Учёт

Принудительное взыскание налоговой задолженности в 2018 году

1988

3 мая т.г. в Комитете государственных доходов МФ РК состоялся брифинг с участием руководителя Управления по работе с задолженностью Кульшиковой А.А.. на тему «Законодательные изменения в 2018 году: принудительное взыскание налоговой задолженности».

В своем докладе Кульшикова А.А. привела краткие итоги деятельности по взысканию налоговой задолженности за 2017 год и первый квартал текущего года.

Так, за счет мер принудительного взыскания недоимки в 2017 году в бюджет поступило 360,1 млрд.тенге, а в первом квартале текущего года – 94,0 млрд.тенге.

Наибольший удельный вес в общем объеме недоимки на 1 апреля 2018 года занимают корпоративный подоходный налог – 41% и налог на добавленную стоимость – 35,6%.

В разрезе категорий должников на 1 апреля 2018 года наибольшие суммы недоимки приходятся на юридических лиц - 88 % от общей суммы недоимки,  а в количественном выражении наибольшая часть неплательщиков (94% от общего количества должников) – физические лица.

Что касается нововведений в части взыскания налоговой задолженности, докладчик сообщила, что в новом Налоговом кодексе, вступившем в силу с 01.01.2018 года, порядок применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности существенных изменений не претерпел.

Так, в случае непогашения налоговой задолженности, орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе налогоплательщика, а также ограничивает налогоплательщика в распоряжении имуществом. Указанные способы обеспечения неисполненного налогового обязательства позволяют налогоплательщику самостоятельно погасить имеющуюся налоговую задолженность.

Далее, в случае непогашения налоговой задолженности, орган государственных доходов в принудительном порядке последовательно взыскивает налоговую задолженность с банковских счетов налогоплательщика, со счетов его дебиторов, а также за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества.

Вышеперечисленные способы и меры взыскания применяются к юридическим лицам,  индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой.

Вместе с тем, принципиальные изменения в новом Налоговом кодексе коснулись взыскания задолженности физических лиц.

Так, с 1 января 2018 года, по предложению Верховного суда Республики Казахстан, учитывая бесспорность требований налоговых органов, исключено обращение налогового органа с заявлением в суд о вынесении судебного приказа или с иском о взыскании сумм налоговой задолженности за счет имущества данного налогоплательщика. При этом налогоплательщику направляется соответствующее уведомление, а в случае непогашения налоговой задолженности, выносится налоговый приказ, который  передается для принудительного исполнения судебному исполнителю.

С 1 января 2019 года применение способов и мер принудительного взыскания, как и все налоговое администрирование, будет осуществляться с применением системы управления рисками, в соответствии с которой в случае отнесения налогоплательщика к низкой степени риска способы и меры взыскания к нему применяться не будут, а в случае если налогоплательщик в соответствии с системой управления рисками будет отнесен к высокой степени риска, то способы и меры взыскания будут применяться безотлагательно.

Кроме того, в ходе брифинга было сообщено о новшествах, коснувшихся порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов (предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов), которое производится под залог имущества налогоплательщика или третьего лица либо под гарантию банка.

Новым Налоговым кодексом увеличен период, на который могут быть  изменены сроки уплаты налогов, до трех лет (ранее максимальный срок составлял двенадцать месяцев). В частности, на срок до трех лет можно получить рассрочку с поэтапной уплатой налогов равными долями, а отсрочку с единовременной уплатой налогов - на срок до шести месяцев.

Кроме того, в соответствии с новым Налоговым кодексом налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по  уплате плат за пользование земельными участками, пользование водными ресурсами поверхностных источников, эмиссии в окружающую среду.

При этом обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат можно при наличии одного из семи предусмотренных оснований (к примеру, если налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, или в случае, если налогоплательщику доначислены налоги по акту проверки, и он согласен с их результатами, либо судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности).

Наряду с этим, упрощена процедура предоставления отсрочки или рассрочки путем введения принципа «одного окна»: если ранее налогоплательщику необходимо было подавать заявление в областные департаменты государственных доходов, то с начала текущего года отсрочка или рассрочка будет предоставляться органом государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.

Пресс-служба
Комитета государственных доходов
Министерства финансов РК