Планируется не проводить плановые проверки субъектов бизнеса, отнесенных к незначительной степени риска

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Планируется не проводить плановые проверки субъектов бизнеса, отнесенных к незначительной степени риска

На брифинге в СЦК первый вице-министр регионального развития РК Каирбек Ускенбаев доложил о мерах, принятых по исполнению поручений Президента РК, данных в ходе расширенного заседания Правительства в Акорде 11 октября этого года. В частности, Каирбек Ускенбаев рассказал о модернизации законодательства по поддержке национального бизнеса.
В работе брифинга приняли участие председатель Комитета развития предпринимательства МРР РК Галия Джолдыбаева и директор департамента политики развития предпринимательства Бауыржан Бекешев.

Выступление К. Ускенбаева


Система государственного регулирования предпринимательской деятельности построена таким образом, что государственные органы постоянно стремятся максимально регулировать все сферы экономической деятельности посредством запретов, разрешений, проверок, установления требований. На это неоднократно указывал Глава государства. Работу по улучшению предпринимательского климата Президент держит на постоянном контроле. Так, во исполнение двух его поручений Правительством проведено два этапа сокращения общего количества разрешений, каждый раз по 30%. Несмотря на это, на смену отмененным разрешениям постоянно появлялись новые. В этой связи было решено осуществить более радикальные реформы. Необходимо было внедрить механизмы введения и отмены разрешений, систематизировать и оптимизировать их. В этих целях Правительством была принята Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы до 2015 года. Концепция предусматривала классификацию разрешений в зависимости от объектов регулирования и категоризацию по степеням опасности регулируемой деятельности. Кроме того, разработан проект закона «О разрешениях и уведомлениях», который будет внесен в Парламент до конца этого года. Данным законом будет утвержден исчерпывающий перечень разрешений. В приложении к проекту Закона утверждается 758 разрешительных документов, из них 719 разрешений и 39 уведомлений. С момента принятия закона все разрешения, не вошедшие в итоговый перечень, будут признаны не имеющими юридической силы. Данный перечень разрешений был сформирован в результате масштабной инвентаризации разрешительной системы. Для этих целей была создана Межведомственная комиссия под руководством первого заместителя Премьер-Министра РК Б. Сагинтаева. Стоит отметить, что при МВК была создана Экспертная группа из числа представителей бизнеса, которая и занималась непосредственно инвентаризацией всех разрешений в стране. В течение 2013 года было проведено десять заседаний МВК, на которых были обсуждены итоги инвентаризации, в результате отменено 51 разрешение, и 6 переведено на уведомительный порядок. 116 документов исключено из перечня как не соответствующие признакам разрешений, установленным законопроектом. После того как закон будет принят любое новое разрешение сможет появиться в нашей стране только посредством внесения дополнений в закон «О разрешениях и уведомлениях». Таким образом, будет поставлен барьер необоснованному введению новых разрешений для бизнеса. Параллельно с этой работой, в соответствии с отдельными поручениями Президента, осуществлялась автоматизация разрешительных процедур. В 2012 году выдача всех лицензий была переведена в электронный формат, а также автоматизирована выдача 80 наиболее востребованных разрешительных документов. В 2013 году будет автоматизировано 216 разрешений, а уже с 2015 года выдача всех разрешений будет осуществляться в электронном виде. Проверки в отношении бизнеса также являются одной из проблем, на которые неоднократно указывал Президент. Необоснованное давление на бизнес со стороны проверяющих все еще продолжает сохраняться, несмотря на внедрение систем управления рисками и других нововведений, призванных повысить эффективность государственного контроля. В 2011 году был принят единый Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК», но государственные органы не исполняют его. Количество проверок не сокращается, государственные органы продолжают проводить большую часть проверок в отношении субъектов незначительной группы риска, имеют место многочисленные факты нарушения государственными органами закона при проведении проверок. Все это, безусловно, сказывается на развитии предпринимательства и конкурентоспособности нашей экономики. В этой связи, в соответствии с поручением Президента, данном 23 января 2013 года, Правительством выработаны подходы к дальнейшему совершенствованию государственного контроля и сокращению количества проверок. В частности, предлагается не проводить плановые проверки субъектов бизнеса, отнесенных к незначительной степени риска, за исключением проверок, проводимых органами налоговой службы. Исключение субъектов незначительной степени риска из плановых проверок позволит государственным органам сконцентрироваться на проверке субъектов, отнесенных к высокой и средней степени риска, и предотвратить наиболее серьезные последствия от выявленных нарушений. Также разработаны поправки в Закон «О государственном контроле и надзоре в РК», предусматривающие упорядочение оснований проведения внеплановых проверок и совершенствование отчетности по результатам контрольной деятельности. Отдельно прорабатываются вопросы внедрения механизмов оценки эффективности контрольной деятельности государственных органов. В целом, предполагается переориентировать государственный контроль в отношении предпринимателей с выявления нарушений и наказания на профилактику и предупреждение. Кроме того, Министерством разработан проект Плана мероприятий по сокращениюколичества и повышению эффективности проверок. В 2012 году Главой государства было поручено разработать Концепцию государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Проект данной концепции был разработан при техническом содействии Всемирного банка и презентован в Правительстве. Данной концепцией предусматривается внедрение публичного анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих инструментов регулирования. Любое регулирование до своего введения в правоприменительную практику должно быть полностью проанализировано на предмет возможных последствий его введения для экономики и регулируемых субъектов. Анализ регуляторного воздействия является аналитической процедурой сопоставления выгод и затрат от предлагаемого регулирования и помогает сделать выбор в пользу наиболее эффективного. За счет внедрения анализа регуляторного воздействия (АРВ) обеспечивается максимально эффективное распределение государственных ресурсов на администрирование соответствующих регуляторных инструментов. Помимо этого, Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности является долгосрочным программным документом и предусматривает соответствующие мероприятия. Предполагается завершить реформу разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов, провести реформу информационных инструментов, создать условия для развития саморегулирования, провести функциональный анализ всех государственных органов и пересмотреть структуру управления. Также Концепцией предусмотрены точечные реформы по направлениям совершенствования технического регулирования и защиты прав потребителей.
Все направления работ, озвученные выше, являются частью большой системной работы Президента и Правительства по созданию в стране благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сокращению административных барьеров и повышению эффективности государственного регулирования экономики.

Министерство регионального развития РК



Рассказать друзьям:

 
Текст сообщения*

Возврат к списку