Практика применения налоговыми органами г.Астана норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в 2013 году

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Практика применения налоговыми органами г.Астана норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в 2013 году

Как известно, в 2013 году в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) дважды внесены изменения и дополнения касательно правонарушений, в частности, в области налогообложения: первое – в связи с Законом от 26 декабря 2012 года №61-V и второе – в связи с Законом от 03 июля 2013 года №121-V.

Основной целью указанных изменений является гуманизация административного законодательства, заключающаяся в расширении предупреждения как вида административного взыскания, а также уменьшения размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства и физических лиц.


Анализ практики применения налоговыми органами г.Астана норм административного законодательства в 2013 году показал следующее.

К числу правонарушений, наиболее часто совершаемых налогоплательщиками, относятся: непредставление налоговой отчетности в установленный законодательством срок (статья 206 КоАП) – 43,5% от общего количества административных дел; невыполнение законных требований налогового органа (статья 219 КоАП) – 18,2%; нарушение законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении (статья 88 КоАП) – 13,4%; нарушение законодательства об обязательном социальном страховании (статья 88-1 КоАП) – 11,9%, а также неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима (статья 205-1 КоАП) – 3,7%.

Соответствующие решения в целом за 2013 год приняты в отношении 30 267 лиц, из них только в отношении 11% вынесено постановление о наложении штрафа, 13% вручено уведомление об уплате штрафа, и в отношении 71% лиц, впервые совершивших правонарушение в области налогообложения, вынесено административное взыскание в виде предупреждения. Остальной процент количества дел - это дела, переданные в суд для рассмотрения по подведомственности, и дела, производство по которым прекращено ввиду различных оснований.

Таким образом, главная задача внесенных в КоАП изменений и дополнений - гуманизация норм административного кодекса – успешно достигнута.

Относительно же достижения повышения уровня правового сознания самих налогоплательщиков – покажет практика применения указанных норм в наступившем – 2014 году.

В этой связи необходимо обратить пристальное внимание всех налогоплательщиков на следующий принципиально важный момент.

В тех статьях КоАП РК, где в первых частях административное взыскание в виде штрафа заменено предупреждением, вторая часть предусматривает административную ответственность за то же деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. При этом имеется категория лиц, полагающих, что выражение «в течение года после наложения административного взыскания» означает исчисление указанного срока либо со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, либо с момента вступления его в законную силу.

Между тем, в статье 66 КоАП РК прямо указано, что лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончательного исполнения постановления о наложении административного взыскания, то есть со дня оплаты штрафа в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, Налоговый департамент по г.Астана рекомендует налогоплательщикам не только соблюдать нормы действующего законодательства, но и своевременно оплачивать наложенные административные штрафы, чтобы в дальнейшем это обстоятельство не являлось отягчающим фактором при рассмотрении подобных дел об административных правонарушениях.

Главный специалист
Юридического управления
Сарбасова С.М.



Рассказать друзьям:

Возврат к списку