Преимущества процедуры реабилитации или банкротство еще не приговор

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Преимущества процедуры реабилитации или банкротство еще не приговор

Одной из серьёзных проблем в эпоху рыночных отношений стала устойчивая неспособность отдельных хозяйствующих субъектов рассчитаться по налогам и другим платежам в бюджет. По сути, они являются банкротами, а реально – находятся на учёте в налоговых органах как действующие, оказывая отрицательное влияние на точность прогнозирования доходной части бюджета и определения его расходной части.

Одной из серьёзных проблем в эпоху рыночных отношений стала устойчивая неспособность отдельных хозяйствующих субъектов рассчитаться по налогам и другим платежам в бюджет. По сути, они являются банкротами, а реально – находятся на учёте в налоговых органах как действующие, оказывая отрицательное влияние на точность прогнозирования доходной части бюджета и определения его расходной части. Ликвидация всех неэффективных и бесперспективных производств – одна из наиболее важных задач оздоровления экономики страны. Законодательством регулируются условия и порядок проведения специальных процедур, направленных на реабилитацию несостоятельного должника, признание юридического лица банкротом и его ликвидацию.
Банкротство устанавливается решением суда, и влечет определенные последствия в виде ликвидационных и реабилитационных процедур. Таким образом, банкротство субъекта, не способного обеспечить свои обязательства, направлено на удовлетворение требований кредиторов. Налоговым комитетам предоставлено право инициирования процедур банкротства в судебном порядке, если сумма задолженности по налогам и обязательным платежам перед бюджетом составляет не менее 150 месячных расчетных показателей и не погашена свыше трех месяцев со дня ее возникновения.
Ежеквартально, по результатам контрольных мер налоговыми органами такие организации, предприятия и индивидуальные предприниматели включаются в Реестр неплатежеспособных организаций, имеющих задолженность свыше 150 МРП, не погашенную более 3-х месяцев.
Сама процедура банкротства, проводится в строгом соответствии с Законом РК «О банкротстве», несколькими способами: решением собственника или кредитора о внесудебной, т.е. добровольной ликвидации, а также в принудительном порядке. При принудительной процедуре, которая проводится по инициативе налоговых органов и других кредиторов, банкротство признается судебными органами. Производство по делу о банкротстве считается возбужденным с момента вынесения определения о принятии к производству соответствующего заявления.
Суд в течение пяти дней после поступления заявления выносит определение о возбуждении дела, отказе в производстве или же, в случае ходатайства - назначении реабилитационной процедуры. При этом основанием применения в отношении должника реабилитационных мер является наличие реальной возможности восстановления его платежеспособности, которая подтверждается аудиторскими отчетами, соответствующими договорами, расчетами и другой документацией. К ходатайству также прилагается план реабилитационных процедур.
При этом решение об инициировании банкротства принимается только в случае, если установленные меры принудительного взимания - выставление инкассовых распоряжений, ограничение в распоряжении имуществом, взыскание налоговой задолженности со счетов дебиторов - не принесли ожидаемых результатов.
Налоговые органы области анализируют результаты деятельности хозяйствующих субъектов, выявляют хронически неплатежеспособные предприятия, готовят материалы для возбуждения судебного производства на предмет признания их банкротами. Анализ показывает, что среди предприятий области заметна доля убыточных и нестабильных. В этом направлении налоговые органы в соответствии с совместными приказами и инструкциями объединяют усилия с Комитетом по работе с несостоятельными должниками в рамках инициирования процедур банкротства.
Немаловажным направлением работы является банкротство отсутствующих должников. В частности, районные и городские комитеты периодически представляют отчетность о неплатежеспособных организациях, имеющих просроченную задолженность более 6 месяцев и свыше 150 МРП.
За 2010 год по инициативе налоговых органов области в рамках бюджетной программы признаны банкротом 130 субъектов с суммой налоговой задолженности 551,7 млн. тенге, в том числе отсутствующих должников – 30 субъектов с суммой налоговой задолженности 263,4 млн. тенге. Исключение из Реестра налогоплательщиков фактических банкротов облегчает налоговый учет, позволяет более эффективно планировать налоговые поступления, существенно сокращает затраты на администрирование таких экономически несостоятельных субъектов.
Наряду с этим, государство заботится о сохранении тех из них, где достаточно высока вероятность выхода из создавшегося кризиса и дальнейшего улучшения финансово-экономического состояния. Поэтому оказаться на грани банкротства – это ещё не приговор. Потенциальному банкроту может помочь процедура реабилитации, имеющая ряд объективных и взаимовыгодных преимуществ.
Основанием для применения к предприятию реабилитационной процедуры с целью предотвращения его ликвидации служит наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника, что подтверждается аудиторским отчётом и другими соответствующими документами: договорами, расчётами, экономическим обоснованием и т.д. На период проведения процедуры реабилитации назначается реабилитационный управляющий, к которому переходят все полномочия по управлению имуществом и делами должника.
При наличии ходатайства руководителя о применении в отношении него реабилитационной процедуры, направленного в уполномоченный орган, управляющим может быть назначен сам руководитель предприятия. Реабилитационный управляющий вправе совершать любые, не противоречащие законодательству действия, направленные на достижение цели реабилитации должника (увольнять работников, осуществлять внутреннюю реорганизацию, вплоть до ликвидации внутренних подразделений и т.д.).
С момента введения реабилитационной процедуры прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности предприятия в бюджет. Реабилитационные меры могут включать в себя любые организационно-хозяйственные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на предотвращение ликвидации несостоятельного должника, а также комплекс таких мероприятий, как санация, переуступка прав требований должника, обмен долгов на акции, заключение мирового соглашения. Продолжительность проведения реабилитационной процедуры не должна превышать трёх лет. Суд вправе по ходатайству реабилитационного управляющего и с согласия комитета кредиторов при наличии заключения уполномоченного органа продлить срок её проведения, но не более чем на 6 месяцев.
Введение реабилитационной процедуры позволяет восстановить былую платежеспособность и продолжить хозяйственную деятельность до настоящего времени. Так, к ТОО, назовем его условно «А», определением специализированного межрайонного экономического суда была применена процедура реабилитации сроком на 3 года. По ходатайству реабилитационного управляющего с согласия комитета кредиторов, судом продлена процедура реабилитации на полгода. Определением СМЭС процедура реабилитации была завершена, цель реабилитационной процедуры достигнута, сумма задолженности по платежам в бюджет полностью погашена и предприятие возобновило хозяйственную деятельность.
Налогоплательщикам, имеющим задолженность, необходимо принимать предусмотренные законом экономические действия, а в случае попадания в Реестр неплатежеспособных организаций - воспользоваться всеми возможностями, в том числе реабилитационной процедурой. Но налогоплательщики вполне могут избежать ненужных затрат на принудительные процедуры, и сохранить рентабельность предприятия. Для этого достаточно четко соблюдать налоговое законодательство, своевременно и в полном объеме оплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет.


Евгений Мохов

Рассказать друзьям:

Возврат к списку