Учёт

Политико - правовые аспекты недропользования в Казахстане: гарантии экономической стабильности

3237
Доклад Д.Е. Ергожина, Председателя Налогового комитета МФ РК


Уважаемые дамы и господа!


Позвольте поприветствовать Вас на нашей конференции, организаторами которой выступили Налоговый комитет МФ Республики Казахстан и Институт правовых исследований и анализа.

Разрешите также отдельно поблагодарить наших зарубежных коллег, которые решили принять участие в данном мероприятии.

В рамках конференции мы хотим дать возможность членам нашего сообщества открыто обсудить правовые вопросы недропользования в Казахстане, в частности проблемы правового регулирования налогообложения недропользователей, определить перспективы рационального использования природных ресурсов, придать новый импульс обмену опытом, накопленным в разных странах.



***

В условиях становления правовой системы с целью скорейшего вывода страны из экономического кризиса и необходимостью предоставления определенных гарантий инвесторам в 90-е годы XX века Республикой Казахстан были заключены долгосрочные контракты на недропользование.

При этом как сами положения контрактов на недропользование о стабильности налогового режима, так и нормы налогового законодательства, действовавшие на момент подписания этих контрактов, носили несколько обобщенный и порой противоречивый характер.

С момента заключения Республикой Казахстан с недропользователями соглашений о разделе продукции произошли коренные изменения в экономической и социальной сферах страны, которые существенно меняют рамки обязательств, принятых сторонами соглашений.

Финансово-экономические трудности последних лет оказали существенное влияние на всех участников казахстанского и мирового рынка, поставили перед всеми сложные задачи и требуют повышенного внимания к сложившимся переменам.

Необходимость реализации поставленных задач в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, вопросы «казахстанского содержания» и внедрения инновационных технологий, проблемы экономической безопасности страны, требуют адекватного современным реалиям механизма правового регулирования недропользования.

Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, произошедшая из-за деятельности казалось бы одной из самых надежных компаний, имеющей колоссальный опыт добычи нефти, заставляет задуматься о новых подходах по проблемам правового регулирования экологической безопасности Республики Казахстан, особенно для Каспийского региона.

На все эти вопросы мы бы хотели совместно с Вами в рамках цивилизованного диалога с учетом тех вызовов, которые перед нами ставит время, найти ответы.

***

По поручению Главы нашего государства мы привели налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития республики, снизили общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, компенсировав ожидаемые потери бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

При разработке действующего Налогового кодекса Республики Казахстан одним из важнейших приоритетов было не ухудшить положение недропользователей, не лишить их тех ожидаемых доходов, которые они полагали получить при заключении контракта.

Таким образом, все те изменения, которые были введены на законодательном уровне в отношении недропользователей направлены лишь на восстановление первоначального экономического баланса интересов сторон.

Поэтому если формально и было отменено положение о стабильности налоговых режимов большинства контрактов, то фактически финансовое положения недропользователей с момента заключения контракта остается стабильным.    

Как показывает международная практика, изменение мировых цен на сырье либо иные объективные причины нередко дают повод для  внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство, регулирующее вопросы недропользования.

С конца 80-х годов XX века в контрактах на недропользование с участием развивающихся государств имела место тенденция к расширению прав недропользователей. И это привело к негативным последствиям. Как отмечается в Докладе Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (A/HRC/11/13, 22 April 2009), «опыт последних лет позволяет предположить, что некоторые договорные гарантии и положения контрактов могут чрезмерным образом ограничивать способность правительства принимающей страны добиваться достижения своих законных политических целей, включая выполнение им принятых международных обязательств в области прав человека».

В развитых индустриальных странах ситуация прямо противоположная.

Во-первых, следует отметить, что в отношениях с недропользователями развитые страны применяют довольно-таки жесткие правовые механизмы.

Например, в таких государствах, как, скажем, Великобритания, Канада, Норвегия или США применение соглашений о разделе продукции как модели контрактов на недропользование вообще не практикуется.

Во-вторых, в отношениях с недропользователями практически всегда приоритет отдается интересам государства.

Например, в связи с тем, что уровень добычи нефти в Великобритании достиг своего пика в 1999 г. и с тех пор неуклонно снижается, был принят Закон «О финансах», который ввел с 17 апреля 2002г. 10%-ный дополнительный корпорационный налог с компаний, добывающих нефть и газ на территории Великобритании и ее континентальном шельфе.

Такие меры вполне логичны. Они направлены на решение важных социальных проблем и продиктованы, прежде всего, необходимостью защиты экономических интересов государства.

Естественное стремление Казахстана стать индустриально развитым государством с высоким уровнем жизни граждан требует от нас постоянных поисков для динамичного роста.

Несмотря на то, что мы недавно приняли Налоговый кодекс, его положения уже нуждаются в корректировке и дополнениях.

Самой жизнью любого демократического общества продиктована потребность того, чтобы законодательство не только отвечало назревшим материальным условиям общества, но и было совершенным по форме, в первую очередь упорядоченным, систематизированным, чтобы оно с максимальной эффективностью было способно выполнять свои задачи. Пренебрежение этой объективной закономерностью права порождает трудности на практике, приводит к снижению эффективности правового регулирования.

***

Сегодня при налогообложении недропользователей мы сталкиваемся с некоторыми проблемами, о которых вы все хорошо осведомлены. Поэтому нам надо как можно быстрее их устранить.

В первую очередь, хотелось бы отметить большое количество самих регуляторов налоговых отношений с участием недропользователей, осуществляющих свою деятельность в рамках соглашений о разделе продукции. Кроме норм действующего Налогового кодекса Республики Казахстан налоговые отношения между государством и недропользователями сегодня регламентируются утратившими силу Законом о налогах 1995г., Налоговым кодексом Республики Казахстан  2001г., а также самими положениями контрактов. В связи с чем, в рамках некоторых соглашений о разделе продукции предусматриваются несколько налоговых режимов. Такое положение дел создает значительные неудобства, в том числе трудности с налоговым администрированием.

Без ясной системы определения налоговой нагрузки с учетом различных условий влияющих на положения соглашений о разделе продукции ставится под сомнение действие закрепленного в налоговом законодательстве принципа справедливости налогообложения.

Это недопустимо и должно быть исправлено как с помощью законодательных изменений, так и используя передовой опыт правоприменительной практики.

Также мне хотелось бы отметить один очень важный момент.

Пытаясь решить множество принципиальных и частных вопросов правового регулирования налогообложения недропользователей, на которых общественность справедливо акцентирует свое внимания, мы иногда забываем самое главное – государство согласно Конституции Республики Казахстан является собственником недр и как любой другой собственник оно вправе требовать должного поведения от своего контрагента, тем более, если речь идет о невозобновляемых ресурсах.

Сегодня, к сожалению, не все недропользователи добросовестно выполняют свои обязательства, не все платят законные налоги и не все четко следуют нормам законодательства и положениям контрактов, что естественно порождает соответствующие ответные меры с нашей стороны.      

В заключении хотелось бы привести цитату из одной работы нашего гостя Даниэля Джонстона: «Нефтяные компании в раздражении обвиняют правительства в чрезмерной алчности и/или в том, что те никогда не принимают в расчет риск. Я уверен, что упреки в алчности больше основаны на эмоциях и, как правило, направлены не по адресу. Заявление, что правительства не осведомлены о рисках, тоже несправедливы…».[1]

Поэтому я надеюсь, что сочетание правильного восприятия и однородной терминологии, доверия и открытости, приведет к положительному результату и наша конференция поспособствует лучшему пониманию потребностей и интересов как нашего государства, так и недропользователей.



Благодарю за внимание!

[1] Джонстон Даниел. Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений в международной нефтегазовой отрасли. - М.,2005. С.217.