Комитетом торговли МТИ РК разработан и вынесен на обсуждение проект приказа Об утверждении Правил оказания субъектам внутренней торговли мер государственной поддержки частного предпринимательства, сообщает Учет.kz
Настоящий приказ вводится в действие с 8 июня 2024 года, говорится в тексте проекта приказа.
Обсуждение проекта Приказа продлится до 06 мая 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытых НПА".
В соответствии с подпунктом 15-11) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности», принято утвердить Правила оказания субъектам внутренней торговли мер государственной поддержки частного предпринимательства, определяющие условия, механизм и порядок субсидирования части ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам банков второго уровня субъектам внутренней торговли.
Субсидирование/гарантирование осуществляется по кредитам субъектов внутренней торговли, выданным банками второго уровня.
Субсидирование/гарантирование не распространяются на торгово-развлекательные центры, а также на проекты, реализуемые в столице и городах республиканского значения.
Субсидирование используется для возмещения части расходов, уплачиваемых субъектами внутренней торговли в качестве вознаграждения по кредитам и осуществляется через эффективные механизмы взаимодействия государства с бизнесом.
Гарантирование является инструментом финансовой поддержки субъектов внутренней торговли и используется для расширения и обеспечения доступа к кредитным ресурсам.
Услуги финансового агентства оплачиваются уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета.
Средства, предусмотренные для субсидирования/гарантирования субъектов внутренней торговли в рамках настоящих Правил, перечисляются за счет средств республиканского бюджета уполномоченным органом в финансовое агентство на специальный счет финансового агентства на основе договора на перечисление средств, заключаемого между ними.
Допускается использование средств из республиканского бюджета, выделенных на субсидирование/гарантирование в рамках настоящих Правил, на субсидирование или гарантирование проектов.
Субсидированию/гарантированию не подлежат кредиты в рамках настоящих Правил:
1) в которых кредитором являются государственные институты развития;
2) ставка вознаграждения по которым была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках реализации настоящих Правил;
3) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
4) направленные на оплату налоговых обязательств, пенсионных и социальных отчислений, таможенных платежей и сборов;
5) проекты с экономической нецелесообразностью;
6) проекты несоответствующие условиям настоящих Правил;
7) в которых потенциальные участники и аффилированные с ним юридические и физические лица имеют отрицательную кредитную историю.
Участниками в рамках реализации настоящих Правил не являются:
1) субъекты внутренней торговли, осуществляющие торговлю подакцизными товарами в специализированных магазинах;
2) субъекты внутренней торговли, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве);
3) субъекты внутренней торговли, прекратившие или приостановившие деятельность как субъект частного предпринимательства.
Минимальные требования к участникам:
1) осуществление основной деятельности не менее 1 (один) года, предшествующего подаче заявки;
2) наличие налоговых отчислений последние 3 (три) года, предшествующего подаче заявки.
Действие данного пункта не распространяется на субъектов внутренней торговли, осуществляющих деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации магазинов у дома.
К субъекту внутренней торговли относится субъект малого, среднего и (или) крупного предпринимательства, имеющий статус действующего субъекта предпринимательства.
Порядок субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам
Условия предоставления субсидий
Участниками субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам являются субъекты внутренней торговли, в том числе осуществляющие деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации магазинов у дома, реализующие и (или) планирующие реализовать эффективные проекты для развития внутренней торговли, создания торговой инфраструктуры, в регионах страны, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах.
Кредит субъекту внутренней торговли выдается в национальной валюте.
Субсидирование части ставки вознаграждения осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых эффективных проектов, направленных на строительство и (или) модернизация и (или) реконструкция и (или) капитальный ремонт основных средств, приобретение оборудования, нематериальных активов субъектами внутренней торговли, в том числе осуществляющими деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации магазинов у дома.
Под новыми эффективными проектами, понимаются проекты, предусматривающие обязательное увеличение уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10% после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
Допускается субсидирование по проектам:
1) строительства, расширения/реконструкции торговых центров, торговых объектов современного формата и многофункциональных комплексов в торговой деятельности;
2) направленные на пополнение оборотных средств субъектами внутренней торговли, в том числе осуществляющие деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации магазинов у дома, за исключением приобретения подакцизных товаров;
3) на приобретение торгового оборудования субъектами внутренней торговли;
4) на приобретение оборудования, предназначенного для соответствующего хранения и (или) выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и (или) иных операций с продовольственными товарами;
5) на приобретение нематериальных активов субъектами внутренней торговли, осуществляющими деятельность в форме кооперативных магазинов/ кооперации магазинов у дома, для автоматизации совместных закупок и учета запасов;
6) разработки программного обеспечения и его сопровождения для электронных торговых площадок.
