Учёт

Правительству необходимо учесть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год.

1208

ПРАВИТЕЛЬСТВУ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ ДЕПУТАТАМИ В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2010 ГОД

Астана, 20 июня, Дом Мажилиса. Правительству необходимо учесть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год.

Об этом заявил сегодня в Парламенте на совместном заседании палат член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Тулебек Космамбетов, выступая с содокладом от Мажилиса к отчетам Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год (тезисы):

Мажилисом рассмотрен отчет Правительства, а также дополнительные материалы представленные Министерством финансов Республики Казахстан, с учетом заключений Комитетов и отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Главными критериями, по которым оценивается деятельность Правительства в любой стране, являются, прежде всего, экономический рост и повышение уровня жизни населения. По предварительным оценкам Правительство Республики Казахстан обеспечило выполнение основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, а также поручений, вытекающих из Посланий Президента Республики Казахстан.

Предыдущие ораторы доложились об основных показателях исполнения бюджета, поэтому, думаю, нет необходимости повторяться.

Думаю будет правильным, если я остановлюсь на некоторых недостатках разработки и исполнения бюджета, чтобы подобные ошибки и просчеты в дальнейшем не повторялись.

Во-первых, качество бюджетного планирования не на должном уровне. Ежегодно занижаются прогнозы макроэкономических показателей, что приводит к уточнению основных параметров республиканского бюджета, влияющих на качество исполнения как доходной, так и расходной частей бюджета. Планирование прогнозных показателей осуществляется очень «осторожно». Например, согласно прогнозу показателей социально-экономического развития на 2011-2015 годы реальный рост ВВП запланирован на уровне -103,9 к 2014 году. По факту рост ВВП в 2010 году составил 107%. Следовательно, напрашивается вопрос: «может причина перевыполнения доходной части бюджета носит субъективный характер?».

Во-вторых, депутаты Парламента неоднократно на различных уровнях поднимали вопрос о своевременном и полном освоении бюджетных средств и усилении ответственности должностных лиц, допустивших некачественное и неполное освоение. Освоение бюджетных средств в сравнении с 2009 годом конечно лучше, в 2009 году - 98,2%, а сумма неосвоенных средств – 60,1 млрд.тенге. Как и в прошлые годы, в 2010, Правительству не удалось обеспечитьполное исполнение бюджета (99,1%), не помогло и двухкратное уточнение, неиспользованными остались 37,5 млрд.тенге.

Как уже отмечалось на пленарном заседании Мажилиса, из 41 администратора бюджетных программ только 15 (41%) обеспечили 100% исполнение бюджета.

Основные причины не освоения выделенных средств носят «хронический» характер.

Вопрос депутатов, «Какие меры приняты Правительством к администраторам, допустившим недоосвоение выделенных средств, а следовательно и не достигнувших задач, поставленных перед их ведомствами?» остается открытым.

В третьих, из года в год суммы кредиторской и дебиторской задолженности увеличиваются. Чтобы не быть голословным, приведу динамику по дебиторской задолженности: 2006 г. – 16,6 млрд.тг., 2007 г. – 34,6 млрд.тг., 2008 г. – 53,7 млрд.тг., 2009 г. – 74,4 млрд.тг., 2010 г. – 120,3 млрд.тг.

Причинами образовавшейся дебиторской задолженности, как правило, являются предоплата за товары и услуги, затягивание претензионной исковой работы и исполнения судебных решений, нарушение договорных обязательств, отсутствие актов выполненных работ за оказанные услуги и т.д., проще говоря не качественное администрирование бюджетных средств.

В четвертых, сохраняется практика неправильного помесячного распределения годовых сумм, то есть некачественное составление плана финансирования по месяцам, когда основная часть средств администраторами бюджетных программ планируется на конец финансового года.

Перечисление администраторам бюджетных программ средств республиканского бюджета в конце отчетного года может свидетельствовать о том, что большая часть из них не будет освоена и возвращена в бюджет или увеличит дебиторскую задолженность, что приведет к срыву намеченных планов.

