Применение налоговыми органами системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату

3429
Как известно риски существуют постоянно, в современном мире мы все чаще и чаще сталкиваемся с рисками разного характера в т.ч. экономического, политического и т.д. В связи с чем, на сегодняшний день у многих стран внедрение, применение и совершенствование системы управления рисками является одной из наиболее актуальных вопросов. Система управления рисками является неотъемлемой составляющей деятельности всех организаций и направлен на идентификацию, оценку и мониторинг всех существующих рисков, а также принятие мер по снижению уровня рисков, которые могут негативно влиять на деятельность той или иной организации. Система управления рисками применяется во многих организаций, в том числе государственных органах, национальных, частных компаний и т.д.
В рамках реализации программы совершенствования налогового администрирования налоговая система вышла на качественно новый этап развития, приближающийся к международной практике. В частности, в настоящее время действуют системы управления рисками в планировании и организации налоговых проверок, разработаны и утверждены критерии оценки степени рисков. Кроме того, данные нормы приведены в соответствие с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в РК».
Система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля.
При этом риск это вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Основными целями применения органами налоговой службы системы управления рисками являются сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, и увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.
Согласно подпункту1-1) пункта 4 статьи 625 Кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008г. за № 99-IV «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) система управления рисками используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату.
Кроме того критерии степени риска и порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, определяются Правительством Республики Казахстан.
Так постановлением Правительства Республики Казахстан 27 марта 2013 года № 279 утверждены правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату (далее - Правила).
Согласно Правилам при проведении тематической проверки по требованию налогоплательщика на возврат НДС одновременно оцениваются показатели деятельности налогоплательщика с использованием критериев степени риска, утвержденных указанным выше постановлением.
Баллы по критериям суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.
В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска, если же суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 1, 2, 3 к настоящим Правилам, налоговый орган относит такого налогоплательщика к степени риска.
При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:
1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг:
2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее - превышение НДС).
В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет «Пирамида по поставщикам» (далее - аналитический отчет) после чего принимается решение о направлении запроса на проведение встречной проверки или направлении запроса на устранение нарушений, при этом решение принимается только по тем налогоплательщикам, по которым выявлены расхождения и (или) нарушения налогового законодательства.
Вместе с тем при формировании аналитического отчета налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам, если установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком: состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком - сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем, осуществляющим поставку услуг связи, осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции.
Возврат суммы превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены расхождения и (или) нарушения налогового законодательства, а также с учетом положений статьи 635 Налогового кодекса и статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Возврат оставшейся суммы превышения НДС, за исключением случаев, указанных в пунктах 10, 12 статьи 635 Налогового кодекса и пункте 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства путем включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате за последующие налоговые периоды и (или) представления налогового заявления о возврате за соответствующий налоговый период, по которому устранены нарушения. При этом должностным лицом налогового органа, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в обязательном порядке анализируются результаты аналитического отчета по таким поставщикам.
Введение в налоговом законодательстве СУР позволило усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и увеличить отдачу от них, повысить их эффективность. Кроме того определение по СУР налогоплательщиков является объективным доказательством исполнение их конституционного долга.
Действенность методов СУР - это обеспечение позитивности налогообложения, которое является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.


Руководитель
отдела администрирования НДС
управления администрирования НДС
департамента госдоходов по Костанайской области

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено