Учёт

Понятие и признаки коррупционного преступления

14409

Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" дает следующее определение коррупции – это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие, деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:
1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;
3) предоставление непредусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;
4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;
7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;
9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;
10) неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных, входящих в их компетенцию вопросов;
11) дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимуществ;
12) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
13-1) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;
14) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Понятия состава преступлений, в т.ч. коррупционных, - это совокупность установленных уголовных законов признаков, определяющих общественно опасное деяние как преступление. Состав преступлений образуют 4 группы признаков, характеризующих объект преступления, объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону. Конкретные составы коррупционных преступлений даются в статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Преступление - это прежде всего общественно опасное деяние. Общественная опасность - необходимое, неотъемлемое свойство коррупционного преступления, его материальный признак, раскрывающий социальную сущность преступного посягательства. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК РК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Преступление - это уголовное противоправное деяние. Общественно опасное деяние не может быть признано преступлением, если оно в момент совершения не было предусмотрено уголовным законом. Противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, свидетельствующее о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, нарушило тот запрет, который содержится в уголовно-правовой норме.
Нередко коррупционные преступления, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно законодательные нормы других отраслей права. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы, закрепляющие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом.
При этом необходимо подчеркнуть, что нарушение норм других отраслей права, а тем более нарушение норм морали недостаточно для признания общественно опасного деяния преступным. Обязательно требуется, чтобы это деяние являлось уголовно-противоправным, т.е. было предусмотрено уголовным законом.
В действующем уголовном законодательстве общественная опасность и уголовная противоправность, сформулированные в понятии преступления, неразрывны. Необходимо помнить, что только присутствие двух этих признаков определяет понятие преступления.
Тем не менее, кроме важнейших признаков - общественной опасности и уголовной противоправности - уголовное законодательство предусматривает возможность уголовной ответственности и наказания, только если лицо виновно в совершении преступления, т.е. совершило его умышленно или по неосторожности. лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РК преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. В частях 2, 3 этой же статьи указывается, что преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления; преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Поэтому необходимо подчеркнуть, что способность лица во время совершения общественно опасного деяния отдавать отчет в своих действиях, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, т.е. быть вменяемым, является обязательной предпосылкой вины.
Еще одним признаком преступления следует назвать его наказуемость, однако она не всегда бывает обязательным последствием преступления. Наказуемость следует понимать как установление угрозы наказания, а не как фактическое применение наказания за совершение конкретного преступления.
Коррупционные преступления, будучи социально-правовым явлением, представляют собой общественно опасные посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества. Среди отдельных видов преступлений, отнесенных к разряду коррупционных очень распространено взяточничество, присвоение или растраты вверенного чужого имущества, превышения власти или должностных полномочий, бездействия по службе, доминирующее положение занимают факты служебного подлога. Необходимо отметить, что наиболее уязвимыми для коррупции по-прежнему являются государственные закупки, сфера предоставления государственных услуг, инвестиционные и приватизационные процессы, разрешительные и лицензионные системы, перераспределение бюджетных средств и земли, сбор налогов, назначение на руководящие посты и получение работы на государственной службе, деятельность органов местного самоуправления.



Т.Тутакаев
Главный специалист
Налогового управления
«Астана – жаңа қала» г. Астана