Отчет Счетного комитета
Отчет Счетного комитета состоит из пяти разделов, четыре из которых отражают итоги анализа исполнения республиканского бюджета, результаты контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета, особенностей исполнения республиканского бюджета в условиях Таможенного союза, оценки реализации стратегических планов государственных органов, государственных и отраслевых программ, деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
По нашей оценке, в целом, Правительством исполнены ключевые параметры республиканского бюджета за 2010 год, которые в ходе исполнения подвергнуты уточнению два раза и корректировкам со стороны Правительства 16 раз.
Анализ и оценка исполнения доходов и расходов республиканского бюджета, проведенные нами показывают на наличие недоработок в формировании и исполнении республиканского бюджета, а также прогнозировании макроэкономических показателей.
Так, Правительством в недостаточной степени учтены тенденции развития экономики страны, оживление мировой экономики, восстановление спроса и стабилизация внешней ценовой конъюнктуры. Влияние этих факторов на исполнение бюджета нами изложены в первом разделе Отчета.
Количественные показатели по налоговым поступлениям в основном выполнены. Однако качественные показатели, характеризирующие эффективность налогового администрирования ухудшаются.
Об этом свидетельствует рост налоговой задолженности и недоимки, составившие на конец 2010 года 361 млрд. тенге и 199 млрд.тенге. Увеличившись в сравнении с 2009 годом по налоговой задолженности в 1,8 раза, по недоимкам в 1,9 раза.
Основным фактором, повлиявшим на снижение эффективности налогового администрирования, является рост в республике количества лжепредприятий. По нашему мнению для сокращения их численности необходимо принятие системных мер.
По результатам налоговых проверок 2010 года, налоговыми органами доначислено налогов и платежей на сумму 495,6 млрд. тенге, из них в бюджет взыскано только 28,7 млрд. тенге или 5,8%.
Уважаемые депутаты, проведенная нами контрольно-аналитическая работа показала, что в настоящее время процедура банкротства используется в республике, как один из способов уклонения от уплаты налоговых платежей.
Приведу несколько примеров, в 2010 году более 2-х тысяч налогоплательщиков признаны банкротами с налоговой задолженностью 80,0 млрд. тенге, из них в бюджет восстановлено всего лишь 202,3 млн. тенге или 0 целых 4 тысячных процента.
Другой пример, при осуществлении контроля эффективности налогового администрирования нами установлена схема уменьшения налоговых обязательств путем отнесения в зачет по НДС и на вычеты по КПН счетов-фактур, выписанных от имени налогоплательщиков, признанных банкротами, что ведет к прямым потерям бюджета. Так, только за проверенный период установлены факты уменьшения налоговых обязательств на общую сумму 14,6 млрд. тенге.
На наш взгляд, также имеются отдельные проблемы и ненадлежащее администрирование в таможенных органах.
По нашей оценке в целом вхождение Казахстана в Таможенный союз с последующим изменением экономических условий, применение единых условий его функционирования создали определенные положительные предпосылки для повышения поступлений в республиканский бюджет.
Вместе с тем, в ходе контроля эффективности таможенного и налогового администрирования установлены нарушения и недостатки в деятельности таможенных органов, которые привели к значительным потерям республиканского бюджета, в том числе в условиях Таможенного союза.
Одним из способов уклонения от уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе из Республики Казахстан товаров явился вывоз их на зоны свободной торговли, с последующим реэкспортом данных товаров в страны дальнего зарубежья, также необлагаемым таможенными пошлинами.
Сегодня не решены проблемы «зеркальной» статистики. Имеются значительные расхождения в показателях взаимной торговли между Республикой Казахстан и странами партнерами.
Это, по нашему мнению, приводит к занижению таможенной стоимости, искажению их товарных кодов с целью избежания декларирования товаров и уменьшения платежей.
Вопросы администрирования доходной и расходной части бюджета и возможные резервы рассмотрены в разделах 2 и 3 отчета.
Мы не раз констатировали факты о том, что деятельность субъектов квазигосударственного сектора не обеспечивает пополнение государственной казны, отсутствует действенный механизм дивидендной политики институтов развития.
Из 138 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, дивиденды по итогам 2009 года выплачены только 69-тью. Свыше 90% поступлений дивидендов на госпакет акций в доход бюджета обеспечивается только АО «ФНБ «Самрук - Казына» (7,1 млрд.тенге), АО «ENRC PLС» (4,1 млрд.тенге) и АО «Kazakhmys PLС» (1,8 млрд.тенге).
В целом за последние три года в доход республиканского бюджета поступили дивиденды в сумме 41,9 млрд.тенге, что составляет всего лишь 0,3% от общего объема поступлений в бюджет.
Уважаемые депутаты! Двукратное уточнение и многократное проведение корректировок республиканского бюджета в отчетном финансовом году привело:
во - первых, к невыполнению и нарушению бюджетных статей Закона о Республиканском бюджете на 2010-2012 годы;
во- вторых, недостаточно обоснованному планированию расходов бюджета;
в- третьих, к неосвоению и неэффективному использованию бюджетных средств.
На республиканском уровне неосвоенными на конец 2010 года остались 37,6 млрд.тенге. Большая часть неиспользованных целевых трансфертов порядка 67% или 25,1 млрд.тенге допущена местными исполнительными органами, из них: текущие трансферты - 11,4 млрд.тенге и трансферты на развитие - 13,7 млрд.тенге.
По информации Министерства финансов около 18 млрд.тенге целевых трансфертов разрешено использовать в 2011 году с соблюдением их целевого назначения.
