Учёт

Применение налоговыми органами процедуры банкротства в отношении налогоплательщиков

1783

Как известно, налоговые органы являются одними из основных инициаторов обращения в суды с целью применения процедуры банкротства.

При инициировании процедуры банкротства в отношении налогоплательщиков, не исполняющих длительное время налоговые обязательства, налоговые органы руководствуются Налоговым кодексом РК, Гражданским Кодексом РК, Законом РК «О банкротстве» и другими законодательными актами о банкротстве.

В частности, в Законе РК «О банкротстве» установлены основные требования, предъявляемые к должнику при рассмотрении вопроса о возможности признания такового банкротом.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РК «О банкротстве», дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, а также иных кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В 2013 году указанная сумма составляет 259650 тенге.

Также, в статье 4 Закона РК «О банкротстве» определен срок признания должника неплатежеспособным – 3 месяца неисполнения обязательства, с момента наступления срока его исполнения. По истечении указанного срока, должник признается неплатежеспособным, что дает право кредиторам обратиться в суд о признании его банкротом.

За первое полугодие 2013 года с учетом требований законодательства о банкротстве налоговыми управлениями Северо-Казахстанской области признаны банкротами 62 налогоплательщика на сумму недоимки 2940148,0 тыс. тенге.

Актуальным вопросом на сегодняшний день при инициировании налоговыми органами процедуры банкротства является недопущение (предупреждение) фактов преднамеренного и ложного банкротства.

Приведение предприятия к преднамеренному или ложному банкротству осуществляется чаще всего в случаях:

- сокрытие имущества, сведений о нем или имущественных обязательств;
- утаивание должником реальной к взысканию дебиторской задолженности, позволяющей произвести расчеты с кредиторами;

- незаконная (ущербная) возмездная или безвозмездная передача ликвидного (наиболее ценного) имущества во владение или собственность третьих лиц, а также в уставные капиталы других юридических лиц (в том числе создание дочерних организаций);
- фальсификация (замена, искажение записей и т.п.) или уничтожение бухгалтерских и иных учетных документов;

- заключение невыгодных для предприятия хозяйственных договоров (по заниженным или завышенным ценам, с установлением заведомо невыгодных сроков и способов оплаты и др.);
- аккумулирование всех пассивов для увеличения неплатежеспособности предприятия;
- несвоевременное взыскание или прощение дебиторской задолженности и другое.

Следует отметить, что в текущем году, в целях координации и повышения эффективности деятельности по выявлению признаков преднамеренного, ложного банкротства и неправомерных действий при банкротстве и реабилитации совместно утвержден приказ Министерства финансов Республики Казахстан (от 26.03.2013г. №144) и Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (от 08.04.2013г. №98) «О взаимодействии государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преднамеренного, ложного банкротства и неправомерных действий при банкротстве и реабилитации».

Согласно Приказу, в уполномоченном органе (Департаменте по работе с несостоятельными должниками по СКО) создана рабочая группа, утвержден план совместных мероприятий рабочей группы на текущий год.

Представителями Налогового департамента по СКО совместно с представителями уполномоченного органа и ДБЭКП по СКО (финансовая полиция), согласно утвержденному регламенту проводятся заседания по вопросам предупреждения, выявления и пресечения преднамеренного, ложного банкротства.

НД по СКО