Учёт

Переходный период Таможенного союза

3284

Таможенный Союз переходный период

Официально вступило в силу Таможенный Союз с Россией 1 июля 2010 года, с Беларуси с 6 июля 2010 года.

В связи с вступлением Таможенного Союза полномочия по взиманию косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию РК полностью переходят от таможенных органов в ведение налоговых органов.

Однако в связи с переходным периодом Комиссия таможенного союза Решением от 18.06.2010 г. №293 «О некоторых вопросах переходного периода при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе» решила:

- о прекращении действия таможенных режимов, указанных в части 3 пункта 4 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также завершение временного хранения товаров перемещаемых в рамках взаимной торговли осуществляется путем декларирования в порядке и на условиях, действовавших на момент начала действия указанных таможенных режимов и / или временного хранения.

 - в связи со вступлением в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года и Протоколов к нему, взимание косвенных налогов по товарам, ввезенным (ввозимым) с территории государств-членов таможенного союза, помещенным под таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с таможенным законодательством государств-членов таможенного союза, не завершенные по состоянию на 1 июля 2010 года, осуществляется таможенными органами Сторон.

- во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 года таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 года, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган в пакете документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение.

Таким образом, если начато до 1 июля 2010 года в отношении взаимной торговли с РФ и до 6 июля с РБ предварительное декларирование , периодическое декларирование и временное декларирование, то таможенное оформление заканчиваются в таможенных органах.

В остальных случаях импортер самостоятельно будет уплачивать налоги, и представлять декларацию формы 320.00 в налоговые органы по месту нахождения до 20 числа месяца следующего за месяцем ввоза (принятия на учет) импортированных товаров, в связи с чем, на уплату косвенных налогов предоставляется «отсрочка» от 50 до 20 дней. Одновременно с декларацией так же представляется пакет документов в предусмотренных Протоколом, подтверждающих импорт или экспорт.

При импорте товаров вместо грузовой таможенной декларации составляются Заявление о ввозе товаров. Вместе с Декларацией 320.00 налогоплательщик-импортер обязан представить в налоговый орган четыре экземпляра Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), на которых налоговый орган проставляет отметку об уплате косвенных налогов (освобождении или ином способе уплаты косвенных налогов).

При этом налогоплательщиком Заявление составляется и представляется в налоговые органы также на электронных носителях.

К Заявлению прилагаются документы, подтверждающие ввоз и уплату косвенных налогов (документ об уплате косвенных налогов, товаросопроводительные документы, соответствующие договоры (контракты), счета-фактуры и др.).

Два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа РК об уплате косвенных налогов (освобождении от косвенных налогов) направляются налогоплательщиком-импортером своему контрагенту-экспортеру РБ или РФ для подтверждения ими обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. При расчете налоговой базы включаются сопутствующие расходы (транспортные расходы, страховка груза, расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и т.д.) до пункта назначения в РК.

С 1 июля 2010 года основным документом, подтверждающим экспорт товаров с территории РК на территорию РБ или РФ, вместо грузовой таможенной декларации (ГТД), будет являться Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (с отметкой налогового органа РБ или РФ об уплате косвенных налогов импортером-контрагентом) (далее – Заявление контрагента).

Казахстанский экспортер должен получить указанное Заявление от импортера-контрагента из РБ или РФ.

Заявление контрагента представляется казахстанским экспортером в налоговые управления по месту нахождения на бумажном носителе одновременно с декларацией по НДС (формы 300.00), а в случае экспорта подакцизных товаров – с декларацией по акцизам (форма 400.00).
Следует отметить, что в Налоговом кодексе с 1 июля 2010 года предусмотрена норма, согласно которой поступление валютной выручки должно производиться на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.