Проекты субъектов внутренней торговли поддерживаются в соответствии со следующими видами экономической деятельности:
- ОКЭД 46.90.3 «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации в торговых объектах с торговой площадью более 2000 кв.м. (2000 кв.м. и выше), включая оптово-распределительные центры»;
- ОКЭД 47.11 «Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, напитками и табачными изделиями»;
- ОКЭД 47.19 «Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах»;
- ОКЭД 47.91.0 «Розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет»;
- ОКЭД 68.20.3 «Аренда (субаренда) и управление собственным или арендованным торговым рынком»;
- ОКЭД 68.20.4 «Аренда и управление собственной торговой недвижимостью и многофункциональными комплексами в торговой деятельности», за исключением торгово-развлекательных центров;
- ОКЭД 68.20.5 «Аренда (субаренда) и управление арендуемой торговой недвижимостью и арендованными многофункциональными комплексами в торговой деятельности», за исключением торгово-развлекательных центров.
- обеспечение размещения для реализации, на торговой площади и (или) полочном пространстве не менее 20% от общей торговой площади и (или) полочного пространства, непродовольственные товары отечественного производства с маркировкой «Сделано в Казахстане» в соответствии с требованиями национальных стандартов Республики Казахстан СТ РК 3836 «Знак маркировки «Қазақстанда жасалған». Технические требования» и СТ РК 3837 «Порядок применения знака маркировки «Қазақстанда жасалған». Общие положения»;
- обеспечение дополнительного размещения для реализации, к требованию предусмотренного подпунктом 2) пункта 8-1 Правил внутренней торговли, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264 на торговой площади и (или) полочном пространстве не менее 20% от общей торговой площади и (или) полочного пространства, продовольственные товары отечественного производства с маркировкой «Сделано в Казахстане» в соответствии с требованиями национальных стандартов Республики Казахстан СТ РК 3836 «Знак маркировки «Қазақстанда жасалған». Технические требования» и СТ РК 3837 «Порядок применения знака маркировки «Қазақстанда жасалған». Общие положения»;
- реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе социально значимых продовольственных товаров;
- применение национального каталога товаров, согласно национальному стандарту СТ РК 3833 «Порядок идентификации товаров и услуг и их кодификации. Основные положения».
- установление отличительного знака маркировки «Қазақстанда жасалған» на товары, произведенные в Республике Казахстан в соответствии со стандартом СТ-РК 3827-2023 по порядку применения знака маркировки «Қазақстанда жасалған»;
- создание отдельного раздела товаров с отличительным знаком маркировки «Қазақстанда жасалған» на электронных торговых площадках
- предоставление приоритета товарам с отличительным знаком «Қазақстанда жасалған» при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках.
Срок субсидирования составляет:
- на инвестиционные цели со сроком субсидирования не более 5 (пяти) лет без права пролонгации;
- на пополнение оборотных средств со сроком субсидирования не более 3 (трех) лет без права пролонгации.
В случае, если по одному проекту заключается несколько договоров субсидирования, общий срок субсидирования устанавливается с момента подписания финансовым агентством первого договора субсидирования.
Срок реализации инвестиционных проектов не может превышать 24 (двадцать четыре) месяца с даты решения финансового агентства. Допускается предоставление дополнительного срока на основании решения финансового агентства не более чем на 1 (один) финансовый год после истечения срока, установленного настоящими Правилами.
При расчете предельной ставки вознаграждения учитывается базовая ставка, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и действующая на момент решения банка по проекту субъекта внутренней торговли.
Банк не взимает какие-либо комиссии, сборы и (или) иные платежи, связанные с кредитом за исключением:
1) связанных с изменением условий кредитования, инициируемых субъектом внутренней торговли;
2) взимаемых по причине нарушения субъектом внутренней торговли обязательств по кредиту;
3) платежей по расчетно-кассовому обслуживанию.
В случае принятия решения о субсидировании действующего кредита, финансовым агентством, банк возмещает субъекту внутренней торговли комиссии, сборы и/или иные платежи, удержанные в период с начала текущего года до даты принятия решения финансовым агентством в текущем году.
