Учёт

Предпринимателями СКО озвучена проблема транспортировки груза на российско-казахстанской границе

2193
С 15 по 18 сентября Глава президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев проводит онлайн-встречи с членами региональных советов палат предпринимателей областей, а также городов Шымкент, Нурсултан и Алматы. Первыми о текущих проблемах бизнеса председателя президиума проинформировали предприниматели Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областей, сообщает Учет.kz со ссылкой на НПП "Атамекен".

Председатель регсовета Северо-Казахстанской области Олег Иванов поднял проблемный вопрос транспортировки груза на российско-казахстанской границе, которая на протяжении последних двух лет не дает покоя североказахстанским предпринимателям. А все из-за того, что большинство российских постов на границе не оборудованы сканерами для проверки грузовых автомобилей. А там, где они есть, происходит их периодическое отключение.  Так, проблема наблюдается на пункте между Северо-Казахстанской и Курганской областями.

«Таким образом, по каждому транспортному средству необходимо либо создавать технические проходы, а это до 20% от объема перевозимого товара, либо в пункте досмотра производить выгрузку/погрузку товара. Для этого созданы спецбригады, стоимость их услуг начинается от 50 тысяч тенге за каждый автомобиль, ситуацию усугубляют карантинные мероприятия, не везде их пускают и не везде эти бригады есть.  Перевозчикам приходится перемещаться к другим постам с действующим сканером (в среднем дополнительно дистанция поездки увеличивается на 700 км). Эти расходы напрямую ложатся на себестоимость продукции, есть и коррупционная составляющая. По оперативным данным, через один погранпост РК в сутки проходит порядка 380 казахстанских большегрузных транспортных средств: из РК в РФ около 200 машин, обратно - 180 машин. Таким образом, из-за проблемы сканеров наш бизнес несет дополнительные затраты в среднем - 19 млн  тенге в сутки, за 5 месяцев цифра достигает около 3 млрд  тенге», - отметил Олег Иванов.

В качестве примера он даже назвал расходы, которые при таких условиях вынуждено нести ТОО «Радуга». По информации главы регсовета, стоимость груза в одной машине этого предприятия в среднем составляет 4 млн  тенге. При этом  в среднем на экспорт идет 10 машин в месяц. Потери при изготовлении технического прохода составляют 20%, т.е. это примерно 912 000 тенге с одной машины, соответственно в месяц это получается 9,1 млн  тенге! Стоит отметить, что подобных сложностей при прохождении досмотра с казахстанской стороны не имеется.

Решение этой проблемы предприниматели СКО, конечно же, видят в исключении требования пограничной службы РФ технологических проходов при пересечении государственной границы. А также в определении четких критериев и оснований выбора транспортных средств для проведения досмотра, в т.ч. разработке системы анализа рисков, позволяющей обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанной на объективной оценке (например, учитывающую закономерность и историю перемещения, маршрут и страну - отправителя, анализ состава грузов и т.д.). 

Также, по словам предпринимателей, необходимо проработать вопрос с российской стороной, по обеспечению ими бесперебойной работы сканера.

Кроме того, председателем регсовета Северо-Казахстанской области Олегом Ивановым было отмечено, что вследствие карантина в СКО сократилось количество действующих субъектов предпринимательства.