регулированию, контролю и надзору за МФО, а также в Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в части дополнения перечня сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор.

Для устранения правовых коллизий вносятся поправки в Гражданский Кодекс (Общая часть) в связи с установлением минимального размера уставного капитала МФО.

В связи с тем, что государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности МФО будет осуществляться Национальным Банком, предполагается внесение дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Кроме этого, в рамках мер осуществления контроля и надзора в отношении МФО будет предусмотрено право уполномоченного органа на применение ограниченных мер воздействия и санкций. В этой связи, требуется внесение поправок в КоАП в части определения для МФО размеров штрафов за административные правонарушения.

Дополнительно для МФО будет установлено обязательное участие в системе формирования кредитных историй в Республике Казахстан (кредитного бюро), что в свою очередь требует внесения корректировок в Закон Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан».

Правовые последствия Закона заключаются в:

- обеспечении гармонизации норм отечественного законодательства в сфере микрокредитования;

- обеспечении прозрачности организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению микрокредитов, в связи с введением государственного регулирования;

- исключении фиктивных организаций;

-совершенствовании норм, способствующих повышению ответственности

сторон при осуществлении микрокредитования.

Социально- экономические последствия заключаются в:

- повышении доступности и качества услуг, предоставляемых микрофинансовыми организациями;

- повышении взаимной ответственности участников правоотношений, связанных с оказанием услуг микрокредитования;

- оздоровлении и упорядочении рынка микрофинансирования;

- формировании прозрачного рынка МФО;

- упорядочении механизма взаимоотношений заемщика и МФО -обеспечении прозрачности МФО в связи с введением государственного регулирования;

- расширении доступа к инструментам микрокредитования за счет повышения доверия к организациям, предоставляющим микрофинансовые услуги, как со стороны широких масс, так и со стороны инвесторов, в связи с осуществлением надзора со стороны уполномоченного органа и обеспечении большей прозрачности;

- исключении фиктивных организаций.

Все вышеуказанные мероприятия по обеспечению прозрачности и вовлечению большого количества населения к услугам микрокредитования помогут созданию необходимой основы для дальнейшего развития сферы микрокредитования в Казахстане.


Национальный Банк РК