В начале своего выступления Даулет Ергожин озвучил роль Комитета в Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институтциональных реформ. Комитету предстоит реализовать следующие задачи:
- оптимизация действующих налоговых режимов;
- совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. Рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо НДС;
- создание сети Центров для приема и обработки налоговых деклараций;
- внедрение всеобщего декларирования;
- интеграция таможенной и налоговой систем. Введение принципа «Единого окна» при прохождении таможенных процедур;
- введение режима таможенной очистки «Постфактум».
Эти задачи отражают строго выверенный баланс интересов бизнес-сообщества, упрощения условий для предпринимательства, улучшения качества администрирования и защиты интересов бизнеса и государства от посягательств теневых элементов. В одном из слагаемых такого баланса на сегодня уже достигнуты определенные результаты.
При поддержке Ассоциации налогоплательщиков Казахстана проведено независимое социологическое исследование по мониторингу качества услуг, оказываемых органами государственных доходов. Проведен опрос представителей бизнеса, физических лиц и участников ВЭД.
Согласно результатам опросов, удовлетворенность оказанием государственных услуг в 2014 году составляет 83,5% по налоговым услугам, 70,9% по таможенным услугам и 59% по работе службы экономических расследований.
Кроме того, со второго полугодия органами государственных доходов введен ряд новшеств для оказания поддержки бизнес-климату.
Так, 7 июля текущего года сокращено количество кодов бюджетной классификации (КБК) с 215 до 96. Сокращение количества КБК в целом позитивно отразится на оказании государственных услуг для населения и бизнеса, существенно оптимизировать работу всех государственных органов, снизить нагрузку на информационные системы.
Также с 1 июля текущего года налогоплательщики, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции, обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ) с онлайн-передачей данных в базу данных КГД. Оператором передачи данных определено АО «Казахтелеком».
Подписан приказ Министра Финансов РК о передаче на аутсорсинг аудиторским компаниям ликвидационных проверок по отдельным категориям налогоплательщиков, не являющихся плательщиками НДС. При проведении добровольной ликвидации данным приказом предусмотрено право выбора налогоплательщика на проведение проверки либо аудиторской организацией, либо органами государственных доходов.
С января 2015 года вступили в действие изменения и дополнения в Налоговом кодексе, а также Законе о государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан. Теперь плановые проверки отменены, введен новый вид проверки – выборочные, назначаемые на основании Системы управления рисками (далее-СУР).
Также на основании принципов СУР введено категорирование участников внешнеэкономической деятельности. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» реализован проект «Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков», в рамках которого импортеры проходят таможенный контроль на пост-таможенном этапе. Круг импортеров, использующих «зелёный коридор», расширяется.
Для снижения административного барьера сокрещён перечень требуемых таможенными органами документов при совершении экспортно-импортных операций: до 3-х документов при экспорте и до 5-ти документов при импорте.
Даулет Ергожин отметил, что все реформы, проводимые Комитетом государственных доходов по улучшению бизнес-климата, основаны на лучшем международном опыте и согласовываются с бизнес-сообществом.
Вместе с тем, в целях профилактики и предотвращения нарушений с 8 июня текущего года в городе Алматы и Алматинской области проводятся контрольные мероприятия по администрированию уплаты налогов и таможенных платежей, касающихся импорта из Китая товаров с «одномоментным» контролем от границы до реализации товара.
Выявлены признаки сокрытия доходов отдельными компаниями на сумму более 17 млрд. тенге при декларировании доходов.
Только за первый месяц работы путем корректировки таможенной стоимости (самостоятельно) дополнительно начислено 285 млн. тенге таможенных платежей и налогов, при импорте товаров с превышением норм провоза физическими лицами уплачены налоги на сумму 45 млн. тенге. Кроме того, контрольно-профилактические мероприятия проводимые органами государственных доходов в городе Алматы и Алматинской области, также проводятся в зоне деятельности Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».
С начала мероприятий в зоне деятельности «Хоргос» наблюдается снижение количества перемещаемых лиц (июнь 2015 года - более 74 000 физических лиц, за истекший период июля более 14 000 физ лиц., тогда как в апреле т.г. проследовало более 110 000 лиц, в марте также более 110 000 лиц), при этом наблюдается увеличение уплаты таможенных платежей: июнь – более 17 млн. тенге, тогда как в марте 11 млн. тенге.
Аналогичные мероприятия планируется провести по всей стране.
В выступлении отмечается, что Службой экономических расследований Комитета налажен обмен информацией и взаимодействие с уполномоченными органами, в том числе, с Комитетом финансового мониторинга по подозрительным финансовым операциям. Установлены и получен доступ к ведомственным базам данных. Статистика за первое полугодие показывает, что возмещено 74% ущерба или 15,3 млрд. тенге.
Возбуждено 843 дела по фирмам-лжепредприятиям на сумму более 1 млрд. тенге и 517 дел в отношении лиц, уклонившихся от уплаты налогов на сумму более 6 млрд. тенге.
В основной массе поводами для возбуждения этих дел послужили результаты проверок и аналитическая работа налоговой и таможенной службы и лишь 10%- это заявления граждан и сообщения других органов.
Из незаконного оборота изъято 2 047 поддельных денежных купюр на общую сумму 7,5 млн. тенге, пресечена деятельность 5 преступных групп, занимающихся изготовлением и сбытом поддельных денег, виновные лица задержаны, у них изъято оборудование для изготовления поддельных купюр.
Выявлена деятельность 21 подпольного казино, 63 онлайн-казино, 40 залов игровых автоматов. Изъято 540 игровых автоматов, 566 терминалов, 18 покерных столов, 12 рулеток и более 9 тыс. фишек. Наибольшее число фактов организации незаконного игорного бизнеса пресечено в г.Алматы (73), Южно-Казахстанской (29) и Жамбылской и Кызылординской (24) областях. О размахе незаконного игорного бизнеса говорит тот факт, что даже в центре столицы в мкр. Чубары пресечена деятельность подпольного казино.
По фактам незаконного оборота алкогольной продукции возбуждено 152 уголовных дела, изъято 6 млн. поддельных учетно-контрольных марок, 5 млн. бутылок неучтенной алкогольной продукции и 69 тыс. литров спирта.
СЭР выявлено 187 преступлений в квазигосударственном секторе, возмещен ущерб в сумме 8,5 млрд. тенге.
Пресечены каналы наркотрафика и ввоза запрещенных предметов, у задержанных изъяты различные виды наркотиков, в том числе 5,8 кг героина, а в Южно-казахстанской области задержано 20 тн. запрещенного к обороту в Казахстане «насвая».
В целом, Комитетом гос.доходов выставлен заслон на границе незаконному ввозу товаров и оборудования, которые нельзя использовать в нашей стране.
К примеру, в г. Алматы задержаны и изьяты 11 тн. китайских рыболовных сетей, аппарат для биометрического контроля, который должен использоваться только специальными гос. органами, на китайской границе задержаны 5 млн. поддельных УКМ на алкогольную продукцию.
По мере усиления борьбы с контрабандой, контрабанда видоизменяется, преступниками придумываются различные сложные схемы.
Для примера, контрабандисты придумали схему, когда предприятие с целью избежать таможенных пошлин по документам направляет в Китай сырье «хлопковое волокно» для переработки и дальнейшего изготовления и ввоза готовой продукции, хотя фактически вывозили «отходы из хлопка», из которых нельзя изготовить товары, а завозились товары, купленные на рынках, сумма ущерба более полумиллиарда тенге.
Другой случай, товары завозились из Европы в Казахстан, где в Литве заменялись документы на заниженную стоимость товаров и вывозились в Россию, преступная схема была создана гражданами России и Казахстана, организатор задержан и арестован, сумма ущерба превышает 370 млн. тенге.
В завершение Даулет Ергожин отметил, что Комитет не стремимся осуществлять тотальный контроль. Принимаемые меры направлены на то, чтобы помогать добросовестному бизнесу - ведь недобросовестные субъекты, незаконно оптимизируя налоги, нарушают принципы добросовестной конкуренции.
Таким образом, деятельность Комитета направлена на практическую реализацию конкретных задач, поставленных Главой государства в своих программных документах.
Пресс-служба КГД МФ РК