В пятых, как и в предыдущие годы, трансферты не в полном объеме освоены местными исполнительными органами. В отчетном периоде местными исполнительными органами не освоено 25,1 млрд.тенге ( 96,9%).

На республиканском уровне целевые текущие трансферты перечислены регионам своевременно и в полном объеме. Таким образом, местные исполнительные органы не обеспечили эффективное использование трансфертов. В результате, несвоевременно реализовывались инвестиционные проекты, соответственно отдельные объекты социального и производственного назначения в установленные сроки не введены в эксплуатацию.

Например, по данным Министерства финансов трансферты, выделенные на строительство и для сейсмоусиления объектов образования (94,7%), здравоохранения (96,8%), на строительство и реконструкцию систем водоснабжения (97,8 %) освоены не в полном объеме. Я привел примеры только по программам по которым ежегодно при рассмотрении бюджета на очередной год в стенах Парламента депутатским корпусом выделяются дополнительные средства для решения проблем в этих сферах.

Основные причины не освоения все те же: невыполнение подрядчиком договорных обязательств, отставание от графика производства работ, длительное проведение конкурсных процедур по государственным закупкам, позднее утверждение ПСД, т.е. практически все причины носят субъективный характер.

Не достаточно отрегулирован механизм реализации инвестиционных проектов в регионах и отсутствует ответственность администраторов бюджетных программ на республиканском и местном уровне.

Здесь нужно отметить это серьезные просчеты и недостатки в работе по управлению бюджетными средствами администраторами республиканских бюджетных программ, нет должного контроля с их стороны за ходом освоения целевых трансфертов.

В шестых, субъектами квазигосударственного сектора неэффективно используются средства, выделенные из республиканского бюджета.

В 2010 году на формирование и увеличение уставного капитала юридических лиц из республиканского бюджета выделено значительная сумма 284,7 млрд.тенге.

Согласно Закону РК «О Фонде национального благосостояния» основной целью деятельности Фонда является повышение конкурентоспособности, национального благосостояния и устойчивое развитие национальной экономики. В условиях глобализации экономики и роста международной экономической конкуренции первостепенное значение приобретает создание конкурентоспособных национальных отраслей и производств.

Однако, вопрос эффективности вливания значительных средств в квазигосударственный сектор остается открытым. Кто сегодня может сказать о конкретно введенных заводах, фабриках? Как повысилась конкурентоспособность нашей экономики? Чего мы достигли в отчетном году?

На сегодняшний день, по моему, мы имеем лишь создание национальными холдингами и другими институтами развития множества дочерних и иных подразделений, т.е. многоступенчатость, дублирование функций, увеличение издержек, непрозрачность использования государственных активов.

В седьмых, продолжают иметь место финансовые нарушения.

В представленных отчетах Правительства и Счетного комитета имеется предостаточно данных о количестве проведенных контрольных мероприятий, о суммах выявленных нарушений, о неэффективности использованных средств и т.д. Однако, практически нет информации о мерах, принятых к лицам, допустившим указанные нарушения. Сумма средств, возвращенная в бюджет незначительна в сравнении с суммой выявленных нарушений.

Еще раз, возвращаюсь к вопросу корректности отчета Счетного комитета, который содержит данные контрольных мероприятий и суммы выявленных нарушений за предыдущие годы. Счетному комитету неоднократно рекомендовалось отражать в отчете данные проверок только за отчетный финансовый год.

Все вышеобозначенные вопросы тщательно обсуждались на заседаниях Палаты и на заседаниях рабочей группы. Правительству Республики Казахстан необходимо учесть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год.

Справедливости ради нужно отметить, что представленный Правительством Отчет об исполнении республиканского бюджета на 2010 год выполнен значительно качественнее, чем делалось это ранее, расширен состав показателей, улучшена расчетно-аналитическая база, повышен уровень обоснования исполнения отдельных статей бюджета.

С учетом вышеизложенного, предлагаем обсужденные отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год утвердить.

Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено