Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в ходе пресс-конференции на площадке пресс-центра правительства рассказал о работе по улучшению и расширению бизнес среды.
Для этого государством на системной основе проводится работа по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы.
В результате уже сегодня мы получили хорошую международную оценку проводимой работы, заняв 35-е место в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business», улучшив свои показатели на 16 пунктов по сравнению с прошлым годом.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума данная работа также неплохо оценена. По индикатору «Обременительность административного регулирования» Казахстан улучшил свои показатели на 8 позиций, заняв 38 место (в 2015-2016 годах – 46 место).
В продолжение данной работы разработан очередной пакет поправок в законодательные акты, направленный на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса.
Сейчас во исполнение поручения Главы государства данная работа ведется на территориях путем ведения Рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса.
Сегодня уже выработана соответствующая методика с учетом опыта мировых аналогов, направленных на изучение бизнес среды на страновом и межстрановых уровнях.
Оценка условий ведения бизнеса в регионах и городах будет проводиться по 5 факторам, а именно регуляторный климат, доступность финансов для бизнеса, человеческий капитал, инфраструктура для бизнеса, транспарентность принимаемых решений.
Всего при подготовке рейтинга будет опрошено не менее 8 120 респондентов, а оценка будет проводиться на двух уровнях: региональном – сравнение 14 областей и городов Астана и Алматы, и городском – 55 городов.
Таким образом, в ходе подготовки рейтинга будут определены проблемные аспекты в развитии предпринимательства, а также отражены рекомендации, которые, по мнению бизнеса, позволят улучшить состояние деловой среды в регионах и городах.
Проводится масштабная работа по сокращению излишнего государственного регулирования, которая предусматривает ряд направлений.
Первое. Ведется реформирование контрольно-надзорной деятельности.
Анализ проверочной деятельности показал, что, несмотря на проводимые реформы, сегодня все еще существует контрольная нагрузка на бизнес.
В этой связи проведена масштабная ревизия и анализ контрольно-надзорной деятельности, по результатам чего предлагается:
- внедрить профилактический контроль.
Практика показывает, что действующая система государственного контроля и надзора организована таким образом, чтобы только констатировать факты нарушений и применять меры ответственности.
Тогда как принципами взаимодействия субъектов предпринимательства и государства являются эффективность государственного регулирования предпринимательства и приоритет предупреждения правонарушения.
Поэтому кардинальным отличием от действующей системы проверок будет являться предупреждение и профилактика правонарушений без возбуждения административного производства.
2. Исключить 24 сферы контроля из 114 и 3 сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности.
3. Сократить 17 654 требования по проверке субъектов предпринимательства из 30 497, или порядка 50 % всех требований по проверкам. При этом только в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения сокращены порядка 85 % требований, в сфере пожарной безопасности 72% требований.
4. Исключить дублирующие и не связанные с рисками угрозы безопасности государству и потребителю 165 из 540 контрольных и надзорных функций госорганов с пересмотром и оптимизацией их штатной численности. Предложено оптимизировать 1 137 единиц проверяющих - государственных служащих.
5. Исключить статьи и компетенции уполномоченных органов на возбуждение административных дел по 30 статьям Кодекса об административных правонарушениях;
Также предлагается оптимизировать основания для внеплановых проверок, сократить сроки проведения проверок.
В целом, принимаемые меры по реформированию государственного контроля и надзора позволят сократить количество проверок к 2018 году на 30 %, что составит не более 70 тыс. (в 2016 году зарегистрировано 101 тыс. проверок), а к 2020 году – еще на 10 %.
Второе. Самыми значимыми нагрузками на бизнес является большое количество информационных инструментов, которые вводятся бесконтрольно и бессистемно.
Сегодня уже выявлено более 1600 информационных требований к бизнесу, многие из которых дублируются между собой, с функциями в рамках контрольной деятельности либо с формами государственной статистической отчетности.
Поэтому с применением инструмента «Гильотины» уже к 2018 году планируется снизить количество таких информационных инструментов на 30 % и закрепить законодательно их исчерпывающий перечень.
Третье. Углубленно проводится работа по дальнейшей оптимизации и облегчению разрешительной системы.
Как вы знаете, в прошлом году проведена реформа по 50 процентному сокращению разрешительных документов, в результате чего количество разрешительных документов с 708 доведено до 316.
Работа в данном направлении продолжается. Проведена ревизия разрешительной системы и выявлено 91 разрешение, выдаваемое предприятиями – монополистами и субъектами квазигосударственного сектора, которые не урегулированы законодательством в полной мере.
В этой связи, по итогам проводимого анализа и оценки их целесообразности, будет сформирован и законодательно регламентирован их перечень.
Четвертое. Ведется работа по дальнейшему развитию института саморегулирования, внедренного в прошлом году.
На сегодняшний день данный институт на добровольной основе функционирует в букмекерской деятельности, экологическом аудите, налоговой консультации, пожарной безопасности.
Ведется работа по введению обязательного саморегулирования в 6 потенциальных сферах, в частности в оценочной, нотариальной, адвокатской, аудиторской деятельностях, а также в деятельностях экологического аудита и вневедомственной комплексной экспертизы проектов строительства.
При этом по оценочной деятельности и деятельности экологического аудита соответствующие поправки уже проработаны и включены в соответствующие законопроекты на этот год.
В настоящее время активно ведется работа по разработке стимулирующих мер для объединения бизнеса в добровольные саморегулируемые организации.
Пятое. Помимо этого, ведется работа по сокращению фронтальных издержек.
Значительная доля издержек бизнеса связана с оплатой услуг предприятий государственного сектора, естественно-монопольных услуг, а также с затратами на получение дополнительных услуг предприятий, оказывающих услуги при подключении к инфраструктуре (сетям) субъектов естественных монополий, выдаче технических паспортов.
В связи с этим, по результатам проведенного анализа цен и тарифов на эти услуги, а также с учетом предложений бизнеса выработаны меры, направленные на:
- сокращение ряда платных государственных услуг, услуг предприятий-монополистов и квазигосударственных предприятий;
- пересмотр размеров платежей и тарифов;
- поэтапное устранение дифференциации тарифов (цен) по группам потребителей на регулируемые коммунальные услуги.
Шестое. Завершена ревизия 30-ти законов, по итогам которой выявлены нормы, препятствующие развитию конкуренции. В настоящее время ведется анализ еще 70 законов и 1000 подзаконных актов.
Данные меры будут реализованы в рамках единого законопроекта по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности. В результате будет обеспечено масштабное сокращение непроизводственных затрат бизнеса, экономия ресурсов, рост производительности труда, улучшение бизнес климата и развитие массового предпринимательства.
Министерство национальной экономики РК