При этом данные комиссии, сборы и/или иные платежи подлежат возмещению субъекту внутренней торговли в течение 3 (три) месяцев с фактической даты подписания всеми сторонами первого договора субсидирования.
В случае несвоевременного возмещения банком субъекту внутренней торговли полученных в текущем году комиссий, сборов и/или иных платежей в сроки, указанные в пункте 27 настоящих Правил, банк уплачивают финансовому агентству штраф в размере 50 (пятьдесят) МРП.
Подача субъектом внутренней торговли электронной заявки через веб-портал «электронного правительства»
Субъект внутренней торговли подает электронную заявку через веб-портал «электронного правительства», к которому прилагаются:
1) бизнес-план реализации проекта субъекта внутренней торговли либо экспертное заключение по проекту (технико-экономическое заключение/экономическое заключение соответствующего работника банка, в случае отсутствия данных документов другие документы, раскрывающие суть проекта), а также этапы по выполнению эффективности проекта. Бизнес-план проекта субъекта внутренней торговли содержит наименование отрасли, подотрасли, основной вид деятельности (с указанием кода ОКЭД);
2) сканированная копия письма банка с положительным решением о возможности предоставления кредита или понижения ставки вознаграждения по кредиту субъекта внутренней торговли на условиях, позволяющих участвовать в рамках настоящих Правил.
Сведения о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, категории субъекта предпринимательства, об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет определяются автоматически посредством соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронное правительство».
В случае предоставления субъектом внутренней торговли не полного пакета документов, информационная система отказывает в регистрации его заявки.
В случае одобрения электронной заявки субъекта внутренней торговли посредством информационной системы, осуществляются следующие действия:
1) направление зарегистрированной заявки на рассмотрение в финансовое агентство на соответствие условиям настоящих Правил;
2) рассмотрение финансовым агентством поступившей заявки субъекта внутренней торговли.
Финансовое агентство рассматривает материалы в течение 5 (пять) рабочих дней со дня регистрации заявки.
В случае несоответствия субъекта внутренней торговли и (или) представленных материалов условиям настоящих Правил, финансовое агентство направляет мотивированный отказ.
В случае соответствия субъекта внутренней торговли и (или) представленных материалов условиям настоящих Правил, электронная заявка с полным пакетом документов направляется на рассмотрение уполномоченному органу финансового агентства.
Решение уполномоченного органа финансового агентства оформляется соответствующим протоколом со сроком действия – 6 (шесть) месяцев со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства.
Финансовое агентство загружает посредством информационной системы выписку из протокола с соответствующим письмом и направляет субъекту внутренней торговли в «личный кабинет» в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП. Одновременно финансовое агентство направляет выписку из протокола с сопроводительным письмом банку.
Приостановление субсидирования
Решение о прекращении и возобновлении субсидирования принимается уполномоченным органом финансового агентства на основании ходатайств (уведомлений) банка, а также результатов мониторинга.
Финансовое агентство приостанавливает субсидирование субъекта внутренней торговли при установлении следующих фактов на основании уведомления банка и/или результатов мониторинга:
1) нецелевого использования кредита, по которому осуществляется субсидирование, при этом субсидирование приостанавливается пропорционально сумме нецелевого использования кредитных средств;
2) несоответствия проекта и/или субъекта внутренней торговли условиям настоящих Правил и/или решению уполномоченного органа;
3) неисполнения субъектом внутренней торговли в течение 3 (три) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед банком согласно графику платежей к договору банковского займа, за исключением случаев, возникших в период действия чрезвычайного положения/ситуации;
4) ареста денег на счетах субъекта внутренней торговли (за исключением наложения ареста денег на счетах в качестве мер по обеспечению иска, при условии достаточности денег на счете, в полном объеме обеспечивающих исковые требования) и/или приостановления расходных операций по счету субъекта внутренней торговли;
5) неисполнения обязательств субъектом внутренней торговли по увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10% после 2 (два) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства, отсутствии торговых мест для реализации продовольственных и непродовольственных товаров с маркировкой «Сделано в Казахстане», а также по реализации на территории объекта продовольственных товаров;
6) по проектам с суммой свыше 500 (пятьсот) миллионов тенге нарушения субъектом внутренней торговли запрета на выплату дивидендов в период субсидирования;
7) приостановление/прекращение деятельности субъекта внутренней торговли как субъекта частного предпринимательства;
8) нарушения срока реализации инвестиционных проектов.