Однако, результаты контроля Счетного комитета показали, что только 9,1 млрд.тенге разрешено Правительством использовать в 2011 году для реализации инвестиционных проектов. Из оставшихся неосвоенных трансфертов по состоянию на 1 апреля 2011 года 8,2 млрд.тенге возвращены областными бюджетами в республиканский бюджет.
Текущие целевые трансферты сумме 7,8 млрд.тенге числятся в областных бюджетах, как свободные остатки, тогда как они подлежат возврату в доход республиканского бюджета.
Мы вновь констатируем, что действующий механизм взаимодействия местных исполнительных органов с уполномоченным органом по исполнению бюджета и администраторами бюджетных программ не обеспечивает прозрачность использования и эффективность освоения бюджетных средств.
В отчетном периоде по сравнению с 2009 годом отмечается рост дебиторской задолженности в 1,6 раза (на 45,8 млрд.тенге).
В нарушение принципов эффективности и результативности бюджетной системы администраторами бюджетных программ применена практика перечисления значительных сумм в конце отчетного года.
Так, в декабре 2010 года на увеличение уставного капитала акционерных обществ из республиканского бюджета перечислено более 39 млрд.тенге, которые впоследствии аккумулировались на счетах в банках второго уровня, принося непрофильные доходы или обеспечивая выполнение иной деятельности акционерных обществ.
Эти примеры подтверждают несовершенство и непрозрачность механизма исполнения республиканского бюджета, расширение прав администраторов бюджетных программ, отсутствие нормы ответственности за наращивание объемов дебиторской задолженности. Тем самым им позволяется отвлечение средств республиканского бюджета и осуществление беспроцентного кредитования непредусмотренной деятельности бюджетополучателей и участников бюджетного процесса.
Надо признать, что основным источником финансирования деятельности субъектов квазигосударственного сектора является республиканский бюджет.
В 2008-2010 годах Правительством для поддержки субъектов квазигосударственного сектора, включая институты развития, направлено свыше 1,3 трлн.тенге.
При определении экономической целесообразности и рентабельности проектов, реализуемых финансовыми институтами и иными субъектами квазисектора, не учитывались колебания мировых цен, конъюнктура рынка, тенденции спроса и предложения, а также не определены риски и механизмы их нейтрализации.
В результате, отдельные введенные в эксплуатацию проекты работают не на полную мощность.
По нашей оценке, не налажена система взаимодействия государственных органов, негативно сказывающаяся на реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Правительством при формировании и корректировке трехлетнего бюджета не учитывались этапы, целостность и последовательность реализации инвестиционных проектов. Примеров тому в нашем отчете предостаточно.
В 2010 году Правительством продолжен курс по ориентации бюджетного процесса на стратегическое и программно-целевое планирование с целью достижения конечных результатов.
В 4-ом разделе Отчета проанализировано исполнение одиннадцати стратегических планов государственных органов, дана оценка реализации завершенных семи государственных и четырех отраслевых программ.
В целом по итогам контроля по отдельным стратегическим планам государственных органов отсутствовали цели и задачи их направлений, влияющие на достижение конечных результатов. Отмечаем, что при реализации государственных и отраслевых программ ответственными исполнителями и координаторами программ не в полной мере осуществляется действенный контроль и мониторинг. В результате, предусмотренные в программных документах мероприятия исполнены частично и не на должном уровне с допущением нарушений бюджетного и иного законодательства.
Уважаемые депутаты! Недостаточное изучение внутренних резервов, увеличения налоговой базы на стадии планирования проекта республиканского бюджета привели к значительному расхождению планового объема дефицита бюджета к фактическому.
Дефицит республиканского бюджета на конец отчетного года сложился в сумме 554,8 млрд.тенге, с увеличением уровня 2008 года на 227,3 млрд.тенге, а в сравнении 2009 годом на 43,9 млрд.тенге. Финансирование его обеспечивалось за счет роста заимствования, что привело к увеличению расходов бюджета на обслуживание правительственного долга. В результате в 2010 году они составили 94,6 млрд.тенге, что выше предыдущего года на 36,7 процентов.
В общей сумме заимствования наблюдается увеличение доли внешних займов с 2,5% в 2008 году до 25% в 2010 году, тем самым приводя к росту внешнего государственного долга. На конец отчетного года внешний госдолг составил 598,7 млрд.тенге.
Анализ финансирования дефицита республиканского бюджета и заимствования показал на недостаточный уровень развития внутреннего рынка ценных бумаг. Не внедрены альтернативные и надежные долговые инструменты внутреннего заимствования, при этом не создана система управления рисками.
Все это привело к увеличению государственного долга и валового внешнего долга страны, который вырос на 5,3% и составил 119,2 млрд. долларов США.
При этом, в структуре валового внешнего долга значительно преобладает долг акционерных обществ с участием государства.
Уважаемые депутаты! В целом по итогам контроля Счетного комитета общая сумма выявленных нарушений за отчетный период составила 159,7 млрд.тенге, в том числе по средствам республиканского бюджета, выделенных в 2010 году - 80,0 млрд.тенге.
Пятый раздел Отчета содержит основные выводы и рекомендации, направленные на повышение качества управления бюджетными средствами, совершенствование бюджетного и иного законодательства, усиление финансовой дисциплины, улучшение бюджетных процедур, а также предупреждению и недопущению нарушений в ходе исполнения республиканского бюджета и использования государственных активов.
Отчет имеет секретные приложения, где изложены итоги проверок в Комитете национальной безопасности, Службе охраны Президента, Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и др.
Итоги деятельности нашей работы в 2010 году приведены во втором приложении Отчета, где отражены основные показатели результатов контрольно-аналитической деятельности и итоги контрольных мероприятий Счетного комитета.
Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК
Астана 23.05.2011 г.